обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей младших школьников в начальных классах."
статья (1 класс) на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников в начальных классах.

Выполнила учительница начальных классов МОКУ ООШ с. Старые Сулли

 МР Ермекеевский район Республики Башкортостан

Мухаметвалиева Гузалия Римовна

с. Старые Сулли – 2014г.

Содержание

 1. Введение

 2. Сборник упражнений по математике.(из опыта работы)

 3. Дидактические игры (из опыта работы)

 4. Упражнения, игры для развития логического мышления. (из опыта работы)

 5. Школьное сочинение – творческая работа и средство воспитания, формирование личности школьника. (из опыта работы)

 6. Сочинения на уроках математике. (из опыта работы)

 7. Учись играя.

 8. Заключение.

 9. Список литературы.

 «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для учителя эта истина является и девизом, и руководством к действию.

 «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования».

 Психологи отмечают, что творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:

 • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

 • стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя;

 • всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.

 Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

 Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.

 Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. Следовательно процесс обучения должен придти к формуле:

 ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

 Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:

 • задачи с несформулированным вопросом;

 В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.

 Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)

 • задачи с излишними данными;

 В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.

 Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.

 • задачи на сообразительность.

 На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.

 Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать.Доказать, что это — единственный вариант решения.)

 Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

 Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

 1-й класс

 1. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?

 2. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:

 7 * 4 * 2 * 5 = 10

 10 * 4 * 3 * 8 = 1

 Составь своё равенство.

 2-й класс

 1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.

 2. Разгадай ребус: АА + У = УРР .

 3. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.

 4. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.

 5. В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?

 3-й класс

 1. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим:

2. Расшифруй комбинацию кодового замка, если:

 а) третья цифра на 3 больше, чем первая,

 б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,

 в) в сумме все цифры дают число 17,

 г) вторая цифра 3.

 3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?

 4-й класс

 1. Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?

 2. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.

 12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240

 12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196

 12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232

 Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой вариант решения, отличный от других. В качестве примера приведу несколько задач, которые помогут учителю в развитии творческих способностей младших школьников:

 Задача №1

 Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число.

 Решение:

 I способ:

 Выпишем однозначные числа парами так, чтобы для них выполнилось второе условие – одно из чисел в 4 раза меньше другого: 1 и 4, 2 и 8. Из полученных пар выберем ту, которая удовлетворяет первому условию, т. е. их сумма должна равняться некоторому двузначному числу: 1+4=5 – не удовлетворяет; 2 + 8 = 10 - удовлетворяет.

II способ:

 Представим условие задачи в виде чертежа.

Пусть х – число десятков. Тогда 4х – число единиц. Наименьшее двузначное число – 10. Составим уравнение: х + 4х = 10, х = 2, тогда 2 * 4 = 8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию задачи.

 III способ:

 Исходя из условия задачи, сумма чисел должна делиться на 5. Таких чисел два: 10 и 15. 10:5=2; 2*4=8. Получим число 28. 15:5=3;3*4=12 – в этом случае не получим двузначного числа.

 Ответ: задумали число 28.

 Задача №2

 На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках кустов клубники стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?

 Решение:  I способ:

 1) 5 + 1 = 6 (частей) – всего;

 2) 6 : 2 = 3 (части) – приходится на каждую грядку;

 3) 5 – 3 = 2 (части) – пересадили с первой грядки;

 4) 22 : 2 = 11 (к.) - приходится на одну часть (было на второй грядке);

 5) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

 II способ:

 1) 22 + 22 = 44 (к.) – на столько меньше на второй грядке, чем на первой;

 2) 44 : 4 = 11 (к.) – приходится на одну часть (было на второй грядке);

 3) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

 III способ:

 Построим графическую модель условия задачи.

 1) 22 : 2 = 11 (к.) – приходится на 1/5 всех кустов (было на второй грядке);

 2) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

 Ответ: 11 кустов было на второй грядке, 55 кустов было на первой грядке.

 Таким образом, формирование творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным; вызывает у детей живой интерес к процессу познания; помогает усвоить учебный материал. Такую работу необходимо проводить в течение всего учебного года.

 Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством.

 Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

 Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

 – замечать любые творческие проявления учеников;

 – создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

 Неестественное слово ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умения общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широкомпони-мании, его организации и корректировки.

 Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять, писать.

 Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, стихов, сказок? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сложные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

 Каждый ребенок по своей природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи.

 Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения.

 Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.

 Вот два столбика наискосок,

 А между ними – поясок.

 Ты эту букву знаешь? А?

 Перед тобою буква А.

 (С. Маршак)

 Т в антену превратилась

 И на крыше очутилось.

 (А. Шибаев)

С помощю считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».

Ша-ша-ша –

 Мама моет малыша.

 Та-а-та –

 У нас в доме чистота.

 Ученикам по силам и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.

 В нашем доме на окошке

 Сидят серенькие _______.

 Мишка плачеи и ревет:

 Просит пчёл, чтоб дали _______ .

 С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:

 Весна, весна на улице,

 Весенние деньки.

 Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк.

 1. Шумят, звенят, играют

 Весною ручейки.

 2. Пора, ребята, прятать

 И лыжи, и коньки!

 3. Как много, много радости

 Нам принесли они.

 Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению.

 Позже при работе с литературным текстом на уроках чтения младшие школьники учатся понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.

 Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположение о содержании текста.

 Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

 На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг другом.

 Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературные способностей.

 Открывая тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества и стихосложения.

 Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребенка, а не для литературы, оно нужно для развертывания сил маленького автора.

 Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Для того, чтобы ближе познакомиться со своими будущими учениками, мы в школе организовали подготовку к первому классу. Занятия проводила один месяц май. Занятия длились по 35 минут.

 Так как я работаю над проблемой: развитие творческих способностей учеников, я разработала много разных заданий для этой цели, которые постоянно использую на всех уроках. Это разные виды упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а также на уроках математики, разные виды работы над текстом.

 Продолжая работать над этой проблемой, я заинтересовалась технологией «Развитие критического мышления». Потому что эта технология нацелена на то, чтобы ученики мыслили критически – это значит были любознательными, использовали стратегию исследований, а также работали, сотрудничая с другими. Эта технология нацеливает учителя на постоянное творчество.

Повышенный интерес к детской одаренности в последнее время обусловлено признанием ее социальной значимости, поэтому эта проблема непосредственно касается учеников и учителей, потому что «Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К.К.Платонов».

 Отсюда следует, что одаренность постоянно надо развивать. Для этого я предлагаю разные упражнения для родителей (чтобы они дома развивали детей), а также сама стараюсь давать индивидуальные задания на уроках для таких детей, а также провожу дополнительные занятия для сильных детей.

 У меня в классе 5 учеников, но я стараюсь в каждом ребенке видеть личность, чтобы каждый из них приходил в школу с удовольствием и не боялся высказывать свое мнение.

1. Сборник упражнений для 1 класса  Задачи в стихотворной форме.

2.Математические диктанты.

3.Дидактические игры.

 1. Игра « Цветик – семицветик».

 Цель: проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

 Инструктаж: На доске – лепестки разных цветов с различными числовыми выражениями и « сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала к доске выходят два человека ( по 1 от каждой команды), они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся на свое место, за ними выходят к доске следующие участники.

 Выигрывает команда, которая быстрее соберет « Цветик – семицветик».

 2.Игра « Числа – перебежки».

 Цель: закрепить знание о переместительном свойстве сложения.

 Инструктаж: детей распределяют на 3 команды. Из каждой выходит по пять учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение. Например, 2+8=10, 7+1=8, 5+4=9.

 Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+2=10, 1+7=8, 5+4=9. В каждой команде один из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения.

 3.Игра « Составь круговые примеры»

 Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

 Инструктаж: Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 7-5=2, 2+6=8, 8+2=10, 10-8=2, 2+5=7.

 4.Игра « Покормите рыбок».

 Цель: совершенствовать вычислительные умения.

 Инструктаж: наглядный материал в виде ярких плоских рыбок подготовлен на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10. Нужно разместить рыбок по кормушкам.

Упражнения, игры для развития логического мышления.

 В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, познание мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

 Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры.

 Вот некоторые из них, которые использую на уроках русского языка.

 1. Игра «Зашифрованное слово» – формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

 Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

 Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу;

 Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу;

 Колесо, село, панама (солома) – по последнему слогу;

 Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово.

 Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.

 2. Упражнение «Волшебный ряд букв».

Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий.

 Задания могут предлагать сами дети.  Н а п р и м е р: а, б, о, и, к, л, е, п, т.

 Задания:  а – деление на группы (гласные – согласные);

б – составление слов из букв (пила, лупа, лоб…);

 в – записать буквы в алфавитном порядке;

 г – найти лишнюю букву, ориентируясь на новое слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека);

 д – составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы.

(Алёша быстро обводил и красил листья.Ему помогали товарищи.)

 3. Игра «Выбывание слов» – игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать.

 Задание. На доске дается ряд слов. Ученики должны найти то слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.

 4. Составление предложений – развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

 Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

 Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязатель-но включали все эти слова.

 Н а п р и м е р:

 Река, ручка, собака.

 Ученики составили такие предложения.

 Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.

 5. Упражнение «Поиск общих свойств» – учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.

 Даются два слова, мало связанных между собой.

 Задание. Назвать как можно больше признаков для этих предметов.

 Н а п р и м е р: шкаф и лодка – сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вмести-мость…

 6. Игра «Составь цепочку» – учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.  Даются два слова.

 Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

 Н а п р и м е р: лес – пирог; доска – синица.

О т в е т ы:  лес – земляника – начинка – пирог;  доска – кормушка – семечки – синица.

 7. Упражнение «Дай определение» – учит четкости и стройности мыш-ления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позво-ляет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как вы-явление отношений «род – вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.  Задание. Заполнить пропуски в предложении.

 Н а п р и м е р:

 Корень – это часть слова, которая _________________________________.

 Орех – это _____________ , у которого ___________________.

 _______________ – это посуда для хлеба.

 8. Игра «Вырази мысль» – развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.

 Предлагается несложная фраза.

 Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

 Н а п р и м е р:  Птицы полетели на юг.

 О т в е т ы:  Пернатые друзья отправились в дальние страны. Журавли спешат в теплые края.  Н а п р и м е р:  Дятел громко стучит по дереву.

 О т в е т:  Далеко слышится стук «лесного доктора».

 Представленные упражнения, игры вызывают у детей большой интерес. А интерес порождает желание познать мир и самого себя.

 Школьное сочинение – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника.

 Сочини  Птицы, заставил, перебраться, жилью, холод.

Задумаемся, сколько значений у слова сочинить.

 1. Создать какое-нибудь литературное или музыкальное произведение.

 2. Составить, написать какой-нибудь текст.

 3. Выдумать, придумать; солгать.

Какое из трех значений глагола понятно и близко каждому ребенку в возрасте от шести до десяти лет? Первое? Но не каждый малыш начинает сочинять самостоятельные литературные и музыкальные произведения. Второе? Составлять настоящие сочинения-тексты наши ученики младших классов лишь учатся, и в этом помогаем им мы, учителя! Третье – последнее значение? Без сомнения, именно оно!

 Придумать, выдумать – вот что значит сочинить для каждого ребенка «от шести до десяти»! только так можно вообще научиться сочинять. А наши дети любят лгать, умеют лгать, лгут с огромным удовольствием, фантазируют.

 Фантазия – это сила, а не слабость ума! И эта сила дана нашим детям от природы. «Наиболее талантливы дети, врущие на каждом шагу, врущие просто так, безо всякой пользы и умысла. Врут они вдохновенно, как песню поют!» – замечает известная детская поэтесса Юнна Мориц. И добавляет: «Врут – сточки зрения обыденной, бытовой, очевидной правды. А с точки зрения такой вот как раз правды любое художественное произведение высокого полета есть бездна непрестанного вранья. Этот несбыточный бред и разгул необдуманной думки, чистый вымысел, а в быту – вранье, наблюдается сплошь да рядом в сокровищах мировой литературы, живописи, кино, балета и даже музыки, представляя во всей красе творческую силу художника – чистую правду».

 Чем отличается детское «вранье» от взрослого? Детское «вранье» безобидно! Именно поэтому психологи советуют его не разоблачать, а искренне с живым интересом поддержать игру воображения ученика, и она расцветет всеми красками радуги, забьет прозрачным и чистым ключом из-под земли.

 Наши дети – фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики.

 Посмотрите на небо! Что вы там видите? Обычное облако! О чем вы думаете? «Неужели сегодня опять будет дождь?!» а вот что видит ребенок:

 Я плыву на облаке верхом,

 Я плыву на облаке и вижу:

 Дерево, тропинку к дому, дом…

 Ребенок сочиняет! Он играет с облаком. Облако для него не примета возможных атмосферных осадков в виде дождя или мокрого снега, а волшебный ковер-самолет. С этого ковра самолета малышу открывается новый мир!

 Шагает ученик по дороге, перепрыгивая через лужу, – он уже не мальчик, а вездеход!

 Тонкие грани между миром волшебным и миром реальным преодолевается на уроках русского языка в игре.

 Для уроков сочинительства я выбираю игру-превращение. Это превращение, которое позволяет перевоплотиться в того, о ком пишешь, или в то, о чем придумываешь свое сочинение. В образе гораздо интереснее, а главное – легче представить себе то, о чем пишу. Превращение – наикратчайший и наилегчайший именно для ребенка младшего школьного возраста путь к фантазированию. Малыш превращается в кого угодно и во что угодно, и от имени этого «кого» или «что» рождаются новые картины и образы.

 Именно сочинительство становится важнейшим видом деятельности на уроках русского языка с начала 1 класса и до конца 4 класса.

 В 1-ом классе выполняется обычное задание по освоению алфавита; записывают название зверей из сказки «Теремок» по алфавиту:

 Волк. Заяц. Лисица. Лягушка. Медведь. Мышь.

 И опять чудо – на уроке рождается сказка о новом теремке. Теремок – это ты сам. Ты был очень одиноким, но вот прибегает волк – и у тебя появляется первый друг. Затем второй, третий, четвертый, пятый. Ты всем рад, всем находишь место. Наконец, последней к тебе прибежала совсем маленькая мышка – но ты уже раздулся, как воздушный шарик, и лопаешься – разваливаешься на части. Не выдерживаешь даже такой крошечной зверушки! Что с тобой будет потом?

 2-ой класс. Кто автор?

 Кот  ученый

 У лукоморья дуб _____________;

 Златая цепь на _________ том:

 И днем, и ночью _____ ________

 Все ходит по ________ кругом.  А.С. ___________

 Казалось бы, стихотворение давно известно наизусть. Что здесь нужно сочинять? Тем более даны слова для вписывания. Но даже восстанавливая хорошо знакомые строки, дети учатся сочинять, как Пушкин: выбирать нужное слово, ставить его в нужную форму, читать с нужным ударением. В конце концов, вспомнить и самому записать фамилию поэта, вместе с которым «сочинялось» стихотворение.

 Растут дети, и меняются условия для сочинительства. В 3-ем и 4-ом классах процесс сотворчества – сочинительства, становится настоящей интеллектуальной игрой, в результате которой и рождается новый текст.

 Тема: Местоимение. Любимая книжка.

 Он быстро повт..рил правило и принялся делать упражнение. Это _______ было очень простое. Нужно было сп..пать примеры и вставить пропущенные ________. Вот Шишкин п..сал, п..сал, а я в это время учил географию и делал вид, что не обращ..ю на него внимания. Наконец, он гов..рит:

 – Готово!

 Я посм..трел. батюшки! У него там ош..бок целая куча! Вместо ______ он написал гара, вместо _______ он написал висёлый, вместо ________ – тижёлый.

 Н. Носов

 Достраивается текст – восстанавливаются недостающие слова. Нет опоры на слова для вставки, каждый ученик сам становится писателем Носовым. Выбор нужного слова – обязательная часть любого сочинительства. Что вставить: правило или упражнение? Буквы или слово? Формируется «писательская» чуткость к слову и всему контексту. Вместе с другом Шишкина, дети удивляются лёгким словам, которые они сами уже умеют писать грамотно – без ошибок.

 Анализируются тексты, сочиненные вместе с автором, появляется внимание к тексту, рождается чуткость к отдельному предложению, даже слову!

 Тот, кто научился чувствовать слово как живое, тот не будет относиться к нему равнодушно или даже негативно во взрослой жизни.

1. Три поросенка

Все лето они _________ (кувыркались, росли) в зеленой траве, _________ (грелись, жарились) на солнышке, _________ (нежились, пла-вали) в лужах.

 Ты – поросенок.  Расскажи, как ты играл летом.

 Разные упражнения – разные игры, разные роли, сыгранные каждым учеником. В одном упражнении ребенок – игрушечный конь, в другом – может превратиться в шаловливого поросенка, беззаботно проводящего жаркие летние дни и т.д.  Толчком к развитию фантазии учеников становится литературный текст, однако дети не повторяют авторские идеи и сюжеты, они выстраивают собственные сочинения.

 Сочинение на уроках математике.

 Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако, они могут и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, семантического смысла математических терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций, отношений. Таким образом, сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественными языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

 Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Поэтому написанию сочинения предшествует рассмотрение учащимися математического объекта, выявления его свойств. После этого выявленные характеристики математического объекта описываются с помощью естественного языка.

 Треугольник.

 Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначить буквами А, В, С и др. В треугольнике есть три угла.

 Выбранное число.

 В натуральном ряду есть число 6. это число четное. У него есть соседи. Слева сосед 5, а справа сосед 7. Если цифру перевернуть, то получится цифра 9. Число 6 можно складывать с другими числами, вычитать, умножать и делить.

 Сочинения, основанные на личных впечатлениях учащихся, отражают не только результаты наблюдения, но и эмоциональное восприятие того или иного математического объекта.

 Например:  Круг – это такая геометрическая фигура, у которой нет углов. Круг весь такой ровненький, красивый. Он похож на солнышко, поэтому кажется, что он теплый. Еще круг добрый, его можно погладить и он не обидит. А вот треугольник имеет три угла. Он холодный, как сосулька, и злой. Я больше люблю круг.

 Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение процесса выполнения актов математической деятельности и т.п.

 Целью сочинений-загадок является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. Для этого от учащихся требуется выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект.

 Это самое замечательное из всех чисел. Сколько его не прибавляй и ни отнимай, а сумма и разность не изменяется. Это число запрещено в делении. В жизни это число запрещено в делении. В жизни это число называют такими словами: ничего, никого, пусто».

 «Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпку и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хочет выглядеть».

 Итак, сочинения на уроках математики – непривычная, но интересная форма работы со значениями математических знаков. Такая работа способствует развитию положительных эмоций в обучении математике.

 Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математике. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников (понятийного и языкового), развивают их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге – личность учащихся.

 « Учись играя»

«Сделать серьёзное занятие

 для ребёнка занимательным –

 вот задача первоначального обучения»  К. Д. Ушинский.

 В 1 классе ребятам нужно усвоить много орфографических правил, буквосочетаний, словарных слов, поэтому на уроках обучения грамоте и письма использую специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, дети не отвлекаются, им интересно и они быстро запоминают правила, или рифмовки - запоминалки.

1.Загадки в играх и развлечениях

 Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

 Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым.

 Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

 Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.

 Работа на уроке проводится в несколько этапов:

 Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

 а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

 б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

 Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

 Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

 Вот что получилось у детей:

 “Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).

 “В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

 “Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

 “Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).

 Широко в своей работе использую загадки на всех уроках: трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. В моём классе дети любят рисовать загадки, придумывают свои загадки. Это ли не творчество?

 2.Интегрированные уроки в 1 классе

 Творческие задания, интеллектуально-развивающие технологии, словесное рисование, увлекательные и способствующие гармоничному развитию младших школьников уроки. В 1 классе провожу интегрированные уроки. Целостное изучение общих для нескольких предметов (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, чтение, рисование) тем позволяет избежать перегрузок при адаптации одноклассника к школьным занятиям.

 3.Учимся говорить чисто!

 Скороговорка – своеобразное и интересное явление в литературе.

 Вот что писал сам В. Даль: «Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней и сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор»

 При знакомстве с новыми звуками на уроках обучения грамоте использую скороговорки, помогающие детям развить фонематический слух и понять, как важно произносить каждый звук в слове: ошибёшься – получится другое слово, будет непонятно, о чём говорится. Дети на моих уроках тренируются в произношении звуков, заучивают скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.

 Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, всё это способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

 Такая работа приносит свои плоды. Участвуя в школьных конкурсах чтецов, мои ребята всегда занимают первые места. Дети любят учить скороговорки, и их рисовать, так они им лучше запоминаются.

 4.Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости

 Очень широко использую пословицы и поговорки в работе на любых уроках. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает мне развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев , заканчивают ей сказку или рассказ.

 При обобщении темы «Устное народное творчество», ребята выполняли с интересом разные сказочные задания. Они попадают к Кощею Бессмертному, у которого 3 сундука : «Золото», «Серебро», «Камни», а в них – пословицы. Проблема! Они все перепутались! Одни – начало с концом поменяли, другие буквы в словах переставили. Условия игры: если дети отгадают все 18 пословиц – Кощей пропустит их, а если отгадают больше 20 – получат ключ от сундука.

 Ребята с интересом выполняли эту работу с пословицами, было трудно, непонятно, но очень радостно от того, что всё получилось и смысл пословиц ясен! Такая работа развивает учащихся и прививает интерес к урокам чтения.

 Работая в школе 24года стала  убеждаться , что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

 Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений и изложений, использую в уроках упражнения, основанные на принципе наращивания трудностей:

 1) составление предложений, объединённых одной темой;

 2) восстановление деформированного текста;

 3) устные ответы на вопросы, объединённые темой;

 4) составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;

 5) устные рассказы по прочитанному;

 6) сочини стихотворение или сказку;

 Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

 1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

 2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

 3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

 4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

 5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.

 Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

 В предложенной работе систематизированы наиболее интересные и распространённые упражнения на развитие творческих способностей у учащихся начальных классов. Данная работа будет полезна учителю при подготовке к урокам и их проведении.

 Упражнения предложены по форме: название, цель упражнения, инструктаж по организации работы.

 В формулировке названий упражнений отражена суть задания, занимательный момент игры, тренажера и других упражнений.

 Общей особенностью предлагаемых упражнений является преобладание игровых моментов, красочности оформления, важности тем , по которым предлагаются задания. В данной работе стремилась к тому, чтобы все устные упражнения были максимально доступны младшему возрасту учащихся, многообразны и основаны на активном участии детей в процессе усвоения необходимых навыков счета.

 Ставлю перед собой задачу продолжить работу по данной теме и разрабатывать новые дидактические игры и другие упражнения для развития творческих способностей младших школьников.

IV.Результаты моей работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

 1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся». //«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.

  2. Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников

 грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2002, с. 28-37.

 3. Козлова Л.В. «Тематический орфографический учёт знаний и умений учащихся». // «Начальная школа» №7, 1996, с 33-37.

 4. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.

 5. Савинова З. «Виды работ по формированию орфографической зоркости».

 //«Начальная школа», №1,1996, с.22.

 6. Тырычева Л.А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах».

 // «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.

 7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва«Просвещение», 1989.

 8. Шашкова В.Ф. «Развитие орфографической зоркости учащихся». //«Начальная

 школа», №8, 2002, с. 48.

 9.Волина В.В.Занимательная математика.-М.,1999.

 10.Захарова С.И.Математику учим в игре. Начальная школа.1999. №7.

 11.Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Москва-Воронеж, 1996.

 12.Лысенко Е.А., Тонких А.П. Логические задачи. Начальная школа.2000.№9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...