Главные вкладки

    Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Ева Сахарова

    Предварительный просмотр:

    Ход урока:

    1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

                      Цель: Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

    Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

    1. Актуализация знаний учащихся.
      Цель: Изучение нового материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    - Проведем небольшую разминку.

    - Какой это зверь: « Прикинулся бы козой, да хвостик не такой», «Как его не корми, он все в лес глядит», «Его ноги кормят». (волк)

    - А это у нас кто: «Он от листа, а лягушка от него бежит», «Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет», «За двумя погонишься, ни одного не поймаешь». (заяц)

    - Кто сочиняет сказки? (народ, писатели)

    - Сказки, которые сочиняют писатели, называются литературными или авторскими. А как называются сказки, которые написал народ? (народными)

    - Сегодня на уроке мы будем читать и русско-народную сказку, и авторскую. Узнаем, чем они похожи и чем отличаются.

    - В презентации у нас слова, соберите название произведений, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.

    (читаю сказку Д. Н. Мамина-Сибярка «Храбрый заяц»)

    - Давайте посмотрим несколько картинок и вспомним что это за моменты из сказки. (слайды)

    – Что интересного узнали из данной сказки?

    – Что значит: душа в пятки ушла?

    – Как долго боялся зайчик?

    – На что решился зайчик?

    – Кто для зайцев был самый главный враг?

    – Какими словами автор показал комичность ситуации?

    – Какие глаголы помогли понять, что всем весело от слов зайца?

    – Что говорили про зайчика все собравшиеся?

    - Как вы понимаете эти выражения:

    1. Подпрыгнул, точно мячик! (Легко)
    2. Кубарем прокатился! (Вертясь, стремительно)
    3. Задал стрекоча! (Стремительно убежать)
    4. Готов выскочить из собственной кожи!
    5. Еле жив от страха
    1. Физминутка.
      Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

    Хомка-хомка, хомячок
    Хомка-хомка, хомячок,
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает,
    Щеки моет, шейку трет.
    Подметает хомка хатку
    И выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Хомка хочет сильным стать.
    (Дети имитируют все движения хомячка.)

    1. Реализация плана.
      Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

    – Почему же в сказке заяц назван храбрым?

    – А вы знаете с какой еще сказкой можно сравнить это произведение?

    - Теперь мы прочитаем русско-народную сказку «Заяц-хваста» (раздаю на парты сказку)

    - Читаем по очереди. Когда один читает – другие внимательно следят.

    - Какие различия вы видите между двумя сказками?

    - Храбрый заяц во второй сказке? Почему?

    - Как обычно начинаются русско-народные сказки? А авторские?

    - Какие слова встречаются в русско-народной сказке? А в авторской?

    - Можем ли мы сами менять сюжет русско-народной сказки? Почему?

    - А можем изменить сюжет авторской сказки?

    - Давайте разгадаем загадки.

    Зубовато, серовато

    По полю рыщет,

    Телят, овец ищет. (волк)

    Кто поляны белит белым
    И на стенах пишет мелом,
    Шьёт пуховые перины,
    Разукрасил все витрины? (зима)

    Пришла из лесу птичница

    В рыжей шубке –

    Кур посчитать (лиса)

    Маленький, беленький,

    По лесочку прыг-прыг,

    По снежочку тык-тык. (заяц)

    Старик у ворот

    Тепло уволок,

    Сам не бежит

    И стоять не велит (мороз)

    Кто зимой метет и злится,
    Дует, воет и кружится,
    Стелет белую постель?
    Это - снежная ... (Метель)

    Утром мы во двор идём -
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят… (осень)

    Он идет, а мы бежим,
    Он догонит все равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно,
    И по крыше тук да тук!
    Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

    Кто с высоких тёмных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенёк
    Промелькнул, как огонёк? (белка)

    На овчарку он похож,
    Что ни зуб - то острый нож,
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть. (волк)

    С неба – звездой,

    В ладошку водой. (снежинка)

    Серый гонится за белым,

    Хочет белым пообедать (волк и заяц)

    Поле чёрно-белым стало:

    Падает то дождь, то снег.

    А ещё похолодало —

    Льдом сковало воды рек.

    Мёрзнет в поле озимь ржи.

    Что за месяц, подскажи?  (ноябрь)

    1. Итог урока. Рефлексия.
      Цель: Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

    - С чем познакомились?
    - Чему учились на уроке?
    - Что узнали нового?

    - Спасибо всем за урок. Молодцы!

    Д.Н. Мамин-Сибиряк

    Присказка

    Баю-баю-баю…

    Один глазок у Алёнушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает.

    Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

    Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.

    Один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Баю-баю-баю…

    Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

    Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

    Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

    — Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

    Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

    — Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

    — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

    — Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.— Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…

    — Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

    Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

    Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

    «Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

    — Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

    Тут язык у хвастуна точно примерз.

    Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

    Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

    Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

    Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

    Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

    Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

    А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

    И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

    Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

    Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

    — А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

    Начали искать.

    Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

    — Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь. Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

    — А вы как бы думали? Эх вы, трусы…

    С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

    Баю-баю-баю…

    Русско-народная сказка

    «Заяц – хваста»

    Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

    Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

    — У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.  

    Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

    — Тетка ворона, я больше не буду хвастать!  

    — А как ты хвастал?  

    — А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.  

    Вот она его маленько и потрепала:

    — Более не хвастай!  

    Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

    «Как бы вороне помочь?»

    Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

    Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

    — Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

    Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

    Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

    Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

    Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

    Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

    Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

    Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....

    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Чему учит сказка?

    Урок разработан по УМК "Перспекива". Авторы учебника Л. Ф.Климанова, Л. А.Виноградская, В. Г. Горецкий...