Главные вкладки

    Статья "10 принципов увлекательной педагогики"
    методическая разработка на тему

    Кириллина Августина Дмитриевна

    I. Как завладеть вниманием ваших учеников

    Приходилось ли вам когда-нибудь проводить урок на очень важную тему перед классом скучающих учеников?

    Хотелось бы вам, чтобы дети у вас в классе всегда сидели прямо, внимательно глядя на вас, стараясь не упустить ни одного вашего слова?

    Этого можно достичь с помощью разных  педагогических  приемов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_10_printsipov_uvlekatelnoy_pedagogiki.docx29.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Десять принципов увлекательной педагогики

    I. Как завладеть вниманием ваших учеников

    Приходилось ли вам когда-нибудь проводить урок на очень важную тему перед классом скучающих учеников?

    Хотелось бы вам, чтобы дети у вас в классе всегда сидели прямо, внимательно глядя на вас, стараясь не упустить ни одного вашего слова?

    Этого можно достичь с помощью одного великолепного педагогического приема.

    Опытный рыболов точно знает, какая рыба клюет на какую наживку. Он знает все подходы и способы ловли. Педагогика в чем-то похожа на рыбную ловлю. Привлечь внимание учеников — не главная цель, но без этого не обойтись, если вы хотите, чтобы они „клюнули" на то, чему вы хотите их научить.

    Пробуждайте любопытство

    Любопытство — это стремление узнать что-то новое. Оно помогает учителю поддерживать высокий уровень внимательности учеников в классе.

    Для того, чтобы овладеть вниманием класса, учитель может и должен возбудить любопытство. Девять методов стимулирования любопытства.

    1. Энтузиазм. Слово энтузиазм — греческого происхождения. В буквальном переводе оно означает „быть в Боге", быть „вдохновленным Богом". Для того, чтобы проникнуться энтузиазмом по отношению к преподаваемому предмету, надо понять назначение этого предмета проникнуться верой относительно его важности. Энтузиазм заразителен. Когда вы сами полны энергии, класс рано или поздно проникается вашим энтузиазмом. Ученики будут стараться разгадать „секрет" вашей энергии и оптимизма.

    Энтузиазм всегда вызван важностью той информации, которую вы стараетесь сообщить. Это повышает интерес учеников к материалу. Если же вы не проявляете заинтересованности к теме своего урока, вряд ли вы найдете энтузиазм у ваших учеников.

    2. Вопросы. Вопросы помогают проявиться любопытству. Они вызывают интерес у собеседника и быстро вовлекают его в обсуждение предмета. Вопрос — проявление интереса к мнению собеседника, показатель того, что вы всерьез воспринимаете того, к кому обращаетесь. Ответ на вопрос перестает быть нудной обязанностью и превращается в удовольствие.

    Вопрос вносит элемент неизвестности, побуждает окружающих размышлять над ответом. Он дает толчок к умственной работе.

    Вопросы всегда более интересны, чем утверждения и декларации и они более эффективны, как средство раскрытия индивидуальных мыслей и пристрастий. Чтобы положить начало оживленной дискуссии, важно начать с того ученика, у которого есть наготове ответ.

    3. „Подсаливание". Это — один из самых действенных способов поддерживать неослабевающее внимание. Такой подход к изложению материала способен держать аудиторию в состоянии напряженного ожидания, заставить учеников ловить каждое ваше слово.

    Этого можно достичь, не раскрывая всех фактов в самом начале. Все интересные примеры и сопоставления должны быть последовательно изложены по ходу урока. Их надо подавать не сразу, а постепенно. Это вызовет у учеников здоровый интерес к постижению чего-то нового.

    Подсолив кормовой овес, мы возбуждаем жажду у лошади. Точно так же интерес, который мы пробудим у аудитории, будет утолять жажду новых знаний. Умело построенный урок вызывает любопытство, подобное жажде.

    Одну и ту же историю можно передать по-разному. Например:

    • „Прошлой ночью в наш дом проник грабитель и украл несколько ценных вещей. Мы слышали какой-то шум и проснулись, но решили, что это просто шорохи старого дома. Потом услышали звон бьющегося стекла. Быстро выглянули в окно и увидели, бегущего человека. Когда мы спустились вниз, то обнаружили, что нас обворовали."
    • „Прошлой ночью я был разбужен странным шумом. Я лежал в темноте, боясь пошевелиться, и в голове мелькали пугающие мысли: „Что это было?" В конце концов, я успокоил себя, решив, что это просто скрипят старые перекрытия. Я уже почти заснул, когда меня разбудил страшный грохот. Выпрыгнув из постели, я подскочил к окну и выглянул во двор, успев заметить чью-то фигуру, убегавшую в темноту. Сбежав вниз по лестнице, я увидел разбитое окно, через которое скрылся вор, только что ограбивший дом."

    Какой из двух вариантов возбудил в вас больше любопытства? Оба рассказа описывают одни и те же события, но второй подает все происходящее так, что вы можете острее ощутить напряженность ситуации.

    Первый вариант рассказа малоинтересен: все факты излагаются там сразу, без предварительной психологической подготовки. Второй вариант намного занимательнее, так как он умело стимулирует у читателя интерес к происходящему.

    Во втором рассказе любопытство читателя возбуждается тем, что факты излагаются по следам заранее заданного психологического рисунка. Фразы, описывающие переживания и чувства рассказчика помогают нарастающему ожиданию того, что должно затем последовать, вплоть до раскрытия главного факта: „Прошлой ночью нас ограбили!"

    Овладевайте искусством занимательного изложения материала. Используйте свое умение в ежедневных беседах с детьми и уроках. Вы убедитесь, как „подсаливание овса" будет возбуждать у ваших учеников жажду слышать каждое ваше слово.

    4. Интересы. Когда вы упоминаете о чем-то, представляющем интерес для вашего слушателя, вы сразу привлекаете его внимание. Умело, используя это в классе, вы сможете намного повысить уровень внимательности учеников. А для того, чтобы узнать, кто, чем интересуется, достаточно провести самый обычный опрос!

    Когда вы будете лучше знать интересы ваших подопечных, вы сможете быстрее находить пути стимулирования их внимания. Это вам облегчит ведение уроков.

    Чтобы лучше увязать личные интересы учеников с предметом обсуждения, используйте примеры и аналогии, которые находятся в сфере их интересов. Таким путем основные положения ваших уроков будут лучше усваиваться.

    Интерес к предмету можно также повысить, организуя игры, экскурсии, даже небольшие театральные постановки. Они могут служить прекрасным наглядным пособием к самым серьезным темам обучения.

    5. Аналогии. Способность находить и использовать аналогии — один из самых действенных путей обеспечить глубокое усвоение материала. Аналогии, подобно загадкам и головоломкам, требуют от вас нахождения предельно точных параллелей для максимальной наглядности. Так или иначе, аналогии — верное средство повышать интерес учащихся к предмету.

    Применение аналогий может стать хорошим методом тренировки интеллектуальных способностей учащихся. Пользуясь аналогиями, вы сразу достигаете трех результатов: поддерживаете высокий уровень внимательности, способствуете большей степени запоминания и даете интеллектуальный тренинг.

    6. Загадки. Начиная с семи чудес света и кончая головоломками и фокусами, всевозможные загадочные явления привлекают наше внимание. „Как это получилось?" „Как они этого добились?" „Кто может объяснить это явление?" Загадки порождают интерес потому, что они ставят перед людьми вопросы, выходящие за пределы обыденного сознания.

    Используйте примеры загадочных и необъяснимых явлений для подогревания интереса к вашим урокам. Например, чтобы вызвать интерес к астрономии, можно рассказать учащимся о „черных дырах"; чтобы привлечь внимание к истории древнего мира, хорошо рассказать им о египетских пирамидах и т. д.

    Можно ввести элемент неизвестности, загадочности даже в то, как вы планируете ваши уроки. Приспосабливаясь к конкретному уровню ваших учеников, давайте им возможность постоянно совершать „открытия" во всем, что они познают в классе.

    7. Вещи, предметы. Используйте любую возможность, чтобы пользоваться на уроках всевозможными предметами в качестве наглядных пособий. Вещи сами по себе уже способны возбудить любопытство: „Что это?" „Откуда это?" „Чьё это?" Можно даже держать предмет на виду, но покрытым тканью так, чтобы все недоумевали и сгорали от любопытства, пока не придет время „торжественного открытия".

    Материальные объекты хороши тем, что их можно видеть, осязать, ощущать их запах. С ними можно экспериментировать, анализировать их, воспроизводить и даже дарить!

    8. Интерес к вашим слушателям. Всякий человек, прежде всего, интересуется самим собой. На любом языке собственное имя звучит для нас, как музыка. Вы можете постоянно играть на этом повышенном интересе каждого человека к собственной личности.

    Когда вы проявляете интерес к кому-либо, этот человек в свою очередь заинтересуется и вами, и тем, что вы говорите. Вот почему так важно хвалить учеников за их успехи и положительные черты характера.

    Похвала привлечет к вам учащихся, они будут стараться заслужить похвалу и в дальнейшем. Видя это, другие последуют примеру лучших учеников.

    Помните имена всех ваших учеников, называйте их по имени. Расскажите им о происхождении и традиционном смысле разных имен. Умейте разглядеть их индивидуальность. Основываясь на этом, давайте им рекомендации по поводу их будущей профессии.

    Постоянно интересуйтесь всем, что они делают. Пользуйтесь случаем указать им: „То что ты сейчас сделал, говорит о целом ряде вещей ..." У них тут же пробудится любопытство: „А о чём же именно это говорит?" После этого можно в конструктивном духе обсудить все хорошие и плохие стороны поступка.

    Можно пользоваться и другими вариантами: „Последнее время я замечаю в тебе некоторые важные перемены." Или: „Ты знаешь, а я недавно вспоминал о тебе." Или: „Знаешь, что я больше всего ценю в тебе?", и т. д. Когда они увидят, что ими интересуются, они сами начнут интересоваться людьми и вещами вокруг них. Об этом нужно постоянно помнить.

    9. Желания и страхи. В принципе, человеком движут два главных побуждения: желание что-то обрести и боязнь чего-то лишиться. Каждый учащийся размышляет над тем, что он может получить или потерять, в зависимости от того, будет ли он прилежно заниматься или бездельничать, слушаться учителей — или проявлять упрямство.

    Надо терпеливо разъяснять ученикам важность правильного понимания этих вопросов, если они хотят чего-то добиться в жизни и избежать ненужных утрат и ошибок. Для детей младших возрастов можно даже учредить неофициальную „систему учета", где они бы получали особые баллы за добрые дела и штрафные очки за неблаговидные поступки.

    II. Умение расставить акценты

    Существует два способа подготовки к уроку. Первый состоит в том, чтобы организовать материал в целом, а затем, по ходу изложения находить места, где надо сделать особый акцент. Второй метод требует сначала определить наиболее важные положения и строить урок вокруг этих опорных точек.

    Первый способ, как правило, приводит к довольно бесцветным результатам. Второй — позволит дать ученикам материал в яркой, запоминающейся форме.

    Оценка успеха

    Ясное понимание ключевых положений материала, четкое подразделение на главы, сопровождаемое наглядными иллюстрациями — вот тот путь, которого надо придерживаться, чтобы достичь максимальных результатов.

    Подобное построение материала облегчает и процесс оценки усвоения материала каждым учеником.

    III. Как пояснять трудные слова

    В повседневной жизни мы употребляем много слов, которые без дополнительного объяснения малопонятны, и собеседник зачастую не знает, что они значат. Мы часто ими пользуемся, но если нас спросят их точное значение, мы едва сможем ответить. К примеру, такие слова как характер, ответственность или общение.

    • Выделяйте ключевые слова

    Словари обычно дают правильное академическое определение того или иного слова. Однако эти определения часто далеки от повседневной жизни — их нельзя ни проверить, ни почувствовать, ни применить на практике.

    Для учителя очень важно выбрать ключевые выражения или формулы данного урока и найти им практическое применение. Такое применение требует функционального определения, которое должно быть более полным, понятным и легко запоминающимся.

    IV. Как придать своим словам больше убедительности

    Независимо от того верит человек в Бога или нет, в его сердце вписаны законы и морали. Именно по этой причине каждый из нас знает что хорошо, а что плохо. Наша совесть постоянно говорит нам, что нельзя убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д.

    • Как подружиться со своей совестью

    Помощником каждого учителя в классе становится совесть его учеников. Она помогает каждому ученику идти в том направлении, которое необходимо учителю.

    Когда вы сталкиваетесь с плохим поведением, самым эффективным методом может оказаться взывание к совести ребенка.

    V. Методы убеждения

    Когда мы с вами были маленькими, наш мир населяли гиганты. Конечно, физически в них не было ничего необычного, но это были великие люди, мужчины и женщины, жизнь и дела которых поразили наше воображение. Часто мы стараемся подражать таким людям.

    Методы убеждения:

    • Образцы для подражания.
    • Ощущение реальности.
    • Разъясняйте связь причин и следствий.

    VI. Стимулируйте воображение

    • Повсюду находить аналогии

    Аналогии помогают поддерживать уровень внимания в классе и стимулируют воображение.

    • Развивать способность к образному мышлению

    Аналогии помогают мыслить образами и сравнениями. Они учат связывать качества различных явлений действительности и качества людей.

    Изучая ту или иную человеческую добродетель, учащиеся также узнают новые факты из истории и науки. Эти знания, в свою очередь, потом помогут им верно оценивать поведение окружающих людей.

    Информация, полученная в классе, будет соотноситься учащимися с явлениями каждодневной жизни, помогая в принятии правильных решений.

    VII. Как помочь практически

    Существует много способов хорошо подготовить и уверенно провести урок. Но не все они приносят ощутимые результаты в процессе формирования характера ребенка.

    Можно поощрять любознательность своих учеников, отвечая на их вопросы по затрагиваемой теме кто? что? где? когда? и почему? Однако такой подход не пустит глубоких корней в их душе, потому что с уходом обсуждаемой темы уходят и вопросы.

    • Приготовьте план

    Каким бы сильным ни было наше желание что-нибудь сделать, мы не в состоянии будем ничего осуществить, пока не приобретем определенных знаний и практических навыков. Нам придется не только многому научиться, но главное — понять, как на деле применять эти знания.

    Практические шаги становятся для нас своего рода ступенями лестницы, поднимаясь по которым, мы обретаем опыт в достижении наших целей.

    Именно по этой причине в каждой книге много места уделяется практической стороне воспитания характера. Без этого мы походили бы на путешественников, пытающихся без карты добраться до места своего назначения.

    • Укажите им путь

    Старайтесь, чтобы каждый ваш урок, независимо от предмета преподавания, давал ученикам практические советы. Это поможет им понять, как та или иная информация поможет им в жизни.

    Например, при изучении основ государства и права, вполне естественно рассказать своим ученикам про систему законов, предписаний, указов и прочее. Но одна голая информация вряд ли превратит ваших учеников в добросовестных и честных граждан своей страны. Учеников необходимо научить, как на практике, в жизни они могут исполнять эти законы и установления. Так вы сможете прививать им дух почитания закона и следования правопорядку.

    Таким образом, каждый школьный предмет может стать руководством по практическому воспитанию характера. Например, изучая происхождение и деятельность вулканов, вы можете наглядно показать, что происходит с человеком, теряющим контроль над своим чувством злобы и ненависти; рассказывая ученикам о смене времен года, вы можете объяснить им принципы терпения или послушания; на уроках иностранного языка вы могли бы учить их произносить связные, уверенные речи перед классом, и т. д.

    В основе этого метода лежит идея конструктивного использования достаточно абстрактной информации, предлагаемой ученику.

    • Направляйте их шаги

    Одним из самых захватывающих сторон преподавания для учителя становится руководство практическими шагами своих учеников.

    Важно составить для каждого ученика подробный план выполнения заданий. Ученик, стараясь следовать этому плану, будет в состоянии сам контролировать свои шаги. Постепенно его мысли будут сформированы в сторону последовательного проведения плана, а затем для него это станет привычкой.

    Необходимо постоянно помнить, что любое академическое знание может и должно быть применено на практике. В этом залог успеха преподавания любого учителя, любой дисциплины.

    VIII. Как воспитать здравомыслящих граждан

    Вам попадался когда-нибудь ученик, который бы был упрям, болтлив и всегда опаздывал? Такие ученики служат признаком одной проблемы. Научившись решать эту проблему, вы одновременно овладеете методами долгосрочного воздействия на поведение учащихся.

    • Установить равновесие

    Потеря равновесия ведет к падению. То же происходит и с характером человека. Ученик, отличающийся неуравновешенным характером, будет постоянно нарушать дисциплину в классе. Дело в том, что все черты характера, в идеале, должны быть уравновешены.

    Для скалолазов вопрос сохранения равновесия — вопрос жизни и смерти. Равновесие не только обеспечивает вашу безопасность, но и позволяет вам взобраться на горные вершины, недоступные другим людям. Точно так же уравновешенный характер принесет вам успех в ваших делах.

    Когда настойчивость у ребенка не уравновешивается послушностью, он вырастет упрямцем. Если терпеливость не уравновешена обязательностью, ребенок вырастает безответственным человеком. В жизни мы часто сталкиваемся с людьми, у которых одни положительные качества не уравновешены другими. Этот дисбаланс характера часто служит причиной их многих неудач в жизни.

    • Воспитание характера

    Обращая внимание ваших подопечных на отдельные слабости, проявляющиеся у них, вы поможете им быстрее взрослеть.

    Очень полезно устраивать личные беседы с трудными детьми. При этом бывает хорошо начать, похвалив ученика за те дела, где проявились положительные стороны его личности.

    После этого можно сказать, о недостатках его характера и, что ваша главная задача — помочь ему реализовать свой внутренний потенциал. И уже затем надо конкретно остановиться на тех чертах характера, над которыми ученику надо работать, чтобы добиться большей уравновешенности.

    Успехи в работе над укреплением характера непосредственно повлияют и на академическую успеваемость. Этому будет способствовать и постоянный контакт с родителями.

    Помните: дети стараются угодить тем, кто по-настоящему в них верит.

    IX. Прививать веру в успех

    Всем нравится получать награду за труды. Каждым из нас движет желание обрести или боязнь потерять. Даже самого упрямого осла можно заставить идти туда куда нужно, поманив его лакомой пищей. Разработав систему поощрений для ваших учеников, вы сможете направлять их естественные побуждения в нужную вам сторону.

    „Пряник"

    Существует много способов вознаграждения, но главный из них — похвала.

    Молодежь постоянно ждет одобрения и признания. Вы, как учитель можете удовлетворить эту потребность. Если же похвала и признание будут исходить только от сверстников, то это приводит в конечном итоге к плохому поведению, в том числе и в классе.

    Хотя они могут и не подать вида в ответ на вашу похвалу, на самом деле им это очень нужно.

    Учителя могут добиваться дисциплинированности от своих учеников привлекая их высокими достижениями в учебе и поощрениями.

    Как давать „пряник"

    Награда не должна быть чем-то особенно ценным. Важен сам факт поощрения. По возможности, надо сочетать словесную похвалу с небольшими памятными сувенирами.

    Сувенир придаст весомость вашей похвале и будет всегда напоминать ученику о пользе прилежания. Возможно, он будет показывать подарок своим друзьям и повторять им ваши слова похвалы.

    Такая система поощрений объединяет класс и дает всем стимул к достижению хороших результатов в поведении и успеваемости.

    Похвальные грамоты — прекрасное средство поощрения.

    Конечно, надо учитывать все индивидуальные и коллективные особенности каждого класса, но невозможно не признать универсальную роль похвалы и награды в воспитании.

    X. Как воспитать будущее поколение лидеров в духе мудрости

    Современный мир остро нуждается в новом поколении руководителей, которые отличались бы, наряду с необходимым уровнем академических знаний, еще и высокой моралью и мудростью.

    Цель образования далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Образование должно помочь каждому юноше и девушке достичь той степени зрелости, которая бы обеспечила им в будущем успех в их работе, в браке, в кругу семьи, в умении прививать своим детям высокие нравственные принципы. Такое образование — целостное, гармоничное. Оно направлено на всестороннее воспитание личности.

    В ваших усилиях, направленных на достижение этой цели, вам надо освоить еще один принцип, самый главный, стоящий над всеми остальными. Этот принцип позволит вам превратить ваши ежедневные уроки в долговечное духовное наследие. Мы учимся этому принципу у величайшего из всех учителей истории.

    • Самый главный принцип

    Ни один из принципов воспитания и образования не сравнится в значении с любовью. Обрести подлинную любовь к вашим ученикам значит поменять сердце наемника на сердце доброго пастыря.

    Преподавание во многом сходно с трудом человека. На учителе, лежит огромная ответственность. Она неразрывно связана с любовью. Искренняя любовь позволяет перенести любые тяготы, в то время как эгоизм затруднит самые простые дела.

    Люди отвечают на любовь, даже если это строгая любовь. Но резкие, грубые слова, даже если они были вызваны любовью, никому не по душе. Проявляя любовь, вы получите любовь в ответ, которая обогатит и вас. Эгоизм и неприязнь иссушают душу.

    Только любовь может превратить все наши рекомендации и материалы в действенное средство воспитания характера. Применяя все указанные принципы в сочетании с любовью, вы сможете не только помочь усвоению академических дисциплин, но и сделаете ваш класс большой дружной семьей.

    Следуя вашему примеру, учащиеся сами проникнутся братской любовью друг к другу, и это наложит отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

    Возможно, именно они станут тем поколением будущих руководителей, которые станут примером для подражания для последующих поколений. Учите их быть добрыми пастырями — не наемниками.

    • Следуйте дорогой любви.

    Любовь — самый сильный принцип, соединяющий воедино научные знания, профессиональный опыт и личные черты характера. Без любви все превращается в пустой звук. Но что такое любовь?

    Другими словами, любовь не знает пределов терпения, доверия, она полна беспредельной веры. Любовь переживет всё на свете. По существу, когда уже ничего не останется от мира сего, любовь будет жить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принципы здоровьесберегающей педагогики

    Цели здоровьесберегающих образовательных технологий  обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности....

    Принципы здоровьесберегающей педагогики.

    Принципы,средства здоровьесберегающей технологии....

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

    Сравнительный анализ педагогики М. Монтессори и педагогики Р. Штайнера

    Педагогическая система Марии Монтессори располагает значительным резервом в организации образования детей и подростков. Она основана на гуманном отношении к детям, воспитании свободной личности в спец...

    Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

    Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

    Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

    В статье приведен пример педагогического совета по здоровьесберегающим технологиям...

    «Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

    laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста.  Принципы здоровьесберегающей  педагогики.»...