Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Некрасова Жанна Николаевна

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и интересны для них. Я думаю, что и данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. На уроке раскрыты дидактические принципы (ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости) и типические свойства (многогранности, процессуальности, коллизии, вариантности) системы Л. В. Занкова через разнообразные виды упражнений и заданий: например, составление «ниткописи», синквейна, работа с толковыми словарями, что пригодится им  для дальнейшей учёбы. В течение урока велась работа по развитию коммуникативной культуры школьников через учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время фронтальной и групповой работы. Использование  межпредметных связей  с уроками окружающего мира, русского языка оживили детей и сделали урок интересным и увлекательным.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasova_zhn_urok_liter_chteniya.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Краткая аннотация работы:

      Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и интересны для них. Я думаю, что и данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. На уроке раскрыты дидактические принципы (ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости) и типические свойства (многогранности, процессуальности, коллизии, вариантности) системы Л. В. Занкова через разнообразные виды упражнений и заданий: например, составление «ниткописи», синквейна, работа с толковыми словарями, что пригодится им  для дальнейшей учёбы. В течение урока велась работа по развитию коммуникативной культуры школьников через учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время фронтальной и групповой работы. Использование  межпредметных связей  с уроками окружающего мира, русского языка оживили детей и сделали урок интересным и увлекательным.   Этап «рефлексии» тоже не оставил детей равнодушными, каждому хотелось высказаться или «показать» своё отношение и к прочитанному, и  к уроку.  

      На уроке был организован системно-деятельностный подход. Я была «дирижером», незаметно направляла работу детей, т.е. учила детей учиться, что необходимо в наш век информатизации. Ребятам на уроке было комфортно и интересно. Особенно ярко это проявилось  при работе в группах,  при подведении итога, на этапе рефлексии.  Радостными и счастливыми они ушли с урока – это самое важное для меня как для учителя. Разработку  данного  урока  можно использовать  по  любой  образовательной  программе  и  УМК.

Своё отношение к уроку я выражаю в синквейне:

1. Урок

2. Деятельный, нравственный

3. Заворожил, открыл, научил

4. Всё в наших силах

5. Сказка.

Цели: продолжить знакомство с авторскими сказками, формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки.

Задачи:

образовательные:

приобщать учащихся к литературе как к искусству слова; формировать усвоение понятий: «завязка», «развитие действия», «переломный момент», «кульминация», «развязка»; углубить и расширить знания об авторских сказках; формировать жизненное самоопределение;

развивающие:

развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;

коммуникативные:

формировать умение участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим; учить осмысливать нравственные ценности

Оборудование: портрет писателя, сюжетные линии сказки, пункты плана сказки; чайник,

вырезанный из бархатной бумаги (по частям), фломастеры, бархатная бумага; компьютер с проектором для показа слайдов.

На столах у детей: хрестоматия по литературному чтению (4 класс) В. Ю. Свиридовой, толковые  словари, карточки  групповой работы учащихся, кружочки для рефлексии.

                                                         Ход урока

1. Орг. момент. (Слайд 1 - пустой)

       Ребята! Вот прозвенел для нас звонок.

       Литературы без промедления начнём урок!

2. Актуализация знаний.

У: Послушайте и скажите о ком идёт речь? Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных, писателей,  художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети: Ганс Христиан Андерсен).   (ПОРТРЕТ писателя вывешивается на доску)

У: Покажите на карте эту маленькую страну, где жил Андерсен.  (Учитель просит найти на карте России) Почему не нашли? А где можно найти эту страну? 

Дети: найти нельзя, т. к. это карта России, можно найти на карте мира, полит. карте.

У: Что знаете  об Андерсене? (Дети: Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на  фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал.  В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).

У: Написал более …(помогайте) Дети: 170 сказок. А какие его сказки можете назвать? (Дети называют свои варианты.  Учитель предлагает: (Оле – Лукойе? Дети: Да.  Горшок каши? Дети: нет (задумавшись), братья Гримм (Ловушка),  Кот в сапогах? Дети: нет, Ш. Перро (Ловушка),  Дикие лебеди? Дети: Да.) 

У: Молодцы! Знаете сказки Андерсена.

У: Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен? 

(Рубрика: ЭТО ИНТЕРЕСНО!)  Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. (Учитель начал, а несколько учеников, которые знакомы с его биографией, помогли) Ведь, (продолжает учитель) Андерсен – великий сказочник. В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик, …Щелкунчик! (Дети: нет, это герой из сказки Э.  Гофмана) - ловушка), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. С такой героиней мы встретились и в его сказке … (Дети: Ёлка).

У: Есть ли волшебный мир в этой сказке? Докажите. 

(Дети: Да,  животные разговаривают, автор «оживляет» ёлку, наделяет её необычными качествами,  качествами людей: страданиями, переживаниями и т.д.).

У: Каковы его особенности  в авторской сказке? (Ответы детей)

У: Действительно, в сказке есть чудесный вымысел, героиня из обычного мира переходит в волшебное пространство, давайте вспомним основные сюжетные линии (Дети: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).

ПОЯВЛЯЮТСЯ  НА  ДОСКЕ основные сюжетные линии, но учитель вывешивает их в неверной последовательности (ловушка!) Дети внимательны, исправляют учителя, доказывают.

У: Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?

Дети: Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.

У: Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника… Тогда в путь!

                                     Закроем глаза и представим, что…

В Мир Волшебный двери отворились, мы снова в сказке с Вами очутились.

3. Тема, цель урока.

У: Ребята, прочитайте название сказки (на доске написаны разные по высоте буквы).

Как прочитали? (Дети: Расположили буквы - И, ч, а, К, й, н  в порядке возрастания, (почему не убывания?, Дети: слова не получается) и  получилось…  -  ЧАЙНИК).

У: Будем читать сказку? Дети: Да.

У: Мне казалось, что вы уже достаточно взрослые и я думала вам уже неинтересно читать сказки … Дети: сказки интересны всем,  них мудрые советы, они поучительны и т. д.

У: С какой целью мы будем читать сказку, как вы думаете?   Дети отвечают.  

У: Почему именно авторскую? Дети: В авторских сказках особое построение, особый волшебный мир.

У: Итак, тема нашего урока  особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник».  (Слайд 2)

У: Открываем Хрестоматию (с. 93), приготовились слушать.

                                           Чтение сказки учителем. Пауза.

У: Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться? (Дети: Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)

 Чтение сказки учащимися по смысловым частям сопровождается словарной работой (работа с толковым словарём по ходу чтения)          (Слайд 3)

 У: От чьего имени ведётся повествование?  (Дети: от воспоминаний героя  - его биографии, мнения автора, внутреннего монолога)   (Слайд 3)                                           

  • Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре). Дети: ищут, зачитывают, сверяют с доской
  • Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный (найдите в словаре)  Дети: ищут, зачитывают, сверяют с доской

У: Что значит «безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток». Что за напиток? (Дети: чай) Его родина? (Дети: Китай) Покажите на карте.  (Дети: показать на карте, которая на стене в классе (нельзя, карта России).

Что значит «беспечальной юности»? (Дети: Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)

  • Биография – описание чьей-нибудь жизни (найдите в словаре)
  • Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)

    Дети отвечают на ЗАДАННЫЙ перед ЧТЕНИЕМ ВОПРОС (Слайд 4)

                                          ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ                                         

У: Как автор относится к чайнику? (Дети: Прямо не высказывает, но улыбку автора можно «увидеть», чья-то тонкая изящная рука…с. 93 в начале, в конце)

У: Какие знаки препинания использует автор?  (Дети: ! и тире)  У: Зачем? (Дети: тем самым хочет обратить внимание, подчеркнуть особенности его характера)

У: Остановимся на особенностях его характера.                                                                                 

У: Каким мы увидели чайника в начале сказки? Зачитать.

(Дети зачитывают, доказывают: живое существо, он говорит о своих достоинствах и не хочет говорить о своих недостатках, он гордый и т. д.)  

У: Чем гордится чайник? (Дети: внешним видом, часто говорит -  Я!)

У: Какой у него был недостаток? Как он об этом сам говорит? (Дети зачитывают)

У: О чём рассуждает? Как о себе говорит? (Дети: обижен на предметы, которые знают о его недостатке, о себе говорит восторженно, горячо, он КОРОЛЬ)

У: Что вы узнали о чайнике из воспоминаний, рассказанных повествователем? (Дети обобщают: чайник был гордым и заносчивым, не хотел признавать свои недостатки)

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: завязка)

У: Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.

                           ФИЗМИНУТКА (дыхательная, пластическая гимнастика)

(покажите качества чайника: гордый, высокомерный, заносчивый, дых. гимнастика – показывают  как кипит)                        

У: Какая беда приключилась с чайником? (зачитать) Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: развитие действия)

У: Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, калека)

У: Какие олицетворения использует автор? (Дети зачитывают)

У: Какие перемены происходят в жизни чайника? (Дети: «меня набили землёю… к лучшему…», «луковица стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого во мне никогда не было» и т. д.- доказывают)

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: переломный момент)

У: Почему луковица становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

У: Каким образом возродился чайник к жизни? (Дети: обновление, надежда на личную жизнь)

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: кульминация – точка наивысшего подъёма, напряжения)

У: Какая новая неудача подстерегала героя? (Дети: не смог обрести новое назначение, но есть надежда)

У: К какой сюжетной линии можно отнести?   (Дети: развязка).

У: Какие чувства испытывает чайник?  (Дети: боль от того, что он недостоин этого цветка)

У: Какое чувство  испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей: чувство жалости; чувства были противоречивы, менялись по ходу сказки; чувство надежды на лучшее; хорошо, что есть память, её никто не отнимет; найдутся добрые люди и все будет хорошо и т.д.)

У: С героиней какой сказки можно сравнить? (Дети: с ёлкой, как и ёлка был выкинут за ненадобностью)                             

У: Есть ли волшебный мир в этой сказке? Какие особенности волшебной сказки можете назвать? (Дети: Герои – неживые предметы, а разговаривают, чувствуют – «лежал без чувств», «смеялись-то … над ним самим»)

У: Можем ли мы проследить такие же сюжетные линии, как  в сказке «Ёлка»?

Какие картины жизни чайника (особенности волшебного мира) можно выделить?

(Дети отвечают: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка)

Учитель предлагает детям соотнести пункты плана с основными сюжетными линиями и доказать.

 НА ДОСКЕ появляется план сказки (по сюжетным линиям, особенностям сказки):

  1. Король всего чайного стола. (Жил-был гордый чайник).
  2. Чайнику нанесён тяжёлый удар. (Чайник – калека).
  3. Начало новой, лучшей жизни!  («Живое сердце» чайника).
  4. Цветок в объятиях чайника и ужасная боль на сердце.
  5. Чайник никому не нужен.  (Воспоминаний никто не отнимет).

4. РАБОТА В ГРУППАХ.   (Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

У: А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выполнить предложенные задания.    Давайте вспомним правила работы в группе.  (Дети отвечают хором).

  1. Работаем дружно.
  2. Помогаем друг другу.
  3. Выслушиваем ответы друг друга.
  4. Договариваемся, кто будет отвечать.

(Для каждой  группы даются задания (подробно изложены в приложении)

  • пословица, которую нужно соотнести с текстом сказки и доказать;
  • выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне;
  • найти в сказке и зачитать: завязку, (развитие действия, переломный момент, кульминацию, развязку) и изобразить её «ниткописью».)

Можно  ли отнести эти  пословицы к сказке:

  • Хвастун вреднее моли.
  • Якал, якал, а потом заплакал.
  • Не будь пригож, а будь пригоден.
  • Выше головы носа не поднимай.
  • Высоко взлетел, а сел в курятник.

Выразите своё отношение к чайнику в синквейне.

(предлагаются варианты, которые составили дети)

  1. Чайник.
  2. Гордый, заносчивый (высокомерный, хвастливый)
  3. Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).
  4. Воспоминаний никто не отнимет. (Забывать себя ради других)
  5. Надежда (обновление, счастье, радость).

После того как дети закончили работу в группах, заслушиваются ответы.

(Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, доказывает относится ли пословица к тексту сказки (дети обращают внимание на то, что  пословицу, которая была предложена, можно отнести к данной сказке, в каждой из них, отмечают дети, высмеивается хвастовство, высокомерие, зазнайство, внешняя красота – не главное, должна быть внутренняя красота, душа, человек должен приносить пользу окружающим и т. д.) Далее каждая группа зачитывает свой синквейн (варианты предложены выше), вывешивает на доску ниткопись (к нужной части сюжетной линии и плану, соотносят их). Дети из других групп слушают, задают вопросы, высказывают своё мнение, соглашаются (или спорят), подводят итог. Учитель предлагает детям оценить работу каждой группы, высказать своё мнение, обосновать его.) Далее учитель подводит итог данной работы в группах и предлагает ответить на вопрос:

У: Меняется ли чайник не только внешне, но и внутренне? Что же происходит с его душой?         (Слайд 10)

(Выслушиваются ответы детей: да, меняется, внешний вид изменился; но самое главное, что изменился его внутренний мир, он мыслит и думает по-другому; в нём «зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс»; он понял свои ошибки; понял, что «какое  блаженство забывать себя ради других!», остаётся надежда на его обновление, на то, что будет ещё в его жизни радость и он, изменившись внутренне, обретёт счастье)

5. Итог урока.

У: О чём повествует сказка? Какова её тема? (Дети: Об одиноком существе, похожем на человека. Грустная, печальная судьба героя и т. д.)

У: Какова её главная мысль? 

(Дети: Сказка биографична, выражает мысль о качествах человека (гордость, высокомерие, заносчивость и т. д.) через образ чайника: «звёздную болезнь» (учитель уточняет, как дети понимают, что такое «звёздная болезнь»), покорность судьбе, умение справляться с ударами судьбы, надеяться на лучшее)

У: Как вы думаете, находит ли эта мысль своё подтверждение в жизни? Мы можем видеть и наблюдать это в жизни? (Дети: Да. Заслушиваются их ответы, приводят свои примеры)

У:  Да, ребята, на примере ещё одной сказки Андерсена мы увидели не только особенности её волшебного мира, который очень важен для данного жанра, но и ещё раз убедились, что сказки поучительны. Они помогают  нам видеть и понимать окружающий мир, помогают  задуматься и поговорить о жизни на примере их, казалось бы, неодушевлённых героев. А самое главное, дают возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки и постараться их исправить.    

                             ОЦЕНКИ! (Работу на уроке оценивают и дети, и учитель)

6. Домашнее задание.     (Слайд 11)

У: Прочитать сказку, написать отзыв о сказке или выполнить творческую работу: сочинить сказку или рассказ от имени любой старой вещи, прожившей интересную жизнь.        

7. Рефлексия.

У: Ребята, а сейчас мне хочется, чтобы вы поразмышляли о себе и о других людях в жизни, на примере главного героя сказки «Чайник»  своём внутреннем состоянии). Я предлагаю вам ответить на вопросы:                                                    

У: Кто считает, что у каждого человека есть свои достоинства? (Дети: да, приводят примеры)

У: А у нашего героя? (Дети: носик) – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Кто считает, что у каждого человека есть свои недостатки? (Дети: да, приводят примеры)

У: А у нашего героя? (Дети: крышка) – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Кто считает, что человек должен признавать свои недостатки? (Дети: да, приводят примеры)

У: А наш герой признавал? Какой у него был недостаток? (Дети: ручка) – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Есть ли у человека внутренний мир (душа, чувства, воспоминания, всё, во что мы верим, к чему стремимся)? (Дети: да, поясняют)  

У: А у чайника? (Выслушиваются ответы детей)

У: Давайте представим, что внутренний мир чайника, его душа – это «горшок», куда была посажена луковица – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Попробуйте выразить свои впечатления (ощущения) после прочтения сказки  – нарисуйте (изобразите их – на кружочках выражение лица).

Учитель предлагает всем желающим  высказаться и прикрепить свой кружочек на ту часть чайника, где находилась луковица (дети с удовольствием бегут и прикрепляют свой кружочек, объясняя своё настроение)  На доске появляется чайник, собранный по частям (из деталей) и надежда детей (кружочки), что всё будет хорошо.

 У: Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена:    (Слайд 12)

                        «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».      

У: Выразите свои ощущения после урока. Покажите их мимикой, жестами.

(Дети показывают улыбкой, жестами рук)

                                  У: Молодцы! Спасибо за урок!       (Слайд 13)

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

                                             Задания для 1 группы

1. Прочитайте пословицу. Соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

                                    Хвастун вреднее моли.

2. Найдите в сказке завязку. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

                                              Задания для 2 группы

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

                     Снаружи красота – внутри пустота.  

2. Найдите в сказке развитие действия. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.   

                                              Задания для 3 группы

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

                    Не будь пригож, а будь пригоден.

2. Найдите в сказке переломный момент. Изобразите ниткописью.

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

                                                Задания для 4 группы

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

                         Выше головы носа не поднимай.

2. Найдите в сказке кульминацию. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

                                                 Задания для 5 группы

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

                        Одному жить – сердцу холодно.

2. Найдите в тексте развязку. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Сочиняем волшебную сказку"

Технологическая карта урока литературного чтения  по теме "Сочиняем волшебную сказку"  в 3 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"

Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...