Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»
методическая разработка (1 класс) по теме

Шамсевалиева Гульнара Миннемулловна

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Работа родителей на собрании проходит по группам, где участники обсуждают и решают предложенные ситуации. Эта форма помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Шамсевалиева Гульнара Миннемулловна

 учитель начальных классов    I квалификационной категории

                   

Родительское собрание №4 в 1-ом классе по программе «Путь к успеху»

на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Цели:    1. Познакомить с гендерными  различиями учащихся начальных    классов.

               2.Активизировать на решение проблем воспитания мальчиков и девочек.        

                 Скорректировать  отношения родителей в воспитании сына и дочери.

               3.Вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись      

                  переживаниями своего ребенка, поняли, насколько ребенку трудно в этом мире,  

                  как тяжело адаптироваться ему в этом обществе.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация к собранию, магнитофон, диски с детскими песнями,памятки, анкеты, тесты.

1.Сообщение темы и цели  собрания

-Здравствуйте, уважаемые родители ! Я рада видеть вас на собрании

 - Каждый из нас желает видеть своего малыша счастливым и прилагает для этого немало усилий. Малыш учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитет. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями. (слайд)

-Воспитание – это непрерывная работа сердца, души родителей.

-Еще Константин Ушинский писал: «Воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимы еще и специальные знания». (слайд)

-И сегодня мы продолжим работу по расширению и углублению наших знаний, касающихся основ воспитания.

 -  Скажите, кто воспитывает и дочь и сына?

- Возникали ли у вас трудности в воспитании и обучении детей разного пола? Возникала ли у вас мысль о том, как по-разному они реагируют на

- Сегодня мы с вами поговорим о гендерных различиях в обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Тема нашего собрания:« Мальчики и девочки учатся по-разному» (слайд)

2.Игра «Найди пару»

-Наше родительское собрание пройдет в форме деловой игры.

- Для начала я предлагаю вам поиграть в такую игру: когда звучит музыка, вы объединитесь в пары и будете прогуливаться и знакомиться друг с другом. При встрече пары должны пожелать друг другу что-нибудь хорошее, приятное. Затем характер музыки изменится.

-Это сигнал, что пары должны объединится в четверки. Теперь четверки будут прогуливаться и при встрече высказывать друг другу добрые пожелания. При следующем изменении музыки четверки объединятся в восьмерки.

Участники «отправляются на прогулку» и выполняют условия игры.

-Итак, у нас получилось 2 команды.

3.Мозговой штурм.

-Выберем капитанов команд, которые будут управлять работой группы.

-Для первой команды задание: записать свои ассоциации со словом «мальчики»,

 а для второй команды записать свои ассоциации со словом «девочки». За две минуты вы должны выговорить быстро все свои ассоциации. Затем в течении 3 минут обсуждаете ваши ответы и выбираете наиболее важные. Прочитайте ваши ответы.

-чтение капитанами ответов.

- Спасибо за вашу работу. Вы дали характерные свойства  мальчиков и девочек.

4.Мини-лекция ( презентация)

- А теперь познакомимся с гендерными различиями учащихся начальных классов предложенными детскими психологами и сравним их с вашими представлениями. (слайд)

5.Тест « Мальчишки девчонки» для коллективного обсуждения.

-Вам предлагается тест. Вы с его помощью можете  проверить, насколько ваши представления о воспитании верны. На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" (если вы согласны с этим утверждением) или "нет" (если вы придерживаетесь другого мнения)".

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важное заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Познакомимся с правильными ответами предложенными  психологами.

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать "на веру" мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше "вооружены" по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и "мериться силами" друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о разнице между воспитанием девочек и мальчиков совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

6.Задания на размышление командам. (слайд)

1) Мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Что можно порекомендовать в этом случае?

Ответ: Она не права. Мальчик не равнодушен. Просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к тому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Что здесь можно порекомендовать? Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты – плохой!» – то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной.

2) Мальчик сопротивляется тому, что мама завязывает ему ботинки. Почему?

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

-   Для более глубоко изучения этой темы я предлагаю вам почитать цикл лекций, которые я поместила на своем почтовом ящике и раздаю вам памятки с рецептами по воспитанию девочек и мальчиков.

 Вывод : Мы родители должны помнить мальчик и девочка – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то  очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а  значит, и неправильно на них реагируем.(слайд)

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят,  слушают и слышат,  по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

7. Анкета «Возвращение в детство»

- Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения. Нарисуйте на всем листе дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами пополам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши «холодные» воспоминания, связанные с детством, в правой – «теплые» воспоминания

-У кого больше воспоминаний в правой стороне? У кого в левой?

-Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали – что-то объединяет наши рисунки?

– Слов с правой стороны намного больше, чем с левой

– Каков же вывод делаем?

Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.(слайд)

8. Медитация «Погружение в детство»(под спокойную музыку)

-Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула.

-Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

-Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.

-Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова, держась за руку, идёте дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

-А сейчас пришло время вернуться обратно в этот зал, и когда вы будете готовы, откроете глаза.

-Кого вы видели рядом с  собой?

Помните что ваш ребенок верит вам, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд(слайд)

- Соблюдайте очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи: (слайды)

-Как можно меньше злиться друг на друга

-Не увлекаться критикой

-Постоянно демонстрировать свою любовь и внимание близким

9.Домашнее задание:

Вопрос на обсуждение- проанализировать особенности воспитания с учетом пола ребенка: роль отца и матери.        

10.Рефлексия встречи (раздаются анкеты):

Уважаемые родители!

       Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут мне лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

   Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

1.Что побудило Вас прийти на собрание

( подчеркнуть)

  • Ваша дисциплинированность
  • Интерес к поднятой теме
  • Просьба ребенка
  • Уважение к учителям
  • Возможное душевное успокоение после собрания
  • Любопытство
  • Неоднократные приглашения учителей
  • Не знаю

    2.Оцените результат собрания по пунктам (доволен, частично доволен, не доволен)

  • полезность встречи  -
  • актуальность обсуждаемых ситуаций -
  • атмосфера встречи -

Приложение к собранию

                                         Памятка :рецепты по воспитанию

                                                                 - мальчиков

                                                                - девочек

Мальчики.

Для полноценного психического развития мальчиков требуется большее пространство

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Давая задания мальчикам, включайте в них момент поиска, требующей сообразительности.

Заранее не рассказывайте и не показывайте, что и как делать. Мальчик должен сам открыть принцип решения задания.

Для мальчиков важно не только рассказывать, но и показывать.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребёнок перестаёт вас слышать.

Мальчики устают и могут стать невыносимыми из-за интеллектуальной нагрузки. Ругать их за это бесполезно.

Когда вы хвалите мальчика, то хвалите его поступок, ему важно, что конкретно оценивается в его деятельности.

Мальчики избирательно реагируют на оценки. Они слышат только значимые для них оценки.

Ваши будущие мужчины пока ещё дети, поэтому им нужны ваша ласка и нежность.

Девочки.

Девочкам обязательно иметь такое место, где они могли бы хранить свои "драгоценности".

Девочки обычно более аккуратны в выполнении заданий.

С девочками до начала работы, надо разобрать принцип выполнения задания.

Постепенно учить девочек действовать самостоятельно, а не по схемам.

В дошкольном возрасте речь девочек более развита.

Ругая девочку, не спешите высказать своё отношение к ней – бурная, эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

Девочки устают и начинают капризничать из-за большой эмоциональной нагрузки. Не ругайте их за это.

В похвале для девочки важно кто их оценивает и как. Они заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные.

Для девочки очень важно общение с отцом, который уже сейчас будет видеть в ней даму и проявлять себя джентльменом.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

 Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

 Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

 Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

 Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

 Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки учатся по-разному.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задат...

Родительское собрание "Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»).

Повестка дня:   1 «Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе  «Путь к успеху»).   2 Учебная деятельность учащихся.   3 Разное....

Родительское собрание на тему «Мальчики и девочки - два разных мира»

Лекция к родительскому собранию на тему: "Мальчики и девочки - два разных мира". Цель собрания: раскрыть некоторые полоролевые различия детей, подвести родителей к сознанию разных подходов в воспитани...

Мальчики и девочки учатся по-разному

Разработка родительского собрания в 1 классе....

Родительское собрание: «Мальчики и девочки – почему они разные?»

Родительское собрание: «Мальчики и  девочки – почему они разные?» рекомендованно для проведения педагогу-психологу....

Презентация "Мальчики и девочки учатся по-разному"

Презентация содержит информацию о характерных особенностях развития и функционирования женского и мужского типов мозга, особенности раздельного обучения мальчиков и девочек, а также тест, направленный...