Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.
статья на тему

Тихомирова Ирина Альбертовна

Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Исследовательская деятельность младших школьников

 на уроках литературного чтения по развивающей системе Л.В.Занкова».

                                                                              Тихомирова И.А.                                                                              учитель начальных классов МБОУ СОШ №13

г.Северодвинск

     Учебник литературного чтения для 2,3,4 классов по развивающей системе Л.В.Занкова основан на методе исследовательской деятельности. Учебник 2 класса подготавливает почву для исследований в 3 классе, включая в себя следующие направления:

-учимся различать авторские и народные произведения;

-в авторских текстах обнаруживаем черты народной сказки;

-знакомим со своеобразием русской народной сказки и зарубежных писателей ( например, сначала изучаем сказку Ш.Перро «Кот в сапогах», а затем русскую народную сказку «Козьма скоробогатый» и делаем сравнительный анализ);

-закрепляем навыки различия научного и художественного текстов;

-сопоставляем авторскую сказку с этимологическим смыслом, т.е. стремимся объяснить причины возникновения каких-либо явлений;

-работаем с «Лентой времени», где идет формирование исторических знаний.

       Материал учебника построен по принципу «выход за рамки учебника»,т.е. побеждает прочитать другие произведения автора, либо прочитать все произведение целиком, если дан только отрывок. Учебник побуждает учащихся быть в роли соавторов, предлагая задания: дополни, сравни, измени, предложи, придумай, расследуй, выдвини версию, сопоставь и др.

    Исследовательские задания предложены в игровой форме 6»расследуй», «следственный эксперимент», « Вопросы для настоящего детектива», «Задание для суперагента», «Досье», «Раскрой». Таким образом, учителю не надо самому придумывать задания для исследовательской деятельности, они заложены в учебнике.

      Каждая глава начинается со вступительного слова автора, нацеливая на исследование. Например, глава VI «Вперед по дороге открытий». « Мы с тобой, исследователь, уже художники поиска, собаку съели на этом. Если твой вкус к исследованию не угас, то – полный вперед».

     Перед произведение частот напечатаны эпитеты, слова составителей учебника, включающие в себя проблемные вопросы или ситуации, которые нацеливают на размышления, выдвижение гипотиз, затем идет работа над произведение и возвращению к проблемному вопросу.

      Так, перед сказкой «Айога» дан текст : «В каждом живом существе6 в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…»

-Как понимаете смысл слов? (ответов нет, детям данное высказывание совсем непонятно).

Читаем и анализируем сказку по вопросам учебника. Возвращаемся к этой фразе и дети их уже легко объясняют на конкретных жизненных примерах.

                          А.С.Пушкин «У Лукоморья».

Учебник по системе Л.В.Занкова предлагает следующий вариант анализа произведения.

      Урок посвящен важной идее, что сказка – не просто развлекательная, вымышленная истории, что в сказке отражается представление древнего человека о мире. Урок настроен на исследовательскую деятельность. Начинается он с сообщения, что маленький Пушкин очень любил сказки и, став взрослым, во время поездок по России собирал и записывал сказки. В основе его 4 сказок («Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане…») лежат сюжеты народных сказок. После чтения «У Лукоморья» задаю вопрос : «О чем это произведение?» Дети не понимают его смысл. Далее предлагаю вопросы:

-Каких сказочных персонажей узнали в тексте и из каких они сказок?

-Какие бы вопросы вы мне хотели задать по этому тексту? (Или , на какие бы вопросы вы хотели получить ответ?)

        Дети задают вопросы, обычно то, что им непонятно в тексте. Некоторые вопросы я заранее печатаю и по ходу обсуждения вывешиваю на доску ( если именно такие вопросы были заданы). Затем предлагаю ответить на другие вопросы. Учащиеся не могут на них ответить. И тогда ставим учебную задачу «Попытаться ответить на вопросы»:

- Что такое Лукоморье?

- Почему цепь золотая и обвязана вокруг дуба?

- Почему кот ходит вокруг дуба, а не другого дерева?

-Почему направо – песнь заводит, налево – сказку говорит?

- Почему ходит именно кот, а не другое животное?

            На каждый вопрос дети сначала высказывают свое мнение, предполагают. Выслушивается каждое мнение. Затем учитель дает точный научный ответ. Рассказывает о том, как древний человек представлял мир, что он наделял его духами – добрыми и злыми; что любая дорога от дома вела в иной, чужой мир; что небо и подземное пространство тоже населяли духи. Дает понятие о Среднем мире, в котором жили люди и домашние  животные, о Верхнем мире, где жили птицы и стихии, о Нижнем мире, где жили духи и подземные животные. Таким образом, дается первоначальное представление о волшебной сказке (подробная работа предстоит в 3 классе). Далее выясняется, что цепь золотая – это предмет и цвет волшебного мира; круг – это символ солнца, а цепь вокруг него – это дорога по кругу; дуб –это символ долголетия, жизни, всего устройства мира; кот – любимый  персонаж сказок всех народов мира, т.к. он обладает не просто умом, а особым умом – иного, другого мира и кот всегда выступает в роли помощника героя волшебной сказки.

          При подведении итога урока учащиеся сами делают вывод, что А.С.Пушкин хотел нас познакомить с секретами волшебной сказки.

                                         А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

            Исследовательская работа по этой сказке строится следующим образом.

После знакомства с текстом учащиеся прочитывают части, выделенные автором учебника желтым цветом.

- Чем похожи эти части? (повторы, признаки народной сказки)

-Чем отличаются эти части7 (все более серьезные просьбы старухи)

           Учитель предлагает: «Все части выделены одним желтым цветом. Хочется ли изменить цвет частей и на какой?» (Дети высказывают свое мнение) Учитель выслушивает все версии, а потом направляет мысли в русло той логики, что с помощью цвета можно обозначить нарастание благополучия и богатства старухи, а потом ее полного краха (работаем с таблицей, перечитывая эпизоды). А можно изменить цвет по мере нарастания тревоги на море. Учащимся работа с цветом очень понравилась. Такую исследовательскую работу дети сами назвали «цветным настроением».

           На следующих уроках идет сравнительный анализ сказки А.С.Пушкина и русской народной сказки «По щучьему велению». В ходе исследовательской работы, при помощи вопросов учителя, выявляется, что в обеих сказках есть признаки волшебной сказки ( повтор эпизодов, волшебный помощник – представитель животного мира, магические числа, золотой цвет, трудное задание для героя). Отличаются сказки А.С.Пушкина и русские народные сказки стихотворной формой и богатой лексикой (например, старуха бранится, бунтует, вздурилась, разбранила и т.д.)

      Исследовательская работа на уроках литературного чтения очень трудна для второклассников и идет под руководством учителя. Лишь нетрудные задания даются для самостоятельной работы. Но такая работа дает осмысливание текста, т.к. учащиеся сами говорят, что в начале урока они ничего не понимали, а в конце урока стало все понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...