Основные варианты организации обучения в сотрудничестве
статья на тему

Восканян Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются принципы педагогического сотрудничества, основные идеи всех вариантов, преимущества использования технологии сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_varianty_org._obuch._v_sotrudnichestve.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве.

        Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

        Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы.

Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Принципы педагогики сотрудничества:

  1. обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  2. учение без принуждения
  3. опережение
  4. свобода выбора
  5. диалогическое размышление
  6. интеллектуальный фон класса
  7.  совместная деятельность учителей и учеников

        Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

        А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее.

        Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития, но и умение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

        Главное  в обучении в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве.

I. Обучение в команде.

        Student Team Learning (STL, обучение в команде), состоит в том, что учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить (группы не соревнуются между собой). Создаются несколько подгрупп учащихся, которым дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по “верхушке” (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Успех или не успех всей группы зависит oт индивидуальной ответственности каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу. После завершения выполнения задания всеми группами учитель организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаково для всех групп) либо рассмотрение задания каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально вне группы. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка. Таким образом, и сильный и слабый ученик могут принести группе одинаковые баллы. Соревнуются не сильные со слабыми, а со своими собственными ранее достигнутыми результатами.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «Ажурная пила».

         Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встреча экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

III.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». 

       Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 3–5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Группа имеет двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели и социальную – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

  IV. Исследовательская работа учащихся в группах.

        Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

   

        Оценка результатов работы происходит путём заполнения «Оценочной карты урока, образец которой представлен ниже.

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося  

_________________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.  Работа в группе

2.  Графический диктант

3.  Творческая работа

4.  Устная работа на уроке

5. Активность и заинтересованность в течение всего урока

             

  * На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся!

 Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.

Кроме всего прочего, работа в группах позволяет детям учиться с людьми. Дети плохо разговаривают на уроках, не умеют  высказывать свои мысли. Но во время перемен, в свободное от уроков время, разговаривая между собой, они применяют сложнейшие обороты. Почему они так не говорят на уроках? Ребята не говорят потому, что не могут преодолеть боязнь перед учителем, стесняются одноклассников. Никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика.

 Применение данной технологии, особенно в старших классах, позволяет не только уложиться в отведённые программой сроки, но и решить проблему перегрузки обучающихся путём дозирования домашнего задания, когда каждый ученик для подготовки дома получает не всю сумму вопросов или тем, а только ту часть, которую должна подготовить его группа. Таким образом, объём домашнего задания уменьшается, а качество его выполнения возрастает, так как обучающийся видит реальность получения положительной оценки. На уроке же, слушая выступления других групп и участвуя в обсуждении темы в целом, ученик осваивает всю сумму необходимого материала.  

Разновидностью организации групповой деятельности является и работа в парах.

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная.

  • В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
  • В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
  • В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Я распределяю работу следующим образом:

В 1 классе данный этап провожу в форме игры «Учитель – ученик», т.к. не все дети вступают в контакт с партнером. На примере урока математики. Учащиеся встают в один большой круг и рассчитываются на первый второй. «Первые» номера делают шаг вперед и поворачиваются лицом к своим напарникам – «вторым» номерам. Внутренний круг (1 номера) – учителя, внешний круг (2 номера) – ученики. Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его.  Учителя проверяют и поднимают вверх руки - знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит новая команда – переход хода. По ней все одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идет по карточке другого учителя. Так продолжается, пока каждый не придёт к исходному партнеру. Теперь поменяйтесь местами. Вторые номера будут учителями,  первые – учениками. При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли учителя и ученика оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя боле раскованно. Эта игра позволяет не только закрепить знания, научить детей сотрудничать друг с другом, но и выступает в роли физминутки, т.к. дети находятся в движении.

Данную игру дети очень любят, поэтому использую её и в последующих классах: отрабатываем табличное сложение и вычитание, таблицу умножения, на уроках русского языка – правила проверки орфограмм.

Когда учащиеся освоили работу в парах в игровой форме, можно  применить вид работы статистической пары.  

Статистическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. В этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль». Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

         Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища  и один раз читал весь текст вслух товарищу.

При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым  вариантом такой работы является  подбор заголовков к частям текста, когда дети не только попеременно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.

Пересказ прочитанного ведётся тоже в паре.  

На уроках русского языка – взаимодиктанты. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.

Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:

1)        первый ученик из пары читает текст, другой пишет;

2)        второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3)        затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;

4)        после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;

5)        ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.

После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационных парах.

        В динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с  каждым,  трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется  в строгой последовательности при смене  партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают друг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом  работы в динамической паре.

         В заключение сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

   6. Значительно увеличивается активность учащихся, их самостоятельность, занятость (в работе группы так или иначе задействованы абсолютно все, нет возможности отсидеться и отмолчаться, каждый должен в любом случае хоть что-то сказать).

7. Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, воображения;

- актуализируются полученные опыт и знания;

- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

- каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- повышается интерес к предмету и положительный настрой учащихся, их мотивация, так как внутри группы важен успех каждого, а возможность получить положительную отметку значительно возрастает;

- благодаря обсуждению материала внутри группы, уровень его осмысления и осознания значительно повышается, что находит отражение в творческих работах и устных ответах;

- многие учащиеся, работая в малой группе, легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны, обнаруживают способности, которые раньше ускользали от внимания и педагогов, и товарищей по классу;

- учащиеся учатся культуре общения, сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению организовать свою работу, распределить время, повышается ответственность за результат коллективной работы;

- развиваются навыки само- и взаимооценки, умение выслушать критику и признать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения, принимать ответственные решения, делать выбор.

Более семидесяти широкомасштабных исследований, имеющих целью определение эффективности методов обучения в сотрудничестве были проведены в течение четырех недель в начальных и средних школах США. В 63 из них изучалась эффективность обученности учащихся. В 36 (57%) были отмечены заметно более высокие результаты усвоения, чем в контрольных (традиционных) классах. В 26 (41%) существенной разницы не наблюдалось и только в одном классе был зафиксирован лучший результат обученности в контрольном классе по сравнению с экспериментальным. Однако уровень осмысления материала, применения его для решений новых задач оказался заметно выше в классах, где использовалось обучение в сотрудничестве. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с чётким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Там, где совместная работа была организована таким образом, что показатели всей группы зависели от каждого члена группы результат так же был достаточно стабилен (в 34 экспериментах из 41, что составило 83%).

Считаю, новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве – это одна из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих качественное образование и отвечающих требованиям современной педагогической науки.

       «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи.»

                                       И.Г.Песталоцци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные общеметодические принципы организации обучения иностранным языкам.

Принципы обучения иностранным языкамПринцип (от латинского слова principium– основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, по­знавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя и родителей

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности...

Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ

Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ...

Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...

Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

Большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отно...