ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Актуальность

Детство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти вперёд.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий

В процессе обучения игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. развлекательную (основная функция игры -развлечь, доставить наслаждение, вдохновить, пробудить энтузиазм);

 2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

 3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

 4. терапевтическую: преодоление разных проблем, возникающих в остальных видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную: внесение положительных конфигураций в структуру личных характеристик;

 7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

 8. социализации: включение в систему коллективных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_pedagogicheskih_tehnologiy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Актуальность

Детство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти вперёд.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий

В процессе обучения игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. развлекательную (основная функция игры -развлечь, доставить наслаждение, вдохновить, пробудить энтузиазм);

 2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

 3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

 4. терапевтическую: преодоление разных проблем, возникающих в остальных видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную: внесение положительных конфигураций в структуру личных характеристик;

 7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

 8. социализации: включение в систему коллективных отношений.

В своей педагогической деятельности выделяю следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические.

Урок-игру использую  как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения и в проведении внеурочных мероприятий.

По целевых ориентации выделяю игровые технологии:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

 Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

 Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Приведу примеры из практики применения игровых технологий на разных этапах учебного процесса:

При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Например: 


  • Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? 

  • Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? 

  • Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них? 


В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнованиеКоманда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 2 классе.

Учитывая особенности класса и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.

На уроках русского языка например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2-м классе можно использую игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. 

На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови произведение», «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы» и т.д.

Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. 

Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей. 

Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Статья о том, что такое игра и как ее использовать....

Педагогический опыт по использованию игровых технологий в начальной школе.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Применение игровых технологий на уроках в начальной школе....

Использование игровых технологий в начальной школе

Использование игровых технологий в начальной школе...

Использование игровых технологий в начальной школе по ФГОС.

Материал об игоровых технологиях как вида педагогической деятельности. Игра как метод обучения и воспитание ребёнка.В материалах показаны механизмы привлекательности игровой деятельности. Теория и кла...