Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Буква Щ щ"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Котлярова Расима Сайфутдиновна

Урок в 1 классе УМК "Школа России" по теме «Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’]. Сочетания ЩА ЩУ» 

с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_tehn_karta_uroka.doc526.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Котлярова Р. С.

Класс  1

      УМК  «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: «Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’]. Сочетания ЩА ЩУ»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель:  познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ща- щу.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Познакомятся со звуком  [щ']  всегда мягкий и читается мягко во всех позициях, особенностями его произнесения, буквами Щ, щ;
Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.

определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими

способствовать самооценке на основе успешной учебной деятельности

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., часть 2, презентация, компьютер, интерактивная доска, конверты с буквами, листы «Частослов».


                                                                                                                         
Ход урока

Этап урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

УУД

1. Психологическая установка на работу

             Слайд 2  Вот и прозвенел звонок.        
                    Начинается урок.
                    Очень тихо вы садитесь
                     
И работать не ленитесь.
  Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Дети показывают готовность к уроку. Дарят улыбки друг другу и учителю.

Р. - организовывать рабочее место.
Л. -демонстрировать положительное отношение к школе

2. Актуализация знаний

  Каждый день в школе вы совершаете маленькие открытия.

 Чему мы учимся в школе?

 Самостоятельная работа
Потренируемся в умении читать Игра «Частослов»


Работа в парах

На вашем столе лежат буквы, вам нужно распределить их в «домики».

- По какому принципу вы их распределяли?

- Проверим, как вы выполнили это задание.

    Дети отвечают на вопросы учителя.

- Думать, дружить, читать и т. д.

Дежурный кидает кубик для выбора

 чтения столбика на карточке

Дети читают по карточкам


Самостоятельная индивидуальная работа учащихся. Распределяют в          «домики» ( раздаточный материал на парте)
В красный домик –  гласные. В синий –  согласные.)

К. - участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения,

3.Целеполагание

 Слайд 3  - К нам на урок пришёл сказочный герой – Емеля.

Слайд 4 В какой сказке живет наш герой? Кто читал или слышал эту сказку?

 А  какую рыбу он поймал?

 Слайд 5 Назовите  звук, с которого начинается  слово-отгадка, давайте составим схему этого слова.
Слайд 6 - Сформулируйте, пожалуйста,  тему и цель урока. Чему мы научимся, какие открытия мы совершим на этом уроке?

Дети отвечают на вопрос учителя
ЩУКА
Слого-звуковой анализ с помощью схемы
Дети формулируют цель урока: - Мы  познакомимся со звуком [щ’] и буквами, которые его обозначают. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой

П. -научиться ориентироваться в материале,  прогнозировать содержание урока.
Р. - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного,
и освоенного  неизвестного

4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком и буквой  Щ щ

1. Знакомство со звуком  щ.- Придумайте слова с новым звуком.
- Где спрятался звук [щ]?

    Слайд  7  Игра топай - хлопай
Овощи, щербет, щеки, щетина, товарищи, щеколда, хрящи, щебень, роща, трещать, чаща, щит, ищет, щипцы, щеголь, пищат.

  Слайд 8, 9 - Что же вы узнали о звуке [щ']? Составим небольшой кластер на доске.
- Кто запомнит больше слов со звуком [щ]?
У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет:
- Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет. Мышонок Миша советует:
- Смешайте щетину и щепотку соли.
А поросенок утверждает:
- Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
Ежонок не выдержал:
- Зубной щеткой надо зубы чистить.
Проверка запомнившихся слов

2. Знакомство с буквами Щ, щ.
Слайд 10 , 11 , 12
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Слайд 13 В каком же домике будет жить буква Щ щ?


Работа по Азбуке
- Прочитайте слоги в красной рамке на стр. 63 учебника.
- Прочитайте слова в столбиках.
- Вы знаете, что когда-то буква Щ поссорилась с гласными буквами Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт. А к кому может пойти Щ?
- Прочитайте правило  на стр. 63. Что вы из него узнали?
Слайд 14 -   Какую новую информацию вам нужно запомнить и применять при написании слов?
- Прочитайте загадки про овощи на стр. 64 учебника.
- Проведите слого-звуковой анализ слова «овощи».

Работа в группе. Дети придумывают слова

 

Если слышат звук — хлопают, нет звука - топают

Фронтальная работа: у доски составляется кластер:  звук [щ'] – согласный, мягкий, глухой, непарный

  Перечисляют запомнившиеся слова

Рисуют «домик» в тетради, раскрашивают и печатают буквы Щ щ

Работают в  Азбуке

К. - вступать в диалог, отвечать на вопросы;
- составлять связное высказывание

П. - Научатся ориентироваться в «Азбуке»,  практически различать речь, устную и речь письменную

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки

5. ФИЗМИНУТКА

Активные спортивные движения под слова физминутки

Физминутку проводит дежурный

К. Смена вида деятельности

Л. умение договариваться.

6. Составление слов

 Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Щ.
Есть слова, где Щ - в начале,
Есть слова, где Щ – в конце.                                                                  
Слайд 15 Игра «Догадайся»                                                                                  Щ И                 Русский суп.
Щ
И Т             Этим защищались древние воины.
Щ
У К А          Зубастая рыба.
Щ
Е К А         Часть лица.
Щ
Е Л Ь         Дырочка в полу, в стене.
Щ
Е П К А      Осколок дерева.
Щ
Е Н О К      Маленькая собачка.
Щ
Ё Т К А      Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол.              

Дети читают слоги с новой буквой, договаривают до полного слова.

П. умение ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую; слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими.

7.Развитие речевого аппарата

3. Работа над дикцией
Повторите скороговорку: Волки рыщут, пищу ищут.

Слайд 16 Чистоговорки:
Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща.
Ще-ще-ще – свекла варится в борще.
Щи-щи-щи – очень вкусны были щи.
Щу-щу-щу – рот лекарством полощу.

Прочитайте слова со слайда 17

Выполняют упражнения на развитие речевого аппарата

  Читают слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

К: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими.

8. Рефлексия

Итог урока

Итак, ребята! Наш урок подходит к концу.

-Что же мы узнали сегодня на уроке?

-Над какой темой работали?

-Оцените свою работу и всего класса.

-В чем были трудности?

-Что для этого надо сделать?

-Молодцы!

-Спасибо  за урок.

-Похлопайте себе. Выберете смайлик, который показывает ваше настроение на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Подводят итог урока

Познакомились с новой буквой и звуком.

Научились читать с ней слова.

Р. – оценивают свою деятельность  на уроке;

Л. –проявляют интерес к новым знаниям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...