Мальчики и девочки учатся по-разному
методическая разработка (1 класс) на тему

Воронова Ирина Петровна

Разработка родительского собрания в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchiki_i_devochki_uchatsya_po-raznomu.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Мальчики и девочки учатся по-разному»

Родители, имеющие разнополых детей, в той или иной степени, не раз получали подтверждение этому в своей повседневной жизни. Последние исследования показывают, что существующие различия в стиле обучения мальчиков и девочек обусловлены половыми различиями мозга.

Не бывает неспособных детей, тем более ленивых. Наша главная цель – не втолковать ребенку, сколько будет один плюс три, а сделать так, чтобы он захотел узнать результат сам.

Начиная с момента зачатия, мальчики и девочки развиваются по-разному. Поэтому и подход к их воспитанию не должен быть одинаковым. Всегда помните об этом. Так вы с ребенком непременно добьетесь успеха.

Как они растут?

  • Установлено, что девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Получается, что в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
  • Различия в поведении и развитии девочек и мальчиков заметны уже с первых дней жизни. Девочки быстрее начинают разговаривать, да и словарный запас у них богаче. Они лучше концентрируют внимание. Любят подражать мамам и бабушкам. Охотно принимают в компанию новеньких.
  • У мальчиков лучше работает пространственное воображение. Они азартны, настойчивы. Им нравятся активные и даже агрессивные игры. Не боятся осваивать новые территории. Будущие мужчины охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. Чем больше участников, тем лучше. Нередко отстаивают право лидерства в коллективе. А конфликт обычно предпочитают решать силой. К новеньким же относятся с недоверием: сначала нужно завоевать авторитет.
  • Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания («отойди», «перестань»), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях («нравится», «люблю»).
  • Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, лазают на чердаки и в подвалы, осваивают новые территории, придумывают рискованные игры. Они как бы сами создают себе стрессовую ситуацию.

А как учатся?

  • Почти все девочки при ответе смотрят в лицо учителю и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, и моментально корректируют свой ответ.
  • Для мальчиков такое поведение менее характерно: отвечая, они могут смотреть в окно или в любую другую сторону.
  • Девочки предпочитают учить вслух  и при пересказе пользуются простым, обиходным языком, насыщенным конкретными деталями.
  • Мальчики предпочитают учить молча, любят использовать закодированный язык (редко можно встретить мальчика, который в детстве не использовал такой принцип общения).
  • Девочки лучше справляются со скукой при обучении и в этом их большое преимущество.
  • Мальчик перестает воспринимать учебный материал, как только ему становится скучно, ему требуется большое количество различных стимулов.
  • Движение позволяет мальчику стимулировать работу мозга, особенно в замкнутом пространстве, которым является класс, оно им просто необходимо из-за низкого содержания серотонина - гормона счастья, удовольствия и повышенного обмена веществ.  Мальчику разрешаю на уроке молча вертеть что-то в руке. Это не отвлекает его, а наоборот стимулирует мозг.
  • После эмоционального стресса (например, утренней ссоры с родителями) мозг девочки быстрее возвращается в нормальное состояние, тогда как у мальчика на это может уйти несколько уроков.
  • Мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности, результатом чего становится беспокойство и агрессивность в школе.
  • Если девочка устала, она чаще всего начинает капризничать по незначительным поводам.
  • Если устал мальчик, то он истощается интеллектуально (бесполезно его чему-то учить в таком состоянии).
  • Если девочка, вернувшись из школы, хочет сразу сделать уроки, а потом отдыхать, можно ей в этом не препятствовать.
  • Мальчику же лучше некоторое время отдохнуть, подвигаться (но не проводить время за компьютером).
  • Для нормального психофизиологического развития мальчику просто необходимо достаточное пространство. Сидя в классе за одним столом с девочкой мальчик обычно «захватывает» часть её территории, что нельзя считать проявлением невоспитанности или неуправляемости, ему просто необходимо больше пространства.          
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная ответная эмоциональная реакция на тон помешает ей понять, за что её ругают. Сначала, доброжелательно глядя ей в глаза, спокойно объясните, в чем её ошибка, затем, если требуется, немного усильте нажим. Девочке вообще требуется больше обратной связи, чем мы ей обычно даем. Многие девочки чувствуют себя очень неуверенно, им нужно постоянно убеждаться в том, что они все делают правильно. Поэтому девочке важно, чтобы учитель или родитель кивал ей во время ответа или как-то иначе подбадривал её.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение.  Кроме того специальные исследования показали, что, например,  мальчик 7-9 лет с трудом воспринимает предложения, в которых больше 8 слов. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слышать.
  • Не стоит требовать, чтобы при достаточно откровенном выяснении отношений мальчик смотрел вам в глаза. В такой ситуации он оказывается в очень затруднительном положении, может замкнуться и конструктивного решения найти не удастся. Лучше дать ему в руки хотя бы карандаш или ластик. Это поможет мальчику расслабиться, и вы сможете спокойно выяснить суть вопроса. Можно разрешить ему даже рисовать во время разговора. Это помогает мальчику высказаться.
  • Девочки легче переходят от одной деятельности к другой, им нравятся различные способы обучения: преподавать другим ученикам.  
  • Мальчики обычно предпочитают привычный способ обучения и о переходе к другому виду деятельности лучше им сообщить заранее за несколько минут: «Через десять минут нужно будет отправляться спать», «Через пять минут мы повторим с тобой стихотворение».
  • Многие родители теряют авторитет многократным повторением предупреждений: «Если это еще раз повториться…». Такая тактика «десяти терпений» наносит большой вред, особенно в подростковом возрасте и особенно мальчикам. После первого предупреждения он должен ощутить последствия.
  • Никогда не ставь в пример другого знакомого ребенка, у которого, возможно, что-то получается лучше. Не считай, что ваш ребёнок менее смышленый. Сравнениями вы можете его глубоко ранить. У него не только надолго пропадет желание заниматься, но и возникнет комплекс неполноценности.
  • После 6 лет с мальчиками происходит важная метаморфоза: они как бы замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. Им хочется «учиться быть мужчиной». Если в этот период отец игнорирует сына, то мальчик зачастую устраивает дикие выходки (он может начать воровать, мочиться в постель, драться и даже тяжело болеть без диагноза), лишь бы привлечь его внимание. При этом ему просто необходимо знать, что он во всем может положиться на маму, что она будет рядом в любой ситуации.
  • Если отец чувствует, что мальчик сильно вовлечен в интересы мамы (что бывает), он должен постараться усилить свое влияние, но ни в коем случае не критикуя мать. Если отец говорит мальчику: хватит держаться за мамину юбку, будь мужественным, не разводи бабские слезы и т.д., то мальчик вырастет довольно резким и грубым и будет иметь проблемы в общении, причем ни только с женским полом, но и вообще.

Мальчики и девочки – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на эти поступки реагируем. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.    

И, наконец…

Несколько советов, которые помогают выстраивать отношения с вашим ребенком:

Мама и дочь.

  1. Умейте помолчать.
  2. Чаще подбадривайте.
  3. Делая замечание   -  отбросьте эмоции.
  4. Уважайте мужчин, не обсуждайте папины недостатки.
  5. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с ней, не бойтесь сказать «извини!».
  6. Никогда не «выносите сор из избы», не рассказывайте никому, что дочь «неряха», медлительная.
  7. Никогда не отвечайте грубостью на  грубость. Покажите образец сдержанности. Не поощряйте истерики.
  8. Часто обращайте её внимание на то, что означает для девочки иметь хороший характер и насколько это согласуется с представлениями мальчиков.
  9. С взрослеющей дочерью надо говорить как с взрослой женщиной.

Папа и дочь.

  1. Девочки всегда стремятся выглядеть интересными и умными в глазах своих отцов и в этом им надо помочь.
  2. Как папа относится к дочери, так и потом с её подачи к ней будет относиться муж.
  3. Только папа может научить некоторым вещам (например: как поменять колесо у машины или ловить рыбу).

И самое главное (уже без всяких различий)

  1. Помогайте, когда он просит вас об этом.
  2. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте.
  3. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
  4. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
  5. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира ребенка.
  6. Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным делом.
  7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
  8. Чаще используйте приветливые фразы: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
  9. Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки нуждается ребенок в любом возрасте.

Несколько советов, которые помогают выстраивать отношения с вашим ребенком:

Мама и сын.

  1. До 6 лет как можно реже разлучайтесь (мальчики очень плохо переносят разлуку (хуже, чем девочки)).
  2. Мальчикам больше, чем девочкам нужна помощь в усвоении навыков общения, маме нужно больше разговаривать с мальчиком.
  3. Мама – образец любви и ласки для сына, она может обнимать его и в 5, и в 10, и в 15 лет.                                    
  4. Чем старше становится мальчик, тем больше он должен чувствовать свою полезность в   семье, в доме, в обществе.
  5. Дайте возможность, как можно раньше принимать самостоятельные решения.
  6. Позволяйте себе в обществе сына быть слабой.

Папа и сын.

  1. Воспитание личным примером, а не словами.
  2. Моделируйте мужественное поведение, подкрепляя его соответствующими рассказами, которые покажут, что такое быть «настоящим мужчиной», т.е. мужчиной, которого уважают за поступки и ум.
  3. Обеспечьте высокие ожидания, как в сфере учебы, так и социальной зрелости - нужен опыт успеха, организуйте его.
  4. Установите нормы дисциплины – спокойно, но твердо.
  5. Если отец нетерпелив и раздражителен, сын будет чувствовать себя неуверенно с чужими мужчинами и мальчиками.
  6. Избегайте чрезмерного соперничества в играх, делитесь с ним всем, что вы знаете сами.
  7. Выполняйте совместное дело.
  8. Проявляйте уважение и заботу о женщинах (маме, сестре, подружке).

   И самое главное (уже без всяких различий)

  1. Помогайте, когда он просит вас об этом.
  2. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте.
  3. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
  4. Разрешайте конфликты мирно. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
  5. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира ребенка.
  6. Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным делом.
  7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
  8. Чаще используйте приветливые фразы: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
  9. Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки нуждается ребенок в любом возрасте.

В Министерстве образования и науки

Республики Татарстан действуют телефоны доверия,

по которым Вы можете оставить информацию

о фактах коррупционной направленности:

(843)294-95-33 (пн.- пт. с 09 часов до 18 часов)

Круглосуточный номер для отправки СМС

о фактах коррупционной деятельности

сот. 89372860589


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки учатся по-разному.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задат...

Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...

Родительское собрание "Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»).

Повестка дня:   1 «Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе  «Путь к успеху»).   2 Учебная деятельность учащихся.   3 Разное....

Родительское собрание: «Мальчики и девочки – почему они разные?»

Родительское собрание: «Мальчики и  девочки – почему они разные?» рекомендованно для проведения педагогу-психологу....

Презентация "Мальчики и девочки учатся по-разному"

Презентация содержит информацию о характерных особенностях развития и функционирования женского и мужского типов мозга, особенности раздельного обучения мальчиков и девочек, а также тест, направленный...