Главные вкладки

    Технологическая карта мастер - класса" Синквейн как форма свободного творчества учащихся в начальной школе"
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Корсунова Татьяна Николаевна

    Технологическая карта масстер- класса "Синквейн как форма свободного творчества учащихся "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_master-klassa.docx13.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта мастер-класса. Синквейн.

    Учитель Корсунова Татьяна Николаевна

    Дата проведения 17.12. 2015 года

    Тема мастер-класса: 

    «Синквейн как форма свободного творчества учащихся на уроках в начальной школе»

    Тип мастер-класса: комбинированное занятие.

    Цель повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи:

    - Познакомить коллег с понятием "синквейн”.

    - Дать представление о классификации синквейнов.

    - Показать конкретные варианты составления синквейнов на уроках.

    - Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса

             Планируемый результат

    Участники научатся:

    • Составлять различные виды заданий на формирование коммуникативных УУД

    • Использовать полученные знания на практике

    Участники получат возможность научиться:

    • Самостоятельно по предложенному алгоритму составлять задания на формирование коммуникативных УУД

    Формы работы – фронтальная и групповая.

    Необходимое техническое оснащение: интерактивная доска, проектор, презентации Power Point, видеоролик, карточки с картинками, бумага, карандаши.

     Ход мастер-класса

    Этапы мастер класса

    Деятельность учителя

    Деятельность участников

    Осуществляемые действия

    коммуникативная

    Осуществляемые действия

    Формируемые умения

    1

    2

    3

    4

    1.     Актуализация знаний и постановка цели и задачи мастер-класса

    1.     - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
    - Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

    - А теперь давайте возьмемся за руки и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу...

    1.     Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

    Личностные: формирование учебного мотива.

    Регулятивные: саморегуляция- как способность к мобилизации сил.

    2.       Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.

    ВИДЕО «Все в твоих руках» 

    В наших руках ребенок, и наша задача как учителя, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

    В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде авторского педагогического кредо:

    «Как научить ребенка мир любить?

    Как показать, что жизнь крылата?

    Попробуй научить детей творить –

    И крылья обретут ребята!»

    Одним из эффективных методов творческого развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

    Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

    Понимать и воспринимать на слух объяснение учителей

    2. Практическая часть

    1. Формулирование темы

    В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

    С помощью учителя формулируют тему занятия

    Коммуникативные УУД:

    Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

    2. Технология написания  дидактического синквейна

               Синквейн пишется по определенным правилам.

    • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
    • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, предложение, крылатое выражение или цитата, выражающее свое отношение к теме
    • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

    - изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

    - отрабатываются знания о частях речи,

    - знания о предложении,

    - умение соблюдать интонацию,

    - расставлять знаки препинания,

    - значительно активизируется словарный запас ребёнка,

    - совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

    - активизируется и развивается мыслительная деятельность,

    - совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

    Во фронтальном режиме слушают теоретический материал по теме

    Уметь в коммуникации воспринимать на слух ответы участников

    3.    Примеры синквейнов, написанные учащимися 4 класса

    Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Предлагаю вашему вниманию синквейны,  написанные учениками.

    В группах по 4 человека обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи

    Приходить к общему решению в совместной деятельности, понимать на слух ответы участников

    4. Работа в группах

    А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать группами. Каждой  группе я предлагаю составить синквейн на определённую тему,  которая записана на карточке. УЧЕНИК - , ТВОРЧЕСТВО - ( выполняется задание и затем прочитывают)

    А теперь составьте  синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают)

    Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

     

    В группах чсотавляю синквейны

    Группы обмениваются листами с ответами для контроля.

    Выделить лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; понимать на слух ответы участников, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

    5.     На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:


    1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
    2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
    3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
    4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

    Фронтально выполняют задание, отвечают сами и слушают ответы участников.

    Уметь слушать других участников, строить монологическое высказывание, отвечая на вопрос

    3. Подведение итогов

    Итак, синквейн:


    -обогащает словарный запас;
    -подготавливает к краткому пересказу;
    -учит формировать идею (ключевую фразу);
    - позволяет почувствовать себя творцом;
    -получается у всех.

    Составьте синквейн к слову СЕМИНАР

    РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
    А теперь предлагаю нарядить нашу елочку. У вас три игрушки: зелёная, жёлтая и красная. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – повесьте на елку зеленую игрушку, если информация вам не нова и вы применяете этот метод в своей работе -  повесьте на елку желтую игрушку, ну а если это всё вас совсем не тронуло – украсьте елку красной игрушкой.

    Всем большое спасибо!
     

    Участники строят монологическое высказывание по теме, слушают других участников

    Осознанно строят речевые высказывания, понятные для участников; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: "Внимание как необходимый фактор развития учащихся в начальной школе"

    В данной статье собрана необходимая информация о внимании, способов диагностики и улучшения...

    Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

    Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

    Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в начальной школе.

    Статья подготовлена для публикации. В ней рассматривается одна из актуальных проблем воспитания детей в начальной школе....

    Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...

    «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

    Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

    Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

    Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

    Мастер-класс. «Групповая форма работы на уроках в начальной школе»

    laquo;Групповая форма работы на уроках в начальной школе»       Тема моего выступления««Групповая форма работы на уроках русского языка в начально...