Дифференцированное обучение – технология повышения качества современного образования
опыты и эксперименты на тему

Бяшарова Наталья Николаевна

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение – технология повышения качества современного образования

Любить детей - этого мало,

Надо знать их.

М. Н. Гернет

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности,  познавательных и созидательных способностей. Нас волнуют одни и те же вопросы и проблемы: как рационально использовать время, чтобы дать качественные знания учащимся, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.

И среди огромного числа этих проблем, мучительно решаемых отечественной школой и педагогикой, пожалуй, наиболее острой является: проблема дифференциации обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

На основе своей педагогической практики я пришла к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога.

Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с разным уровнем развития и степенью подготовленности, личным отношением к учению и индивидуальными интересами. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

Один из путей индивидуального подхода - дифференциация обучения. Положительные стороны дифференцированного обучения:

  • сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабого;
  • повышается уровень мотивации.

Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Организация  внутриклассной  дифференциации включает несколько этапов:

  • Определение критериев в соответствии, с которыми создаются группы.
  • Проведение диагностики на основе выбранных критериев (наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
  • Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
  • Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
  • Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
  • Диагностический контроль результатов, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного  материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей УУД.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной       (индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания). При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учёт выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития). В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Распределение по группам не  является раз и навсегда заданным.

Способы дифференциации предполагают:

По содержанию учебных заданий

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

 По способу организации деятельности

  • по степени самостоятельности;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий. 

 Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще - труднее, не использует рисунки - учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий.   Широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует  повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости. Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого в соответствии с его возможностями и способностями, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельному, личностно-ориентированному. Современная школа должна дать выпускнику не только сумму знаний, но и предполагает ориентацию на развитие личности учащихся.

В качестве требований к уровню подготовки выпускников начальной школы выступают положения Концепции непрерывного и преемственного образования. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Список литературы

Деменева Н.Е. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.

Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11. - 2006.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4. - 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества начального образования.

Виды работы на развитие логического мышления через уроки русского языка по учебникам Нечаевой...

Использование современных методов и технологий для повышения качества математического образования

Компете́нтность— это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности....

Методика использования современных ресурсов и технологий обучения для повышения качества образования.

Одним из средств достижения  результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достиж...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью обучения детей в начальной школе является научить учеников максимально быстро и качественно осваивать и применять в жизни большое количество информации. Современные педагогические технол...

«Повышение качества школьного образования в современной ситуации развития»

laquo;Повышение качества школьного образования в современной ситуации развития»...