Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
методическая разработка (3 класс) по теме

Данилова Ирина Васильевна

В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова. Игра проходила увлекательно, интересно.

"Любой век, любая эпоха нашей народной жизни приукрашена чьей-либо яркой жизнью. Многие звезды украшали русское небо 18-го столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова"(Б.Шергин "Изящные мастера")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Увлекательно-познавательная игра «Вопрос на засыпку».

Тема: «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

(К 300-летию М.В.Ломоносова)

Звучит торжественная музыка.

Слайд 1. Ведущий.  «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо 18-го столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Борис Шергин «Изящные мастера»).

Слайд 2. Увлекательно-интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Представление команд.

Правила: вопрос – обсуждение 30 сек. За правильный ответ мешочек с песком. Вопрос на засыпку – обсуждение, пока не закончиться песок (мешочек  песка – 10 сек)

Слайд 2. 1 раунд «Детство»

Слайд 3. Михайло Ломоносов  родился в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области.

Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня …

Слайд 4.  Как называется место рождения Ломоносова?

Марковское

Миньково

Мишанинская

Слайд 5. Ведущий. Мишанинская располагалась на острове на реке Двина.

«Нас река да море кормит», говорили они.

Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, (слайд 6) он одним из первых на Севере приобрел морское судно с двумя мачтами – гукор.  Оснастил судно так, как это делали голландские моряки.

Слайд 7. Вопрос. Как называлось морское судно Василия Дорофеевича?

Челнок.

Чайка.

Чайковский.

Ведущий. Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море.

Учиться грамоте он начал поздно, лет в двенадцать. К тому времени он уже освоил рыбный промысел . Но «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться.

Слайд 8. 2 раунд «Врата учености»

Слайд 9.  Вопрос: Назовите первые книги, по которым учился Ломоносов? Он выучил их и назвал «вратами учености».

Математика» Моро М.И. и Русский язык Рамзаевой

Природоведение Плешакова  и Окружающий мир Плешакова

Слайд 10 и 11. Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого

Ведущий. Ломоносову шел 19-год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома.

Слайд 12. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег.

Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение.

Слайд 13. Как называлось это учебное заведение?

Московская общеобразовательная  средняя школа

Московская церковная школа

Слайд 14. Московская Славяно-греко-латинская академия

Второе название – Спасские школы.

Ведущий. Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение.

Зачислили его в 1 класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учебы.

Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет!

Слайд 15. Переменка. 1 испытание. Найдите буквы, спрятанные в классе: м, а, р, б, р, г, с, к, и, й

Слайд 16. В сентябре 1738 года Ломоносов с двумя учениками для продолжения учебы был послан за границу.

В ноябре 1738 года Ломоносова зачислили в университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии.

2 испытание.

Как назывался этот университет, вы сможете ответить, если составите его из букв. (Марбургский).

В общей сложности за рубежом Ломоносов  прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

Слайд 17. 3 раунд. Творчество М.В. Ломоносова.

Слайд 18. В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет ее в Петербург в Российское собрание при Академии наук.

Это было как гром среди ясного неба! Впоследствии Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина»; «С Ломоносова начинается наша литература: он был отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».

Поэзия существовала и до Ломоносова. Он создал новую систему стихосложения.

Один из современников Ломоносова вспоминал о первом прочтении его стихов: «Мы были очень удивлены таким еще не бывалым в русском языке размером стихов… Все читали и удивлялись новому размеру».

Слайд 19. (перо) Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке.

Испытания. 1. Прочитайте произведение Ломоносова. Какой это жанр? 2. На произведения какого автора похожи эти произведения? 3. Найдите мораль.

Ведущий. Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде.

Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил  Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и др.

Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка.

Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.

Слайд 20. Спецзадание.

- Что такое ланиты? (ткань, цветы, щеки)

- Вран – это (враг, врун, ворон)

- Клобук носят: на голове, на шее, в кармане (высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

- Покажите десницу. (правая рука)

- Покажите длань. (рука, ладонь)

- Простоволосый, значит (без кудрей, без волос, без шапки) (с непокрытой головой)

Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка.

Слайд 20. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.

Слайд 21. Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Как это понять?

Знания Ломоносова в самых разных областях обширны. Ломоносов знал, к примеру, 31 язык, из них 11  - в совершенстве.

Слайд 22. Вопрос на засыпку. Собери пословицу. Пословица рассыпана.

 (Делу время, а потехе час. )

Ведущий. Граф Шувалов ценил Ломоносова больше всего как поэта, который «чистый слог стихов и прозы ввел в России.» Требовал: «Брось… свои стеклянные дудки… пусть их перемывает Дарья… Твое место – Парнас, а орудие – лира…» Поэт отвечал: «… делу время, а потехе час… Мне мой потешный час да позволено будет провести в моей кухне».

Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно На Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.

Архангельский помор вошел в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я.Штелину: « Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том. Что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества…»

Но на некоторые свои вопросы он так и не успел ответить. На них не сумели ответить и другие ученые. Даже сегодня наука знает о мире, в котором мы живем, не так уж много. И любой ученик может задать ученому академику такой вопрос, на который тот не ответит. Но если ученик захочет сам найти ответ, он сможет однажды стать академиком.

Как знать, возможно, вас тоже мучают вопросы об устройстве нашего мира? И однажды вы тоже сделаете свое открытие. Тогда ваше имя станет произносить с благодарностью все человечество, так же как великое имя Михайла Васильевича Ломоносова.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература на лето для учащихся 3 класса

Литература на лето позволит ученику подобрать нужный материал к внеклассному чтению....

Список литературы на лето для учеников 4 класса.

Список литературы на лето для учеников 4 класса....

Внеклассное занятие "Зачем летают в космос?" 1 класс

Внеклассное занятие "Зачем летают в космос?"начинается с загадок и плавно переходит к беседе о космонавтах, о первых космонавтах-"разведчиков" (собаки, кролики, мыши), искусственных спутниках и т.п. П...

Тема: «Мальчик из Холмогор» урок-конференция к 300-летию М.В. Ломоносова

Ресурс паредставляет собой конспект урока и презентацию по окружающему миру. Способствовует формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивает кругозор, коммуникати...

Задание на лето, переходя из 3 класса в 4 класс

Задание на лето расписаны по датам летних месяцев....

линейка, посвященная 305-летию М.В.Ломоносова

Общешкольная торжественная линейка, посвященная 305 -летию М.В.Ломоносова...


 

Комментарии

Мокиенко  Елена Александровна

Очень интересная разработка,обязательно воспользуюсь.Спасибо!
Данилова Ирина Васильевна

Елена Александровна, спасибо Вам за оценку моего труда. Я очень рада, что могу быть Вам полезна. Желаю удачи!