выступление. Формирование толерантности в курсе ОРКиСЭ
материал на тему

Рябушева Елена Юрьевна

Выступление на городской НПК Духовно-нравственное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Формирование гражданственности и толерантности в курсе ОРКиСЭ
  2. Наше время – это время  существенных противоречий. С одной стороны, в ходе социально-экономических и политических реформ открываются новые возможности для развития страны, с другой стороны – нарастают негативные явления в общественной среде:
  3. В этих условиях государство и общество с особым вниманием обращается к проблемам духовно-нравственного  воспитания подрастающего поколения.  И образование  рассматривается как важнейший  фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов. В Приоритетных направлениях развития образовательной системы России  одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом, и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России.
  4. В стандартах второго поколения воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, человека, уважающего ценности иных культур и мировоззрений становится предметом специального проектирования. В школах предусмотрены программы воспитания и социализации школьников, включающие, в том числе, изучение специальных предметов. В 2010-2012 годах прошла апробация курса - «Основы религиозных культур и светской этики» в 6 модулях. А с 2012 года в соответствии с новыми ФГОС во всех субъектах РФ в процесс обучения вводится новая область знания: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

 Эти предметы имеют в своей основе культурологический подход и связан с развитием практико-ориентированного поиска ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе.

  1. Одним из важнейших путей развития ценностной сферы школьника является формирование многоуровневой идентичности личности и самоидентификацией. Осознавая себя  личностью, ребёнок должен осознать и свои моральные связи с Родиной,  народом,  истоками  и корнями.  Должна сформироваться его гражданственность, которая  подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности на благо общества, мыслить и действовать государственно.
  2. Несомненно, благоприятным для развития любого народа является уважение к своей истории, языку, культуре, традициям, преемственности поколений. Однако патриотизм, основанный на противопоставлении своей нации, своего государства, своей веры другим народам и странам, не является подлинным и легко перерастает в национализм и шовинизм. Поэтому также важно воспитание толерантности. В русском языке толерантность  синоним терпимости -  это «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Проявление толерантности означает, что каждый человек свободен придерживаться собственных убеждений и должен признавать такое же право за другим.

 Это отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность взаимодействовать на основе согласия и  является важнейшим условием нахождения компромиссов и  преодоления конфликтов. Что в  нашей поликультурной и многонациональной стране  очень важно.

  1. Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Василий Сухомлинский 

Итак, в нашей школе есть 4-х летний опыт преподавания модуля  ОРКиСЭ  «Основы светской этики». Я преподаю  этот курс третий год в параллели 4-х классов.

 Цель ОРКиСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКиСЭ:

  1. Как же в нём заложено формирование гражданственности и толерантности:
  • Содержание курса интегрируется вокруг базовых национальных ценностей:

В модуле «Основы светской этики» базовыми понятиями являются ДОБРО и ЗЛО – как мерила морали и нравственности человека и общества.

  1. Принципы изложения содержания:  историчность,  научность, поликультурность, светскость.
  • Ориентация на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • Демократичный характер общения: плюрализм и свобода высказываний, Разнообразные формы работы: активные и интерактивные, групповые и индивидуальные формируют уважительное отношение к иному мнению.
  • Различные методы и приёмы развивают готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию:
  1. Примером патриотического и гражданственного направления  всех модулей ОРКиСЭ  служат темы уроков на экране. Примером поликультурного и исторического подхода  курса может служить систематичное использование на уроках высказываний, теорий знаменитых философов и мудрецов всех времён, религий и народов, а также исторических фактов и фольклора разных эпох и этносов.
  2. Например, урок о нравственных идеалах строится на русских былинах, богатырских эпосах чувашей и скандинавов. Исторический факт поединка Пересвета и Челубея на Куликовом поле даёт начало разговору о правилах  соперничества по теме «Честь и достоинство».
  3. В воспитании толерантности немалую роль играет этнотехнология, базирующаяся на народной мудрости. Каждый этнос обладает колоссальными объёмами пословиц и поговорок, например о стыде и совести, Или в теме Патриотизм многонационального народа России о вненациональных достоинствах человека.
  4. Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знания и понимания общечеловеческих ценностей. Подчёркивая диалог различных религий, вводится понятие «Золотое правило нравственности»:
  5.  Интерактивные методы уроков позволяют развивать терпимость и понимание других учеников класса. Например, в игре «Водоворот идей» или «Выбираем-размышляем» дети выбирают и отстаивают свой выбор фразы или пословицы, отвечая на вопросы оппонентов. Совместное и индивидуальное творчество, поисковые групповые задания требуют умения слышать и уважать мнение другого, развивают способность сопереживать и помогать каждому члену коллектива, вне рамок дружеских отношений.
  6. Все домашние задания рассчитаны на обсуждение темы с родителями или родными.  Это позволяет формировать самоидентичность ученика и расширять сферу его  коммуникативных связей.  Таким образом, в образовательный процесс вовлечены несколько поколений семей учеников,  использован их жизненный опыт, создано поле для рефлексии и самооценки каждой  личности.
  7. Основные понятия  ОРКиСЭ – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всего курса и работают на формирование гражданственности, толерантности и общей культуры ребёнка.

 Итак, очевидно, что  в стандарте образования второго поколения,  духовно- нравственный компонент становится одной из важнейших составляющих, а в дальнейшем позволит  постепенно менять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект станет центрообразующим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

Выступление на тему "Формирование толерантного поведения в семье"

Учитель знакомит родителей со значением слова толерантность и приёмами  формирования толерантного поведения....

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»...