Формирование учебно-познавательных компетенций.
статья на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В статье представлеы приёмы, методы и спобобы формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-poznavatelnye_kompetentsii_pedsovet.docx86.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательных компетенций.

Как уже говорили предыдущие выступающие:

Компетенция – это готовность субъекта эффективно организовывать внутренние (знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности) и внешние (информация, люди) ресурсы для постановки и достижения цели.  

Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование  учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения.

Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями:

  • проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;  
  • проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;
  • игровой деятельности:
  • деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • технологии ТРИЗ  - теория решения изобретательских задач;
  • технология развития критического мышления;
  • групповые технологии  - работа в группах;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе.

Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:

  • Драматизация, театрализация        - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;
  • Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;
  • Метод эвристических вопросов  - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;
  • Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;
  • «Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;

Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:

  • лекции,
  • семинары,
  • деловые и ролевые игры,
  • пресс – конференции,
  • суды над историческими понятиями,
  • слёты специалистов.

Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя и обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.

Например: на уроке литературного чтения в 1 классе при изучении устного народного творчества провожу сравнение разных версий народных сказок. Сказка «Гуси-лебеди» знакома всем с раннего детства. При её чтении у детей возник спор о том, почему в учебнике версия не такая, как им знакома с детства. Вспомнили версии, записанные другими собирателями сказок В.Даля и А.Афанасьева. В ходе учебного диалога, учащиеся увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Возникла проблема: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества - «бродячем сюжете».

В ходе учебного диалога обучающиеся строили логические цепочки рассуждений, отстаивали свою точку зрения, учились слышать и слушать друг друга. Таким образом, формировались не только познавательные, как основные, но и, коммуникативные и личностные УУД.  Вот сколько возможностей для  развития даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

(У Александра Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик. В обработке Алексея Толстого она находит его сама. У Афанасьева она просто прокрадывается к избушке и уносит братца. В обработке А. Н. Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т. п., и только улучив момент, когда та не видит — убегает с мальчиком.

 

По этой версии, Баба-Яга хотела извести (съесть) сестру, а не брата (в народном варианте Яга просто похищает детей без особой цели: нигде не говорится, зачем; и после этого держит в плену).

У В.Даля вообще нет детей, а есть волки.)

Главный фактор в формировании учебно-познавательной компетенции – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, для этого использую занимательные задачи, которые развивают и тренируют мышление.

Например: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы. Определите, где работа Незнайки. Почему вы так решили?

Как правильно сравнивать углы?

 

Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся учатся анализировать учебный материал, выделять в нём главное, делать выводы.

Огромный интерес младших школьников вызывают игры и игровые упражнения, которые повышают их активность, усиливают мотивацию к обучению. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как:

  • Найди лишнее слово.
  • Составь по аналогии.
  • Логическая цепочка.
  • Группировка, классификация.
  • Отгадай загадку, расшифруй ребус, кроссворд, шараду.

Приведу несколько примеров:

При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» во 2 классе предлагаю следующее задание, цель которого выявление умения осуществлять группировку слов по их лексическому значению.

Задание: Прочитайте слова в строчках. Представьте, что они обозначают. Исключите «лишнее» слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор, сделайте вывод.

Топор, пила, вилы, плотник.

Лиса, волк, нора, барсук.

Наташа, Москва, Оля, Аня.

Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от количества допущенных ошибок.

В результате работы над заданием, учащиеся выполняют целый ряд УУД: регулятивные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и выбор наиболее эффективных способов решения задач; логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез и отбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений и доказательство;  коммуникативные - разрешение конфликтов, так как в задании есть спорные моменты.

При изучении темы «Склонение имён существительных» в 3 классе используя задание, которое включает в себя не только программный материал, но и отрабатывает навык работы по аналогии.

Например: Прочти пары слов, установите их взаимосвязь, подберите ко второму слову пару по аналогии с первой.

Сад – яблоня, огород - … (капуста, забор, земля).

Сапог – молния, ботинок – (подошва, каблук, шнурок).

Учитель – ученик, врач – (больница, пациент, санитар).

Груша – фрукт; клён – (листок, дерево, паук).

-Определи пары, в которых существительные 2 склонения.

Упражнения на систематизацию, установление последовательности, построение алгоритма действия также способствуют формированию  учебно-познавательной компетенции.

Приведу пример на уроках математики: Продолжи числовой ряд, определив последовательность:

45, 49, 46, 50, 47, …                          7, 11, 22, 26, 37, …                896, 448, 224, 112, …

Один из ведущих приёмов развития познавательной компетенции   - это группировка или  классификация, который используется учителями нашей школы с первых дней обучения детей  в школе.

Перед введением понятия классификацию, необходимо познакомить учащихся с правилами её проведения:

  • Для основания классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.
  •  Все объекты должны быть отнесены к какому-либо классу.
  • Члены классификации должны взаимно исключать друг друга (относится только к одному классу).
  • Подразделение на классы должно быть непрерывным.
  • Один предмет не является объектом класса.

Рассмотрим примеры использования классификации на разных предметах:

На уроках русского языка: Раздели слова на группы. Обоснованием может быть: количество слогов, перенос, род, то, что подходит по теме урока.

Например: чиж, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, акула, лев, гвоздика.

На уроках литературного чтения: зачин, кульминация, олицетворение, развязка, концовка, метафора, завязка, композиция, сюжет.

Обоснование: части сказок, части рассказа,  литературные приёмы.

Умение сравнивать, находить общие и отличительные черты понятий, объектов включает в себя такие компетенции как анализ, синтез, умозаключение, а значит, подобные упражнения будут актуальны для формирования  учебно-познавательной компетенции.

Рассмотрим примеры упражнений на сравнение. На уроках литературного чтения: Найди общие и отличительные черты пословиц.

а) «Конь корове не товарищ» -  «Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой».

б) «Слово не воробей, вылетит  - не поймаешь» - «Старого воробья  на мякине не проведёшь».

в) «Не всякий умён, кто хорошо наряжен» - «Чужим умом в люди не выйдешь».

Если в начале  обучения учащиеся отмечали, прежде всего, наглядные внешние признаки предметов (цвет, размер и форму), то к концу обучения в начальной школе – больше опираются на знания и представления, сложившиеся в процессе обучения (внутренние свойства).

 Следующая группа упражнений направлена на формирование навыков формулировки определения, вывода, обобщения своих умозаключений.    

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлечённое из содержания исходных суждений.

Определить понятие – это, значит, установить ближайший род и видовое  отличие.

 Определение должно отвечать требованиям:

  • Должно быть соразмерным.
  • Оно не должно быть отрицательным.
  • Оно должно быть точным и ясным.

Например, на уроках русского языка:

  1. «Дай определение» - Стакан – это … (посуда для питья, изготовленная из стекла).  Градусник – это … (прибор для измерения температуры).
  2. «Что это такое?» - По определению установить понятие:

Человек, который лечит больных – это (врач). Прибор для определения сторон света – это (компас).

Для развития активного самостоятельного, творческого мышления на уроках математики использую разные формы формулировки задач:

•        модель «Морфологический ящик» - составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

  • задачи с недостающими данными;
  • задачи с излишними данными;
  • задачи с несколькими решениями;
  • задачи с меняющимся содержанием;
  • задачи на соображение, логическое мышление;
  • задачи со сказочным сюжетом;
  • переформулировка вопроса.

Например, в 4 классе  при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?»

Даю ученикам уже составленные уравнения (х-5)+х+3х=55; х+(х+5)+3(х+5)=55; х+(х+5)+3х=55; и предлагаю ответить на вопросы:

а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?

б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.

в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?

Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним уровнем развития, помогает понять принципы решения задач алгебраическим способом, более глубоко осознавать внутренние связи между величинами.

Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения (решение задачи арифметическим способом).

Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции обучающихся.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь".


Уровни сформированности учебно-познавательного интереса


1. Отсутствие интереса.

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.


2. Реакция на новизну.

Положительные реакции возникают только на новый материал, касаюшийся конкретных фактов, но не теории.

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.


3. Любопытство.

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач.

Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.


4. Ситуативный учебный интерес

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.


5. Устойчивый учебно-познавательный интерес.

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.


6. Обобщенный учебно-познавательный интерес.

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность.

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»




Формирование учебно-познавательных компетенций.

(Выступление на педагогическом совете.)

Подготовила:

учитель начальных классов

Бердникова О.В.

г. Нижневартовск

 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.

В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...