Статья по теме «Возрастные особенности младших школьников»
статья по теме

Шевчук Наталья Владимировна

                                                                                                                                                «Игрушкам детства – свой черёд,  а зрелый опыт – поздний плод»

                                                                                                                                                У.Блейк

         Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

        Статья по теме «Возрастные особенности младших школьников»

Подготовила: учитель начальных классов  Шевчук Н.В.

                                        «Игрушкам детства – свой черёд,                                                                 а зрелый опыт – поздний плод»

У.Блейк

        Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.

        В семь лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Всё меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

        Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребёнка родные и близкие люди.

        В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс ещё не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребёнок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

        В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте  почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается в среднем, по мнению физиологов, до 1 400 граммов. Изменяется и развивается психика ребёнка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому возбудимость младших школьников очень высока. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения увеличиваются на 50%, зрительные – на 80%.

        Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырёх видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.

        Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается и,  какой она будет, очень трудно сказать в самом начале развития. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция.

Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать и сложный материал, но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

- учебный материал должен быть ребёнку интересен и понятен;

- ребёнок должен быть мотивирован на его изучение;

- ребёнок должен владеть умениями по его изучению.

        Огромное значение имеет процесс обучения учащихся умениям саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно формировать у учащихся интеллектуальное развитие, желание умственной работы.

        В начальной школе у учащихся изменяется отношение к трудовой деятельности. Учебная деятельность продолжается в трудовой – дома. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции школы продолжались бы и дома.

        Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержание общения детей с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности детям необходимы различные формы коллективной работы. В них дети овладевают такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, умение делать выводы и обобщения. Такие дети не только отвечают на вопросы. Но и не боятся их задавать. Не боятся делать ошибки, не боятся выражать своё мнение или несогласие. Сохраняют постоянный интерес к результатам своей учебной деятельности и желание к преодолению встречающихся трудностей. Всё более детей начинают привлекать игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения.

        Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью», им интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с интересом, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное им. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится всё более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

        Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объёму. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объём, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки вырабатывается внимательность ка свойство личности. Оно напрямую связано с такими личностными качествами, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и её результат.

        Мышление учащихся претерпевает большие изменения – от эмоционально - образного к абстрактно - логическому. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми:  форма, краски, звуки, ощущения. На новый более качественный уровень мышления  -  уровень понимания причинно – следственных связей учащиеся выходят к концу четвёртого класса.

        Мышление нельзя рассматривать вне развития речевых умений. Влияние школьного обучения на мышление и речь проявляется в том, что словарный запас ученика становится богаче, учащиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли.

Память детей в этом возрасте имеет преимущественно наглядно – образный характер. Поэтому запоминают  надолго и воспроизводят тот материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно.

        Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В младшем школьном возрасте формируется самооценка. Самооценка может быть адекватной, завышенной, заниженной.

        В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и значимые взрослые хвалят ребёнка, поддерживают его, отличают его успехи. То это будет способствовать развитию мотива достижений.

        Большое значение в формировании личности играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребёнка таких качеств, как зависимость от чужого мнения. Боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.

         В этот период идёт формирование социального престижа ребёнка. Детям необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Большое значение имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеучебных достижений. Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся. Стремление младшего школьника к  яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворятся в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организуют взрослые.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.  Но он уже начинает утрачивать детстку...

Статья на тему "Возрастные особенности современных школьников"

Возрастные особенности современных школьников...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности младших школьников"

В данной презентации озвучиваются возрастные особенности младших школьников...

Статья "Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста"

В представленном материале выделены основные психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста...

Статья:"Возрастные особенности младших школьников"

В статье побробно рассмативаются психологические особенности младшеклассников и обяъсняются причины проблем, с которыми они могут столкнуться в в начале школьного обучения....

Статья на тему "Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников"

Младший школьный возраст – это этап в развитии ребёнка, который соответствует периоду его обучения в начальной школе. В данной статье педагоги и родители смогут ознакомиться с особенностями форм...

Статья: «Возрастные особенности младших школьников в познавательной деятельности»

Природа одарила каждого человека способностью познания того мира, в котором он родился. Однако способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательно деятельности челов...