Главные вкладки

    Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова для 2 класса. Автор учебника В.Ю.свиридова.

    Урок нацелен на развитие умения анализировать текст, понимать поступки героев; учить находить связь с русскими народными сказками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_sisteme_l.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

    Тема урока.

    Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Цели.

    Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; учить находить связь с русскими народными сказками.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    Звонок звенел заливисто.

    Урок пора начать.

    Домашнее задание

    Мы будем проверять.

    1. Проверка домашнего задания

    - Сравните два текста  Л.Н.Толстого  «Прыжок», «Акула».

    - Чем они похожи?  (Место действия – корабль. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх и счастливый конец. В обоих текстах отец спасает сына, проявляя находчивость и решительность в трагические моменты.)

    - Чем отличаются? (В «Прыжке» более детально описывается состояние мальчика, а в «Акуле» дано подробное описание чувств отца.)

    3. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию

    О разных героях рассказов

    Немало пришлось нам узнать.

    А может ли имя героя

    Характер его подсказать

    И на судьбу повлиять?

    - Какова цель нашего урока? (Исследовать, как имя героя может повлиять на его судьбу.)

    - Узнайте героя нашего произведения.

    Не барашек и не кот.

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета

    Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

    - Откройте учебник  на странице 39. Прочитайте фамилию автора и название произведения.

       Произведений этого автора мы ещё не читали, поэтому давайте познакомимся с ним поближе.

    Информация об авторе.

    1 слайд

       Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912, настоящая фамилия Мамин) родился заводском посёлке Пермской губернии в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.

    2 слайд

       Печататься начал с 1875 года. Он был прекрасным советчиком по литературным вопросам, имел прочные литературные связи с  А.П. Чеховым, И.Н. Потапенко,

    3 слайд

    А.М.Горьким, Н.Д.Телешовым, И.А.Буниным.

    4 слайд

    Библиотека Мамина-Сибиряка на ул. Халтурина  в Иркутске.

    5 слайд

    Дом-музей писателя. Город Екатеренбург. Располагается в бывшем собственном доме писателя. В этом доме писатель провёл детские и юношеские годы (1852-1872).

     

    6 слайд

    Интерьер дома – музея Д.Н.Мамина-Сибиряка.

    7 слайд

    В Ленинграде, на Волковом кладбище, есть скромный памятник на могиле писателя Мамина-Сибиряка. На барельефе Мамин и его дочь Алёнушка.

    8 слайд

       Цикл «Алёнушкины сказки» (1894-1897) Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нём так: «Это моя любимая книжка – и её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».

    9 слайд

    Творчество писателя. «Счастье писать для детей»

     

    Работа по ленте времени

    Н. Носов (1908 – 1976) 50 лет назад,

     Л. Толстой (1828 – 1910) 200 лет назад,

     Д. Мамин-Сибиряк (1852 – 1912) 100 лет назад.

    10 слайд

    Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

    11 слайд

    Родился зайчик в лесу и всё боялся…

    12 слайд

    … и вдруг надоело ему бояться. … Собрались старые зайцы, …

    13 слайд

    Заяц –хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, …

    - Прочитайте название. Что можете сказать о произведении по его названию? (Авторская сказка о животных, герой заяц, и у него длинное красивое имя.)

    - Хотите узнать, откуда у него такое имя?

    4. Работа по теме урока

       Чтение учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут».

    - Предположите, как дальше будут разворачиваться события?

    Чтение до слов: «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь».

    - Как вы думаете, а что же случилось?

    Чтение текста до конца.

    - Вам понравилась сказка? Чем? Почему зайца так странно звали «Храбрый Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»? Вам что-нибудь напоминает такое длинное и торжественное имя?

    - Кого называли: «Быстрые Ноги», «Орлиный Глаз», «Сильная Рука»? (Такие имена давали индейцам.)

       У индейцев было два имени. Первое давалось от рождения, а второе надо было заслужить. Им награждали за какие-нибудь очень важные для племени заслуги.

    - А какие достоинства зайца отразились в его имени? (Храбрый)

    - Когда оно  было присвоено зайцу: от рождения или в результате его подвигов? Прочитайте начало сказки (три абзаца) и найдите, когда впервые зайчик был назван так длинно и торжественно. (После того, как он вырос, стал большим и заявил, что он никого не боится.)

    - Обратите внимание, как автор называет героя в первом абзаце и в третьем. (Сперва зайчик, затем – Заяц.)

    - Как понимаете выражение «Душа в пятки ушла»? (Очень испугался.)

    - Прочитайте текст дальше и проследите, когда Заяц снова превращается в зайчика, а потом опять в Зайца.  Отметьте нужные отрывки карандашом.

    - Верно ли дано Зайцу такое имя? Как вы считаете? (Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

    - Какое чудо произошло в этой сказке? (Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал таким.)

    - Что же произошло с зайцем? (Данное ему имя повлияло на судьбу Зайца.)

    5. Физминутка

    6. Цель нашего урока– сравнить сюжет и построение сказки Д.Мамина-Сибиряка с народной сказкой.

    - Какой ещё герой появляется в этом отрывке? (Волк.)

    - Волк и заяц – это типичные герои русских народных сказок, этим наша авторская сказка и похожа на русскую народную сказку. Вспомните, в каких русских народных сказках эти герои встречаются.

    - Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки? (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…»)

    - Посмотрите на доску. Как называются  такие схемы? («Цепочки»)

    - К какой из кумулятивных «цепочек» подходит прочитанный нами отрывок? (Ко второй.)

    (Кумулятивная сказка, т.к. в ней происходит накопление героев. Сюжетная линия имеет общий принцип построения – общее в кумулятивных сказках.)     

    - А первая «цепочка» какую русскую народную сказку напоминает? («Колобок».)

    - Найдите ещё отрывок, к которому можно построить «цепочку». («Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…»)

    - Попробуйте составить свою «цепочку».

       Итак, мы с вами видим чёткую конструкцию, которая характерна для кумулятивной народной сказки. Это ещё одно подтверждение того, что структуры авторской и русской народной сказки имеют что-то общее.

    7. Продолжение работы по теме

    - Мы увидели, что в построении авторской сказки встречаются элементы русской народной сказки. А сюжетные линии могут быть похожи? («Кот и лиса»)

    - Что заметили? (Есть сходная ситуация, когда кот случайно пугает волка и медведя, а в нашей сказке заяц случайно пугает волка и утверждает своё положение.)

     

    8. Итог урока

    - Чему учит нас сказка Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»? (Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

    Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

    Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

    Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

    Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

    Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

    Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

    На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

    Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

    Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....