Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века"по теме " Знакомство с буквой М, м"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель _Вятлева Татьяна Дмитриевна

Класс: 1

         Предмет: литературное чтение (Обучение грамоте),  УМК  «Начальная школа 21 века».

Тема: Знакомство с буквой М, м.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

         Цель: Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи –        местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко – буквенный анализ слов «Миша» и «Маша».;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.

Задачи:

        Образовательные: познакомить учащихся  с буквами М, м  и звуками, которые она обозначает;

                                  учить детей слоговому чтению с учетом последующей гласной.

Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.

         Воспитывающие: организовать работу  по ознакомлению с понятием «дружба».

         Формы работы: фронтальная работа , работа в парах.

Дидактические средства:

  • для учителя:. карточки с буквами  е, о, а, у, ы, и, я, ё, ю, э, М, м; звуковые карточки: синего, красного, зеленого цветов; учебник «Букварь» ч.1 (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова – 2изд.дораб.- М.: Вентана-Граф, 2011г)

  • для обучающихся: учебник «Букварь»; конверты с фишками для звукового анализа, сигнальные карточки , карточки  для чтения слогов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Орг. Момент

.

С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

-Повернитесь друг к другу , прикоснитесь ладошками  и улыбнитесь.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция

2.

3.

4.

Актуализация опорных знаний.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Постановка учебной задачи  Работа по учебнику (стр. 62)

 

 Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания

- Ребята, с какими буквами мы уже познакомились?

-Сколько гласных букв ?

-Какие звуки они обозначают?

-В чем заключается особенность гласных звуков?

-Попробуйте распределить гласные буквы в нужную строку .

-Почему расставили буквы в таком порядке?

-Прочитайте гласные буквы парами.

-Молодцы! Вы дружно справились с заданием.

Введение в тему.

-Как вы понимаете слово «Дружба»?

-У кого в классе есть друзья?

-Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

-Дружба нужна и взрослым и детям. Как вы думаете, с чего начинается дружба?

- Откройте учебник .

- Рассмотрите картинку. Кто изображён?

- Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

-Можем ли мы что-нибудь предпринять , чтобы помирить детей? Что нужно сделать?

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек

-Давайте произнесем имена детей и послушаем, как они звучат.

Составим звуковые схемы слов.

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный?  Почему вы так думаете? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую возьмём фишку для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Произнесите еще раз слова «Маша» , «Миша» и послушайте их первые звуки.

- Какой 1звук в слове «Маша»? «Миша»?

- Это звуки гласные или согласные? Почему?

-Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м,]?

-Повторите название буквы.

-Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

Учитель показывает карточку с буквой М.

-Давайте заменим  в схемах первые звуки буквой М.

-Какую букву поставим в начале слов ?

-Почему? Какие еще слова всегда пишутся с заглавной буквы?

А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

-На что похожа буква М?

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем! (рисунок)

                                      Е.Тарлапан.

Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.

                                      В.Степанов.

 Учащиеся называют изученные буквы:

-А, а, О, о, У, у, ы, Я,  я, Ю,  ю, И, и, Е, е, Ё, ё, Э, э.

-Десять.

-Гласные.

-Гласные звуки поются.

У доски работает ученик.

( а, у, ы, э, о)

(я, ю, и, е, ё),читает.

- Перед буквами :я,и,ю,е,ё, согласные звуки  звучат мягко

-Перед буквами : а,о.у.э,ы, согласные звуки звучат твердо.

Дети читают пары букв.

Ответы учеников.

-С улыбки, с симпатии друг к другу.

-Дети, мальчик и девочка.

-Нужно выяснить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков  в словах, называющих имена детей.

Поочередно произносят звуки   и составляют звуковые схемы. .

Произносят и называют первый звук  в словах «Миша», «Маша»

 [м] и [м,].

Отвечают на вопросы.

-Буквой м.  (эм).

Хором повторяют.

-Заглавную.

-Имена пишутся с заглавной буквы.

Дети простым карандашом вписывают имена детей.

Ответы детей.

Дети берутся за руки и произносят стихотворение.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Физкультминутка

- Встаньте, пожалуйста. Предлагаю вам немного отдохнуть.

 Когда вы услышите в слове звук [м], то хлопните в ладоши, когда услышите звук [м,], присядете. Будьте внимательны. Произношу слова:

мачта, миска, муха, мышка, мишка, дом, маяк, гномик, мама, мел, мех, мыло.

Топай мишка, хлопай мишка.

Приседай со мой братишка.

Повернись и улыбнись ,

И тихонечко садись.

Выполняют упражнение.

Садятся на место.

4

5

6.

Первичное закрепление

V.Чтение слогов. Работа по учебнику (стр. 62)

Закрепление знаний

Цель: применение нового знания в заданиях.

Чтение и анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».с.63

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Вышел  ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».

- Какую буковку нашёл ёжик?

Показываю букву М

- А сейчас мы попробуем прочитать слоги  с новой буквой. Для этого нужно соединить согласный звук с гласным звуком.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

-Молодцы!

Работа в парах. Чтение слогов по учебнику с.62)

-А сейчас прочитайте слоги в учебнике друг другу.

Составление слогов по перфокарте:

МА – МО – МЯ – МЫ – МИ

МУ – МЁ – МЮ – МЭ – МЕ

Фронтальный опрос.

Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно.

VI. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.63).

- Назовите изображенные предметы .

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками

Работа в парах

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «моя» («моё», «мой», «мои»).

Проверка

 

Чтение стихотворения учителем (если есть, то хорошо читающими детьми)

 - О ком это стихотворение?

- Кто задаёт вопросы мальчикам?

- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный выбор?

- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

- Что обозначает выражение «водой не разольёшь»?

- Поднимите руку, кто ещё не имеет друга.

- Кто хотел бы найти себе друга?

- Для чего нужны друзья?

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук [м]?

- Перед какими гласными буква М обозначает твёрдый согласный звук?

- Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук  [м']?

- Перед какими гласными буква М обозначает мягкий звук?

-Что понравилось больше всего?

Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью?

Рефлексия «Собираем цветы личностных достижений»

На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу.

(М)

Дети читают хором слоги.

Работа в парах. Взаимопроверка. (Слабые дети читают более сильным).

Используют трафареты для составления слогов.

 Читают слоги.

Составляют слова.

Дают характеристику звукам  [м] и [м,].

Ответы детей

(велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)

(брюки, рубашка, платье.)

(Моя, моё, мой, мои)

Работают  в парах, соединяют слова с нужной картинкой.

Проверка

Читают отдельные ученики  и поясняют свой выбор. Остальные дети поднимают сигнальные карточки.(зеленый цвет-подтверждение, красный- другой ответ)

Ответы детей

-С буквой М(эм). Называют звуки[м], [м']

-Синей.

        а  о  у  э  ы

-Зеленой.

      я  ё  ю е  и

-Читать слоги , составлять слова с данными слогами.

Дети оценивают  личностные учебные достижения цветами определенного цвета.

Познавательные: умение добывать информацию из учебника.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивная: контроль выполнения алгоритма чтения.

Коммуникативные: формирование и аргументирование своего мнения.

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по литературному чтению  "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс). Тема: «Н. Н. Носов «На горке». УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с рассказом Н. Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" по теме: "Жили-были буквы"

Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: Формирование читательской компетентности в ходе чтения и анализа произведений о буквах.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Научить анализ...

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Буква Щ щ"

Урок в 1 классе УМК "Школа России" по теме «Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’]. Сочетания ЩА ЩУ»...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...