Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»
материал по окружающему миру на тему

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»

440202 «Преподавание в начальных классах»

ДОКЛАД

на тему «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Выполнила студентка 3 курса ПвНК-14А:

Филиппова Александра Дмитриевна

Научный руководитель: Федорова М.Г.

Якутск, 2017

Актуальность проблемы познавательной активности учащихся обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России и внедрении Федерального государственного образовательного стандарта необходимо реализовать качественно новую, личностно- ориентированную развивающую модель школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к учению, к отдельным учебным предметам, сделать их как можно более увлекательным, тем самым мотивировать и повышать познавательную активность учащихся. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной  познавательной деятельности.

Как же развивать познавательную активность  у младших школьников?  

Этим и обусловлен выбор темы доклада: Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель работы: Разработка заданий для повышения познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Познавательная активность – это  качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания: интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, установка к решению учебных  задач и их выполнение.

Познавательная активность включает:

Познавательный интерес (потребность, мотив)      познавательная готовность (принятие учебной задачи, психологический  настрой)                       познавательная активность (выполнение практических заданий) = познавательная деятельность, достижение цели или решение учебной задачи.

Развитие познавательной активности зависит от соблюдения ряда методических условий:

1)        включение каждого ребенка в ее деятельность;

2)        обращение к занимательным формам познавательной активности;

3)        установление взаимоотношений учителя с учащимися с позиции педагога «равный участник по совместной деятельности». [3]

Выделяются три уровня познавательной активности  младших школьников:

- воспроизводящая активность характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу – низкий уровень;

- интерпретирующая активность характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях – средний уровень;

- творческая активность характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ – высокий уровень.[2, C.41]

В формировании познавательной активности обучающихся может помочь использование учителем разнообразных методов обучения, среди которых особое место занимают игровые методы.    

Как отметил В.А.Сухомлинский, «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Раскрываются творческие способности личности, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.[9, c.93]

В учебной деятельности часто используются разнообразные дидактические игры, которые выполняют исключительную роль для  развития познавательной активности детей и позволяют повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Как отмечают  исследователи О.С. Газман, П.И. Пидкасистый, дидактическая игра имеет педагогическую направленность и позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное; учитель выступает как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. [1, с.34]

Видами дидактических игр являются:

-обучающие:  учащиеся, участвуя в игре, приобретают новые знания,  умения, навыки;

-контролирующие: цель таких игр состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний;

-обобщающие: игры требуют интеграции, систематизации знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.    

Структура дидактической игры включает:

1) дидактическую задачу – определение цели обучения;

2) игровую задачу – определение игровых действий;

3) игровые действия – решение познавательных и игровых задач;

4) правила игры –соблюдение учебных норм и  нравственных требований к выполнению;

5) результат игры – подведение итогов игры сразу по ее окончанию.[6, C.19]

Для повышения познавательной активности учащихся 3 класса на уроках окружающего мира разработано 17 заданий  в виде дидактических игр по учебно-методическому комплекту «Перспектива» (авторы: А.А. Плешаков и М.Ю.Новицкая). (см. Приложение 1)

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; анализ объектов с целью выделения признаков.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. [7, с.270]  

Задания разработаны по темам: «Киьи организма хайдах улэлиирий?» «Гигиена диэн тугуй?», «Билгэ органнара», «Суьал кеме», «Доруобуйа – кунду баай» которые направлены на оценку и контроль собственного отношения к своему здоровью, формирование правильного понятия о человеке, значимости овощей и фруктов в питании человека, необходимости правил соблюдения гигиены.

Задания направлены на:

-        На развитие интереса к уроку путем творческих заданий (лото);

-        На формирование умения доказывать, сравнивать, анализировать, обобщать, сделать выводы.  

-        На формирование творческих способностей, умения работать в паре (придумать рисунок из овощей).

Таким образом, познавательная активность способствует развитию потребности к чтению,  умственным занятиям, у учащихся формируется понимание ценности учения, значимого для общества и для отдельной личности.


Использованная литература

  1. Газман, О.С. В школу – с игрой [Текст]: Кн. для учителя / О.С. Газман, Н.Е.Харитонова. - М.: Просвещение, 1991.-96с.
  2. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель Приморья. 2014 №5 – С. 41-43.    
  3. Лисовая И.А Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
  4. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – Вып. № 1. – С. 125-129.
  5. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников [Текст] / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
  6. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова //Начальная школа. – 2010. №9. – с. 19-24
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Саблина, И.В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски [Текст] / И.В.Саблина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 – С. 95.
  9. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Айрис-пресс, 1985. -93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

презентация "Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка."

      В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно м...

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...

Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников.

Отчёт по теме самообразования : "Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников....

Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Технологии развития познавательной активности школьников к обучению русского языка...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...