Главные вкладки

    Факторы, способствующие привлечению родителей к участию в жизни школы
    материал по теме

    Шарифьянова Альфия Алисовна

    Выступление на педагогическом совете

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

    Сармановского муниципального района Республики Татарстан

    Выступление на педагогическом совете

    Факторы, способствующие привлечению родителей к участию

    в жизни школы.

    Учитель начальных классов :

     Шарифьянова А.А.

    2012-2013 учебный год

     «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям  счастье».                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                             В.А.Сухомлинский                                                                                                                   

    С приподнятым настроением, трепетом перед первым уроком идет ребенок первый раз в первый класс. Сколько приготовлений, ожиданий, надежд! Может ли долгожданная школа стать для мальчишек и девчонок вторым домом, где уютно, интересно и спокойно? Конечно, может! Есть только один секрет: дружба между школой и семьей.

       Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

    В настоящее время нет необходимости пространно останавливаться на проблемах современного кризиса семейного воспитания. Достаточно познакомиться с данными последних социологических исследований. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

      Психологи отмечают следующие типичные страхи родителей:

      Страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». При этом под престижем многие понимают солидность вывески, высокую учебную нагрузку, большое количество дополнительных занятий и учебных дисциплин. Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;

    - страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителем, либо начинают претендовать на роль экспертов действий педагогов;

    - страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;

      В условиях развивающегося общественно-государственного характера управлений школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы работы с родителями.

     Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций - неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

    Факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы.

    По данным зарубежных исследований, прежде всего это:

    - активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

    - понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

    - установление личных отношений между родителям и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

    - создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

    Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

    - информацию об успехах детей;

    - уровень заинтересованности учителей в успехах детей;

    - позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;

    - уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

    Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!

    Задайте себе несколько вопросов!

    • Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

    • Легко ли им попасть в школу?

    • Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

    • Легко ли родителям найти методический кабинет, кабинет директора ?

    • Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

    • Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

    • Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

    • Проводим ли мы обучение родителей?

    • Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

    • Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

    • Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

    • Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

    • Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами.

       Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

      Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

       Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

    Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

    Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

    Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

    Критерии эффективности

    В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

    В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

     Помочь родителям стать компетентными, т.е. знать цели воспитания и пути их достижения;

    Научить родителей анализировать свои воспитательные воздействия на ребенка и их последствия;

    Научить родителей правильно воспринимать своих детей, не проецировать на них собственные эмоции, чувства, ожидания.

    Научить родителей конструктивному общению со своим ребенком.

    Научить родителей пользоваться законодательными нормативами, обеспечивающими сохранение мира, согласия и здоровья детей в семье.

    Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

    Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи, утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой потенциал по воспитанию детей.

    Неглубокая осведомленность о своих детях, низкий культурный уровень в семьях, непонимание, что такое воспитание, часто ведут к неблагополучию как родителей, так и детей.

    Сам факт существования таких проблем подтверждает необходимость взаимодействия школы и семьи. Сегодня изменились взаимоотношения школы и семьи, и связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести только форму альянса.

    Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона – педагогический коллектив, другая сторона – семья. Интерес, ради которого заключается союз, — интересы ребенка.

    Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В современных условиях воспитания будет тем эффективней, чем полнее родители будут поддерживать школьное воспитание детей. А для этого нужны определенные условия.

     

    Условия взаимодействия семьи и школы:

    Исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга (чтобы иметь возможность понимать друг друга)

    Умение устанавливать реальные взаимные действия, отдавая себе отчёт в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

    Позитивный климат в школе

     В период сверхзанятости родителей, многие из которых постоянно испытывают психологические перегрузки, существенно осложняются взаимоотношения родителей и детей, снижается влияние семьи на процесс воспитания и социализации подростков. В этих условиях повышается роль ОУ в объединении усилий родителей, различных социальных структур в оказании помощи семье в реализации воспитательной функции. В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт работы «Совета родительской общественности», консультационного пункта, Управляющего совета, родители чаще привлекаются к оценочным и экспертным процедурам по различным направлениям деятельности и результативности школы. Это повышает степень взаимопонимания и доверия между семьей и школой. Сегодня мы можем сказать, что родители школы являются активными участниками в деятельности школы.

    В нашей школе работает Совет родительской общественности, основной задачей которого является укрепление роли семьи в воспитании детей. Состав Совета — члены классных родительских комитетов, представители администрации школы. В его деятельность входят три направления:

    Социальное (социальная поддержка малообеспеченным семьям, работа с неблагополучными семьями, с «трудными» детьми);

    Просветительское (лектории, беседы, встречи).

    Материально-техническое (взаимодействие с руководителями предприятий по оснащению материально-технической базы школы).

    Члены совета родительской общественности разделены на группы по направлениям. Планируется работа, исходя из проблем, возникших в школьной среде. В результате анкетирования родителей, взаимодействия администрации школы, классных руководителей с родителями стало ясно, что родители нуждаются в поддержке в таких вопросах воспитания, как управление собственными эмоциями, методы поощрения, наказания, формы эффективного общения.

    Члены совета родительской общественности выносят на обсуждение эти вопросы и решают совместными усилиями конкретные действия, а именно: проведение лекториев, консультации специалистов, встречи с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания.

    Неблагополучные семьи, «трудные» дети, тяжелое социальное и материальное положение малообеспеченных семей – вот круг проблем, которые стоят перед школой.

    Члены совета родительской общественности стараются помочь. Ответственные за социальное направление, разделены на микрогруппы, которые работают на микрорайоне (как правило, где проживают). Они посещают семьи на дому с целью обследования условий проживания обучающихся, проведения профилактических бесед, определения характера взаимоотношений членов семьи, соблюдения ребенком режима дня, его занятости в свободное время, интересуются успеваемостью и посещаемостью учебных занятий.

    Такая работа способствуют выявлению основных нужд, проблем, интересов ребенка и самих родителей. Исходя из этого, выстраивается работа по оказанию поддержке семье. А в отношении родителей, которые недолжным образом выполняют родительские обязанности, — это крайне неблагополучные семьи, которые не желают хоть как-то изменить ситуацию в семье, привлекаются инспектора, участковый, специалисты отдела опеки. Неоднократно приходилось обращаться к с просьбой об оказании помощи по воздействию на безответственных родителей. Совместными усилиями школы, совета родительской общественности и правоохранительных органов стараемся разрешить данную проблему.

    На заседания совета родительской общественности с целью профилактики приглашаются ребята, систематически пропускающие занятия в школе без уважительной причины, неуспевающие. Продолжением является кропотливая индивидуальная или групповая работа общественностью (тренером, руководителем кружка), психологом, оперативниками-наставниками из числа старшеклассников под руководством педагога-организатора и классного руководителя.

    Оказание социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется в течение всего года. Члены совета родительской общественности поддерживает связь с родителями, которые имеют возможность помочь, общественными организациями, которые оказывают посильную материальную помощь малообеспеченным семьям (канцелярские товары, спортивная форма, одежда, учебники).

    Актуальным является вопрос занятости обучающихся в летний период времени. Коллектив школы планирует и организовывает летний труд и отдых детей. Задача Совета родительской общественности – помочь школе в привлечении как можно большего количества учащихся.

     Одна из современных форм взаимодействия школы и семьи – это СМС-дневник, посредством которого осуществляется оперативная связь по телефону: классные руководители ежедневно передают необходимую информацию оператору связи для отправки родителям сообщения по СМС-дневнику. А также, при необходимости, администрация школы приглашает родителей на собеседования по различным вопросам. Таким образом, родители ежедневно осведомлены об успеваемости и дисциплине своего ребенка, узнают о домашних заданиях по всем предметам, проводимых классных и общешкольных мероприятиях. Такая современная форма работы по взаимодействию школы и семьи дает положительные результаты.

    Мы знаем, что часто дети испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не могут найти друзей, а случается – и с родителями общение не складывается. Здесь необходима квалифицированная помощь специалистов.

      В школе работает почта «Доверие» «Спрашивайте – отвечаем». Свои вопросы родители и дети опускают в специальный ящик, которые впоследствии решаются.    Работа консультативного пункта дает возможность родителям своевременно отреагировать на те сложности, которые возникли у ребенка в школе, дома, на улице, а значит общими усилиями спасти его от многих необдуманных поступков, помочь разобраться в ситуации.

    Для успешного обучения и воспитания обучающихся в школе проводятся Дни открытых дверей, в программу которого входят различные формы работы с родителями, к примеру, проводятся: лектории, внеклассные мероприятия, открытые уроки.

       Когда родители проживают один учебный день со своими детьми, они больше узнают об их интересах, внутреннем мире, а также о жизни класса и школы.

       Серьезная работа с родителями ведется в профориентационном направлении. Здесь классные руководители работают практически индивидуально с каждым учеником и его родителем.

       С этой целью ежегодно в школе проходит День открытых дверей для обучающихся и их родителей. Приглашаются представители различных высших и средне-специальных учреждений. Старшеклассники проходят тестирование, получают рекомендации, их приглашают в различные учебные заведения.

    Родители – активные зрители и участники различных школьных и районных мероприятий.

      Педагог-организатор школы совместно с активом проводят для родителей и их детей интересные мероприятия к различным праздникам, к примеру:

    - праздничная программа ко Дню матери

    - соревнование в рамках акции «За здоровый образ жизни» «Мы выбираем жизнь!», участниками которого являются учащиеся, учителя и родители;

    - ярмарки и многое другое.

    Традиционно проводятся общешкольные родительские собрания на актуальные темы.

    Перед родителями выступают работники правоохранительных органов, специалисты службы наркоконтроля, администрация школы, психолог и другие.

    Таким образом, сотрудничество школы и семьи дает положительный результат в воспитании и обучении детей. Сократилось количество учащихся, систематически пропускающие занятия, состоящие на различных видах учета, количество неблагополучных семей, повысилась активность родителей в общественной жизни школы.

      В заключении хочется сказать, что только такой союз, как «школа – ученики — семья» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника,  может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям. Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.

       Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

    Тезисы:

      Работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

      Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

    Факторы способствующие  привлечению родителей к участию в жизни школы.

    - активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

    - понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

    - установление личных отношений между родителям и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

    - создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

    В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...

    Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

    В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

    Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

    В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

    Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе

    «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее»....

    «Привлечение родителей для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начальной школе»

    Необходимо, чтобы занятия физкультурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Для поддержания и закрепления интереса младших школьников к физической ...

    Награды "За активное участие в жизни школы"

    Награды "За активное участие в жизни школы"...