Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ
материал (4 класс) по теме

Герасимова Т. В.

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_ponyatiyami_v_kurse_orkise.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над понятиями в курсе ОРКСЭ.

«Определите  точно  каждое  слово  и  вы

                                                                         избавитесь от  половины  заблуждений».

                                                                                                                                Декарт

Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий.

Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.

Определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некоего понятия, получение прямого ответа на вопрос, чем является объект, который оно обозначает.

Правила определения понятий:

1. Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объёмом определяемое понятие.

2. Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объёму меньше определяемого понятия.

3. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

4. Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

5. Определение не должно быть сложным и непонятным.

6. Определение не должно быть отрицательным.

Решая проблему формирования понятий у обучающихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.

Получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах. Следующий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.

Таким образом, в качестве важнейших критериев сформированности понятия формулируются следующие:

1) осознанность существенных признаков содержания понятия;

2) умение ориентироваться именно на них при решении задач;

3) сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие);

4) освоенность отношений между изученными понятиями.

Учителю необходимо помнить о методических условиях, обеспечивающих усвоение понятия.

1. Обеспечение активной мыслительной деятельности учащихся.

Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы.

2. Целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению.

3. Обеспечение осознания существенных и несущественных признаков понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что обучающиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия.

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5.Раскрытие сущности связи  категорий в процессе изучения новой категории.

6. Наглядное изучение понятия.

Основные методы формирования понятий: индуктивный и дедуктивный

Какие формы и методы работы над понятиями используются в курсе ОРКСЭ?

1.        Работа с толковым словарем, составление словосочетаний и предложений с новым понятием, проговаривание слов, ведение словаря новых понятий

2.        Запись понятий в тетради, составление кроссвордов с новыми понятиями, ребусы, лото.

3.        Учащиеся в ходе урока формулируют новое понятие самостоятельно в ходе дискуссии или обсуждения, иллюстрирование понятий примерами из жизни

4.        Обсуждение жизненных ситуаций, тестирование, словарный диктант, сопоставление характеристик героев детской художественной литературы.

5.        Продолжить цепочку слов, выделение в тексте, дать толкование слова с помощью контекста, исключение «лишнего» слова

6.        Проговаривание, работа со скороговорками и чистоговорками, подбор синонимов и антонимов, игры с договариванием слов, словосочетаний, предложений, классификация понятий по определённым признакам.

7.        Размышления детей, подбор однокоренных слов.

8.        Работа с деформированным определением

9.        Ассоциация, работа со схемами, таблицами, дополнительными источниками, выдвижение гипотез.

10.        Обсуждение понятия на уровне житейского понимания.

11. Составление словаря-глоссария.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной

деятельности,  который проходит через все уроки курса,  способствуя  

систематизации и усвоению учебного материала.  Содержание глоссария

составляют понятия,  наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.  Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно,  но и объяснить,  почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

 Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока,  подводя таким образом его итоги,  а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКиСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс. Из опыта работы

В статье раскрываются задачи, которые необходимо решить на уроках светской этики. Подробно объясняется необходимость тесного сотрудничества школы и родителей. Приводится пример моделирования урока, не...

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...