Тема: «Мальчик из Холмогор» урок-конференция к 300-летию М.В. Ломоносова
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Ресурс паредставляет собой конспект урока и презентацию по окружающему миру. Способствовует формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивает кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы, обобщать,способствует воспитанию гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchik_iz_kholmogor.doc | 730.5 КБ |
urok_malchik_iz_kholmogor.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мальчик из Холмогор»
урок-конференция
Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы, обобщать;
способствовать развитию памяти, выразительной речи, мышления, внимания;
воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.
Задачи урока:
1. Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества.
2. Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.
3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
План урока-конференции
Вступление.
1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова
2. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия. Петербургская академия
3. Ломоносов за границей
4. Возвращение в Россию
5. Основные научные открытия М.В.Ломоносова.
6. Заключение.
Ход урока:
- Организационный момент.
П. Создание проблемной ситуации.
Игра «Проверь своё внимание!»
- По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью
ЛМНСВ ДНСКЙ НВСКЙ ПТР
- Какое из этих слов лишнее? Почему? Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский учёный)
- Пётр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частные придворные перевороты, последовавшие после его смерти не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.
Учитель демонстрирует слайд.
- Каким человеком был М.В.Ломоносов?
Ш. Формирование новых знаний.
1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова.
Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины, в семье крестьянина-помора.
Учитель демонстрирует слайды
- Сейчас вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.
- Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по-европейски на реке Двине галиот – парусный корабль и другие суда. Совершал на них далёкие морские походы, перевозил грузы и людей.
Учитель демонстрирует слайд.
- Мать, Елена Ивановна, умерла очень рано. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли - «зуйка». Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.
«Вратами учёности» для него становятся откуда-то добытые им книги: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Стихотворный псалтырь» Симеона Полоцкого. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Учитель демонстрирует слайд.
Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. Поэтому он читал в уединенных местах.
- Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев с рыбным обозом весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву
Учитель демонстрирует слайд.
Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой»
Учитель демонстрирует слайд.
О своем поступлении в Московскую Славяно-греко-латинскую академию М.В.Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки в день, а в седьмой – 4 копейки на день».
- В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведён в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка – на хлеб; 1 копейка – на квас; 1 копейка – на обувь, одежду и всё остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
3. Петербургская академия.
В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для прохождения образования в Петербургскую Академию наук.
Учитель демонстрирует слайд.
4.Ломоносов за границей.
Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в марте 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени сформировалось его мировоззрение. На лекциях Вольфа у Ломоносова формируются взгляды в области так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.
5. Возвращение в Россию.
- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской Академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.
1У. Физминутка.
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом уа - сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
У. Основные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова (сообщения заранее подготовлены учащимися).
- Открытия в области литературы, поэзии, грамматики.
а) Разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматики» (ввел понятия о частях речи, о правописании и произношении того или иного слова).
б) Выпустил «Риторику».
- Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика», 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
в) В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…
2) Открытия в области физики.
а) Открыл закон сохранения материи.
б) Сконструировал термометр.
в) Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3) Открытия в области химии.
а) Открыл первую в России химическую лабораторию.
Учитель демонстрирует слайд.
б) Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс.
в) Разработал принципы новой науки «физической химии».
4. Открытия в области астрономии.
а) Открыл атмосферу на Венере.
б) Построил телескоп.
5. Открытия в области географии.
а) Ломоносов возглавлял географический департамент АН руководил работой по созданию географического атласа.
б) Составил «Полярную карту».
в) Разработал приборы для морского кораблевождения.
г) Доказал возможность Северного морского пути в Индию.
д) Восстановил глобус после пожара.
6. Открытия в области геологии.
а) Теория о возникновении металлов и минералов.
б) «О причине землетрясений».
7. Открытия в области истории.
а) Основной труд по истории – «Древняя Российская история». М.В.Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской империи. Провел сравнительный анализ античных верований восточных славян. Нашел множество схожих элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
б) Составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов – просветитель.
Выразительное чтение статьи учебника «Окружающий мир» 3 класс «Московский университет» стр. 95
а) Написал статью о должности журналистов.
б) Составил проект учреждения Московского университета.
в) Получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов - художник.
а) Открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин.
б) Изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву».
в) Избран почетным членом Петербургской академии художеств.
- За высочайшие заслуги М.В.Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М.В.Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы
Учитель демонстрирует слайд.
У1. Закрепление изученного материала.
Дифференцированная работа в группах
1-я группа
- В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
- Кем был отец Ломоносова?
2-я группа
- Когда и каким образом он добрался до Москвы?
- Сколько лет ему тогда было?
3-я группа
- Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?
- Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?
4-я группа
- В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
- Назови открытия Ломоносова?
5-я группа
- Что сделал великий ученый для образования в России?
- Какая награда присуждается в наши дня ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Проверка выполнения работы. Выступления от каждой группы.
УП. Итог урока.
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- О чем захотелось еще узнать?
- Что было трудным?
Урок окружающего мира
на тему:
«Мальчик из Холмогор»
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №15
Дука Марина Владимировна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...
Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...
Классный час (3 класс) на тему: "Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?"
Классный час для учащихся 3 класса способствует развитию коммуникативных навыков в построении конструктивных взаимоотношений между мальчиками и девочками. Даёт возможность формиро...
Родительское собрание на тему «Мальчики и девочки - два разных мира»
Лекция к родительскому собранию на тему: "Мальчики и девочки - два разных мира". Цель собрания: раскрыть некоторые полоролевые различия детей, подвести родителей к сознанию разных подходов в воспитани...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"
Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...
линейка, посвященная 305-летию М.В.Ломоносова
Общешкольная торжественная линейка, посвященная 305 -летию М.В.Ломоносова...
Урок по РК "Морянка" во 2 классе по теме "Мальчик из Холмогор" из цикла «Славные поморы»
Данная разработка поможет провести учителю урок № 6 из цикла "Славные поморы" по теме "Мальчик из Холмогор" во 2 классе....