Технологическая карта мастер - класса" Синквейн как форма свободного творчества учащихся в начальной школе"
методическая разработка (4 класс) на тему

Корсунова Татьяна Николаевна

Технологическая карта масстер- класса "Синквейн как форма свободного творчества учащихся "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_master-klassa.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса. Синквейн.

Учитель Корсунова Татьяна Николаевна

Дата проведения 17.12. 2015 года

Тема мастер-класса: 

«Синквейн как форма свободного творчества учащихся на уроках в начальной школе»

Тип мастер-класса: комбинированное занятие.

Цель повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

- Познакомить коллег с понятием "синквейн”.

- Дать представление о классификации синквейнов.

- Показать конкретные варианты составления синквейнов на уроках.

- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса

         Планируемый результат

Участники научатся:

• Составлять различные виды заданий на формирование коммуникативных УУД

• Использовать полученные знания на практике

Участники получат возможность научиться:

• Самостоятельно по предложенному алгоритму составлять задания на формирование коммуникативных УУД

Формы работы – фронтальная и групповая.

Необходимое техническое оснащение: интерактивная доска, проектор, презентации Power Point, видеоролик, карточки с картинками, бумага, карандаши.

 Ход мастер-класса

Этапы мастер класса

Деятельность учителя

Деятельность участников

Осуществляемые действия

коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

1.     Актуализация знаний и постановка цели и задачи мастер-класса

1.     - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

- А теперь давайте возьмемся за руки и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу...

1.     Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

Личностные: формирование учебного мотива.

Регулятивные: саморегуляция- как способность к мобилизации сил.

2.       Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.

ВИДЕО «Все в твоих руках» 

В наших руках ребенок, и наша задача как учителя, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде авторского педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

Одним из эффективных методов творческого развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

Понимать и воспринимать на слух объяснение учителей

2. Практическая часть

1. Формулирование темы

В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

С помощью учителя формулируют тему занятия

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

2. Технология написания  дидактического синквейна

           Синквейн пишется по определенным правилам.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, предложение, крылатое выражение или цитата, выражающее свое отношение к теме
  • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

- отрабатываются знания о частях речи,

- знания о предложении,

- умение соблюдать интонацию,

- расставлять знаки препинания,

- значительно активизируется словарный запас ребёнка,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Во фронтальном режиме слушают теоретический материал по теме

Уметь в коммуникации воспринимать на слух ответы участников

3.    Примеры синквейнов, написанные учащимися 4 класса

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Предлагаю вашему вниманию синквейны,  написанные учениками.

В группах по 4 человека обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи

Приходить к общему решению в совместной деятельности, понимать на слух ответы участников

4. Работа в группах

А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать группами. Каждой  группе я предлагаю составить синквейн на определённую тему,  которая записана на карточке. УЧЕНИК - , ТВОРЧЕСТВО - ( выполняется задание и затем прочитывают)

А теперь составьте  синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают)

Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

 

В группах чсотавляю синквейны

Группы обмениваются листами с ответами для контроля.

Выделить лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; понимать на слух ответы участников, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

5.     На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:


1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Фронтально выполняют задание, отвечают сами и слушают ответы участников.

Уметь слушать других участников, строить монологическое высказывание, отвечая на вопрос

3. Подведение итогов

Итак, синквейн:


-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
-получается у всех.

Составьте синквейн к слову СЕМИНАР

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
А теперь предлагаю нарядить нашу елочку. У вас три игрушки: зелёная, жёлтая и красная. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – повесьте на елку зеленую игрушку, если информация вам не нова и вы применяете этот метод в своей работе -  повесьте на елку желтую игрушку, ну а если это всё вас совсем не тронуло – украсьте елку красной игрушкой.

Всем большое спасибо!
 

Участники строят монологическое высказывание по теме, слушают других участников

Осознанно строят речевые высказывания, понятные для участников; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 3 класс по стандартам ФГОС "Перспективная начальная школа"

Задачи урока: – актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100. - совершенствовать умение определять способы умножения суммы на число и обосновывать своё мнение. – развитие вн...

Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века») Тема: Изменение глаголов по временам.

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 класс по теме «Изменение глаголов по временам»  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Педагогическая цель: способствовать развитию ...

Мастер-класс. «Групповая форма работы на уроках в начальной школе»

laquo;Групповая форма работы на уроках в начальной школе»       Тема моего выступления««Групповая форма работы на уроках русского языка в начально...

Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...

Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...