Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению
статья по чтению на тему

Рудная Наталья Юрьевна

В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов  выведения в образы учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_metody_obucheniya_ml.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы  обучения мл. школьников

в процессе литературного развития

 По результатам тестирования PISA в 2006 г. российские школьники по шкале читательской грамотности заняли 37 место из 57 возможных. Данный текст, посвященный исследованию уровня функциональной грамотности  старших школьников- без пяти минут  полноправных граждан, выявил  несформированность умений использовать подростками полученные навыки на практике. Формируя предметные ЗУНы на базовом и среднем уровне, мы уступаем в формировании способностей использовать содержание школьных пособий для достижения собственных целей и активного участия в жизни общества, в формировании качеств, присущих «созидательному, заинтересованному, мыслящему гражданину».

  Обозначенный кризис в образовании носит глобальный характер, что требует глобальной перестройки образовательной культуры человечества. В современном мире существует социальный запрос на ускоренное универсальное школьное образование, создающее интеллект аналитика, синтезиста, творца самой информации, готового не только усвоить существующий объём знаний, но и быть готовым к генерации своего знания.

   Главная задача  образовательного процесса в начальной школе состоит в том, чтобы научить мл.шк. учиться, сформировать у него универсальные учебные действия, умения быстро находить, осмыслять и использовать любую информацию для поиска личных смыслов, цели личного саморазвития и самоизменения. Школа должна вооружить учащегося средствами актуализации  его внутреннего мира и способами создания «своего личного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь».

    Возникает необходимость поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала.

Нет сомнения в том, что ребёнок способен строить диалог с книгой и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразитель- ного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого  литературного источника. Поэтому основной задачей  с первых уроков «Литературного чтения» становится совершенствование навыка синтагматического (тактового) чтения. Ещё в период обучения грамоте для младшего школьника создаётся мотивация: Хочешь ли научиться читать по-взрослому?» и формулируются правила такого чтения:

Правила «взрослого» (синтагматического)

чтения

  1. Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья ) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью  и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
  2. Между синтагмами обозначь паузы ( / )
  3. В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило ,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
  4. Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
  5. Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
  6. Правильно ставь ударение в каждом слове.
  7. Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
  8. Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
  9. После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
  10. Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
  11. Сформулируй главную мысль, высказанную автором.

Если словесное чтение является орфографическим, то синтагматическое чтение – произносительное. Такое чтение является способом приобретения умения не только бегло читать, но и понимать текст. Тренинг по чтению проводится на специально созданных дидактических текстах, но по теме или по настроению связанных  с худ. произведением. Это позволяет не разрушать художественный образ и в то же время не разрывать канву урока. Учащиеся работают над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. В качестве самоконтроля предлагается заполнить таблицу.

1. Не удалось передать настроение текста

2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами

3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения

4. Затрудняюсь определять ключевые слова

5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения

6. Делаю ошибки во время чтения

Ещё одной формой работы с художественным произведением является интерактивное творческое чтение, при котором функция ученика приобретает характер диалога с автором или источником учебной информации. ИТЧ – аппарат самовоспитания, вид творчества. Умение беседовать с текстом (автором) является основой полноценной умственной работы, дающей возможность самостоятельно приобретать знания не только в школе, но и в течение всей дальнейшей жизни. А самопостановка вопросов к тексту – это и путь саморефлексии.

  Перед учителем стоит важная и наиболее трудная задача:  переключить учащегося с вопросов, обращенных к нему или к кому-то, на вопросы к самому себе или к тексту.

Обучение диалогу с текстом включает  3 этапа:

  1. поиск скрытых (спрятавшихся) в тексте вопросов  (обращение к собственному опыту);
  2. вероятное прогнозирование, придумывание своих предположительных ответов на вопросы;  размышление, о  чём будет рассказано дальше (выслушивание мнения других, тем самым расширяя своей кругозор);
  3. самоконтроль (возвращение к мнению автора, его пониманию проблемы, его личной позиции, внутреннему мироощущению с выходом на нравственные категории).

Значит, вести диалог с текстом – это ставить вопросы, давать на них предположительные ответы и затем проверять себя по ходу чтения.

«Диалог» с текстом

1 этап – поиск  скрытых в тексте вопросов

  • Работа с текстами, содержащими готовые вопросы к читателям;»Отчего прохладно стало одуванчику в бору?»
  • Работа с текстами, содержащими готовые ответы и вопросы, требующие самостоятельного ответа; «Плачет ива у обрыва…»
  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту «У забора сиротливо пригорюнилась крапива…
  • Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов «лютик»

2 этап – вероятностное прогнозирование

3 этап – организация самоконтроля

  • Проверка по тексту ответов на возникающие вопросы;
  • Сопоставление своего ответа и авторского (эмоции: от интеллектуального удовлетворения, разочарования  до удивления в случае расхождения

В 3-4 классах уже можно использовать приём «интерактивной размечающей системы»:

         \/   - уже знал;   + новое;     -- думал иначе;      ?  не понял

 Одним из универсальных учебных действии является умение моделировать. Моделирование в государственных стандартах второго поколения включено в планируемые результаты выпускника нач.шк. и проверяется на содержании любого учебного предмета. В частности, на уроках литературного чтения при формировании новых литературных понятий обязательно вводится обобщенный способ действия в виде знаковой модели, которую учащиеся используют в дальнейшем при решении частных задач.

Базовым понятием в литературе выступает Образ. Понимание созданного автором образа приходит не сразу, лишь при условии внимательного вчитывания в каждый текст, в каждое слово, а затем неоднократное перечитывание текста. Первое чтение незнакомого  произведения послужит в качестве самоопределения школьника как читателя – это этап предпонимания. Затем следует познание «чужого» языка автора, и всё заканчивается интерпретацией произведения как целостного высказывания. Средством диагностики сформированности в начальной школе  понятия образа  может служить рисунок. Так после анализа произведения в рисунке передают образ, интерпретацию замысла автора.

1 шаг – «Предпонимание текста»

1. Работа с заголовком и эпиграфом

  • внимательно ознакомиться  с заголовком или эпиграфом
  • вопрос: о чём пойдёт речь в тексте?
  • Что я уже знаю об этом? Что бы  хотел узнать?
  • Дать предположительные ответы
  • Приступить к чтению, сопоставляя выдвинутые предположения с реальным содержанием

2. Работа с текстом ( гл. приём – вычитывание информации из каждой единицы текста, внимание к слову)

  • Обращать внимание на  непонятное в тексте

- ключевое слово, помогающее понять мысль автора;

- незнакомое слово, выяснить его значение;

- слово-образ, сравнение, т. е. худ. средства языка, в которые автор заложил своё отношение к описываемому в тексте.

Правила «взрослого» (синтагматического)

чтения

  1. Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью  и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
  2. Между синтагмами обозначь паузы ( / )
  3. В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание, выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
  4. Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
  5. Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
  6. Правильно ставь ударение в каждом слове.
  7. Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
  8. Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
  9. После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
  10. Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
  11. Сформулируй главную мысль, высказанную автором.

Отметь значком    \/     свои  недочёты:

1. Не удалось передать настроение текста

2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами

3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения

4. Затрудняюсь определять ключевые слова

5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения

6. Делаю ошибки во время чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...

Проектный метод обучения младших школьников.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...

Игра как метод обучения младших школьников

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всег...

Статья " Исследовательский метод обучения младших школьников на занятиях кружка « Разговор о правильном питании»

В статье раскрыта работа с детьми на кружке. Ученики активно добывают знания,ищут ответы на вопросы: откуда берут муку,что содержит картофель,что полезнее чипсы или картофель,какие фрукты и овощи раст...