Мониторинг личностных результатов образования в начальной школе
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна

Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». (А. Дистерверг).                                                                        Необходимость адаптации образования к потребностям современного общества обусловливает поиск научно обоснованных оценок качества воспитания и наблюдения за процессами его развития. Важнейшим условием повышения качества данных процессов являются систематический контроль и анализ объективных данных о качестве деятельности участников педагогического процесса и воспитания, так управления этими процессами может быть эффективным только при наличии постоянной обратной связи.

Создание надежных инструментов диагностики деятельности участников воспитательного процесса   возможно на основе таких технологий оценки, как педагогическая квалиметрия и мониторинг. Мониторинговые методы активно используются как современный подход к анализу качества образования и воспитания его комплексных характеристик, способности субъекта или образовательной системы развиваться и совершенствовать, так как он позволяет не просто оценивать состояние процесса на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений классному руководителю.

          Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:

- стимулирует   желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;

- в условиях развития современного образования определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;

-приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.

Таким образом, мониторинг - это не только диагностика, но выявление и оценивание проведенных, проводимых и перспективных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям и воспитательным перспективам.

         Работа классного руководителя строится на новой педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его индивидуального      своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Поэтому главной целью является создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Для реализации этого проводится работа по формированию детского коллектива через организацию работы по единению и сотрудничеству между учащимися, классным руководителем и родителями. Работа строится на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педколлективом школы и ситуации в классном коллективе. При этом обязательно принимается во внимание уровень воспитанности уч-ся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств.  Поэтому, на первый план выступает большая работа классного руководителя по педагогической диагностике и мониторингу воспитательного процесса.    

Мониторинг (исследование) позволяет учителю и родителям:   1) отслеживать динамику нравственного развития уч-ся в течение года;                                                                                                                         2) отслеживать динамику личностного развития уч-ся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников с 1 по 4 класс.                                                                              1.Методы педагогической диагностики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:                                                                                                                                                                                                                                 1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности).                                                                                                                                                  2. Диагностические (для количественного измерения).                                                                                                                                                                                                                                                                            3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений).                                                                                                                                                                                                                                                          4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Описанные 1-3 методы изучения учащихся носят, прежде всего, фиксирующий характер, выявляют лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить ее способности и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путем активного формирования интересующих исследователя качеств. «Попутно» решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

       Шкалирование результатов представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок. Этот метод диагностики лежит в основе исследования результатов развития и воспитания учащихся начальных классов.               

       Оценка должна быть представлена не в описательном виде – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Мониторинг результатов развития и воспитания учащихся по духовно-нравственному направлению проводится по комплекту А. А. Логиновой, куда входят: рабочие тетради для уч-ся «Книга моих размышлений»; методическое пособие для учителя; рабочий блокнот для учителя – набор бланков для исследования. 

        Исходя из полученных данных мониторинга в начале года, строится дальнейшая работа с коллективом уч-ся по тем направлениям, которые «западают». В конце года проводится 2 этап исследования, который ясно показывает - что изменилось в развитии и воспитании каждого ученика и коллектива в целом.  

         Такая комплексная исследовательская работа позволяет увидеть и зафиксировать результаты воспитательной деятельности, достижения которой часто остаются недооцененными.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dnriv.sayt_.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг личностных результатов образования Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». (А. Дистервег ) .

Слайд 2

А.А. Логинова, А.Я. Данилюк Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов Мониторинг - это не только диагностика, но и выявление и оценивание проведенных, проводимых и перспективных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям и воспитательным перспективам.

Слайд 3

Задачи мониторинга Оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы Мониторинг (исследование) позволяет учителю и родителям: 1) отслеживать динамику нравственного развития уч-ся в течение года; 2) сравнивать результаты воспитательной деятельности между классами (параллелями) 3) отслеживать динамику развития уч-ся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников с 1 по 4 класс.

Слайд 4

Направления мониторинга и основные показатели Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся Исследование целостной развивающей образовательной среды в ОУ Исследование взаимодействия ОУ с семьями воспитанников в рамках реализации программы

Слайд 5

Принципы мониторинга: Этические Часть воспитательной работы Результаты не подлежат итоговой оценке Указываются только положительные достижения и динамика Индивидуальные характеристики предъявляются только родителям, а в школе используют общую характеристику класса

Слайд 6

Этапы мониторинга 1.Контрольный (1 четверть): 2. Формирующий (в течение года): 3. Интерпретационный (конец учебного года, 4 четверть): Критерий оценки результатов - динамика показателей: положительная, инертность, устойчивость

Слайд 7

Рабочий БЛОКНОТ Рабочая тетрадь ученика Комплект: Методическое пособие Рабочий блокнот для педагога Рабочие тетради для 1-4 классов

Слайд 8

Структура рабочей тетради В каждой тетради 12 упражнений. Из них 6 упражнений делаются в начале года, 6 – в конце. В каждом упражнении от 1 до 3 заданий. По содержанию упражнения каждого среза делятся: Исследование социального развития. Исследование нравственной сферы. Исследование отношения к учению и труду. Исследование отношения к природе и окружающей среде. Исследование эстетического развития.

Слайд 9

блоки Ср. балл Интерпретация (начало года) Ср. балл Интерпретация (конец года) БЛОК 1. 1,9 Недостаточно хорошее знание символов государства 2,03 Хорошее знание символов государства БЛОК 2. 4,4 Хорошее знание нравственных норм 4,8 Хорошее знание нравственных норм 5,1 Достаточный уровень сформированности нравственных привычек 5,2 Достаточный уровень сформированности нравственных привычек БЛОК 3. 5,7 Низкий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника 6,9 Достаточный уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника БЛОК 4. 3,9 Хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде 5,4 Очень хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде БЛОК 5. 4,3 Достаточный уровень сформированности эстетических интересов 5,6 Достаточный уровень сформированности эстетических интересов Результаты исследования 1 В класса, учитель Анохина Ю.Л.

Слайд 10

К л а с с ы Блок 1 Знание основных символов государства Блок 2 Нравственные Качества. Как поступить? Блок 3 Я и школа Блок 4 Я и природа Блок 5 Мне нравится Все го бал лов Макс. баллы %% Вып-ия Зна ние осн. сим волов и по нятий госу дар ства Сформи рован ность предста влений о поведе нии в коллек тиве Эмоц. отноше ние к нравст венным и безнрав ственным поступ кам Аль тру изм Участие в домаш нем труде Об щий инте рес к уче нию Знание правил поведе ния на природе и береж ного от ношения к окруж. среде Ценностное отно шение к при роде Зна ние этических норм пове дения Включен ность в куль тур ную среду 1 2,4 -- 5,3 5,4 9 -- 5,6 -- 2,6 -- 30,3 39 77,7 2 2,3 4,6 9,9 6,9 4,5 6 2,2 2,4 6,6 5,7 51,1 62 82,4 3 3 11 11 3,5 6,5 8,5 2,5 2,5 7 8,5 64,0 77 83,1 4 2,7 4,8 8 6,8 5,2 7,5 2,6 3,9 9,4 8,3 51,2 62 82,6 Мониторинг личностных результатов образования 2014-15у.г.

Слайд 11

Перспектива развития и воспитания учащихся начальной школы на 2015-16 у.г. ПРОБЛЕМЫ 1-е Недостаточно хорошее знание символов государства; Низкий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника 2-е Недостаточный уровень сформированности представлений о поведении в коллективе; Недостаточно выраженный интерес к учению; Недостаточная степень сформированности ценностного отношения к природе 3-и Недостаточная степень сформированности ценностного отношения к природе; Низкая степень сформированности интеллектуальных чувств и уважительного отношения к труду; Низкая степень сформированности первичных представлений об эстетическом познании мира 4-е Низкие знания государственной символики; Недостаточная степень сформированности навыков самостоятельной организации своей трудовой деятельности; Недостаточная степень понимания нравственного поведения; Недостаточная степень сформированности положительной нравственной самооценки; Недостаточная степень сформированности представлений о культурном человеке

Слайд 12

Формирование личностных компетенций уч-ся . Основные темы курса «Истоковедение» (И. А. Кузьмин, А. В. Камкин) Сказка. Сказочное слово Родные просторы. Лес Мир и согласие добрую надежду рождает Труд земной Светлые образы. Праведники и мудрецы Терпение и умение Щит военный, щит духовный Первое семилетие: младенчество и детство Образ камня, дерева, родника Домашний лад и порядок Знаки доблести и праведной службы Отечеству Москва – собор земли русской Современный солдат – хранитель традиций воинства русского Воинские заповеди и смысл служения воинства К творчеству призвало Отечество Речки, реки и моря на Земле живут не зря Труд души. Праздник «Живоначальная Троица» как чудо России Путь-дорога Вниз по матушке по Волге Милосердие Зима, весна, лето, осень. Годичный круг праздников Ум да разум Храмы – творение мастеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование в начальной школе

Представлен материал из опыта работы по личностно- ориентированному образованию...

Карта мониторинга личностных результатов

Карта мониторинга личностных результатов...

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Игровые технологии как одно из условий планируемых личностных результатов обучения в начальной школе.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности,  монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношен...

Эссе на тему: «Реализация личностно – ориентированного образования в начальной школе»

В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются социальная мобильность ученика, его конкурентоспособность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технолог...

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного  образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования»  уч...

Мониторинг личностных результатов обучающихся

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯНаименование личностного результата Название диагностической методикиСформированностьмотивации к обучению.«Комплексная методика анализа и оценки...