Обучение младших школьников быстрому чтению.
презентация к уроку на тему

Васильева Ольга Павловна

Презентация на тему "Обучение младших школьников быстрому чтению"  подойдёт как учителю для обогащения опыта и применения на практике, так и для презентации опыта учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_obuchenie_bystromu_chteniyu.pptx465.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила Васильева Ольга Павловна учитель нач.классов ГБОУ №536 Обучение младших школьников быстрому чтению

Слайд 2

Что такое «быстрое чтение»? Базовым элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Обычно текст содержит до 90% избыточной информации. Но это не означает, что мы читаем одну «воду». Только от 10% до 25% текста несут смысловую нагрузку, быстро считывать которую позволит данный алгоритм чтения. Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок ».

Слайд 3

Развитие навыка чтения 1 класс 2 класс 3-4 классы Формирование чтения на уровне слова (чтение целыми словами), Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения. Увеличение скорости чтения и постепенное введение чтения «про себя». (увеличение доли чтения про себя 10-15 %) Наращивание скорости чтения «про себя» и овладение приёмами быстрого чтения. (увеличение доли чтения про себя к 4 кл . 80-85%)

Слайд 4

Быстрое чтение – это поверхностное чтение ( по «диагонали» ), активный, понятийный процесс. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания , позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации. Быстрое чтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного.

Слайд 5

Для освоения техники быстрого чтения используют семь золотых правил быстрого чтения : Первое – читать без регрессий. Второе - читать по интегральному алгоритму чтения. Третье - всегда выделять доминанту - основное смысловое значение текста. Четвёртое – читать без артикуляции. Пятое – читать вертикальным движением глаз. Шестое – постоянно развивать своё внимание и память. Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги.

Слайд 6

Первое – читать без регрессий Регрессии при чтении. Повторно читаемый участок строки: При чтении с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то ученик дважды прочитывает текст. Этот недостаток самый распространённый. Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд . Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Слайд 7

Второе правило быстрого чтения - читать по интегральному алгоритму чтения. Определяется последовательность умственных действий при восприятии текста: Название Автор Источник и его данные Проблемы Факты Особенности Новизна. Алгоритм чтения нарисовать на отдельном листе и укрепить его на рабочем столе для лучшего усвоения. Для решения этой задачи также можно использовать деятельность моделирования: изобразить алгоритм в виде робота, человечка и т.п.

Слайд 8

Третье правило быстрого чтения - всегда выделять доминанту. При чтении всегда выделять доминанту - главную смысловую часть текста. При анализе текста надо вначале выделять ключевые слова, затем построить смысловые ряды и сформировать доминанту. Ключевые слова. Смысловые ряды. Доминанта – значение .

Слайд 9

Упражнение : развитие смысловой догадки. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась _______. Снег повалил большими _______. На конце пустынной и глухой _______ вдруг показалась какая- то девочка. Она медленно и ________ пробиралась по ________. Она была худа и бедно ________. На ней было плохое _________ с узкими рукавами. Вдруг девочка _________.

Слайд 10

Четвёртое правило быстрого чтения – читать без артикуляции. Артикуляция замедляет чтение. Чтобы читать быстро, надо читать молча. При чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, схемами, а целые группы слов – одним словом. Быстро читающие дети сразу улавливают, фиксируют замысел автора и усваивают его на уровне внутренней речи. Происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного. Упражнение: метод речевых помех. Чтение с одновременным выстукиванием ритма. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки, по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку. Выстукивание ритма создаёт помехи для артикуляции.

Слайд 11

Пятое правило быстрого чтения – читать вертикальным движением глаз. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение . Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразное движение, останавливаясь только в двух - трёх местах на каждой строке. Восприятие текста происходит только в момент остановки - фиксации глаз . Различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент остановки (фиксации).

Слайд 12

Развитие периферического зрения – это и есть увеличение числа слов, воспринимаемых за одну фиксацию. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте :

Слайд 13

Линиями обозначены движения глаз за одну фиксацию При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Каждая таблица представляет собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Правило: взгляд фиксируется в центре таблицы, горизонтальные движения глаз запрещены.

Слайд 14

Шестое правило быстрого чтения – постоянно развивать своё внимание и память. Седьмое правило быстрого чтения – ежедневная порция чтения любой книги 10-50 страниц.

Слайд 15

Важнейшим итогом обучения литературному чтению должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно – и радость,и труд, и польза. Чтение – вот лучшее учение! А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи свое...

Обучение младших школьников оптимальному чтению.

Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения...

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению

В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов  выведения в образы учебного материала....

Обучение младших школьников быстрому чтению О.А. ТРУТНЕВА, учитель начальных классов, МОУ «Боцинская СОШ», с. Боций, Джидинский район, Республика Бурятия

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15248021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 206px; float: left;"}}]]Полезная информация для родителей. Журн...

Статья: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

Обучение младших школьников быстрому чтению

Чтение -основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.Между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая связь....