Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тупикова Ольга Юрьевна

Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamin-sibiryak.docx16.32 КБ
Файл mamin-sibiryak.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

3.Введение в тему.

1). Предварительная беседа.

- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».

Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)

4. Физкультминутка.

5. Изучение темы. Работа над сказкой.

1).Чтение сказки до конца.

- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2).Работа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)

- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?

- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).

- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?

- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).

- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

- Как сам заяц относился к своим словам?

-Прочитайте, как встретились заяц и волк.

-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)

3). Беседа по прочитанному. Обобщение.

- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)

- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)

- Как поступает заяц, увидев волка?

- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)

- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.

- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

- Можно ли считать финал развязкой и почему?

- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)

6. Итог урока.

-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?



Предварительный просмотр:

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

3.Введение в тему.

1). Предварительная беседа.

- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».

Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)

4. Физкультминутка.

5. Изучение темы. Работа над сказкой.

1).Чтение сказки до конца.

- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2).Работа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)

- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?

- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).

- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?

- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).

- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

- Как сам заяц относился к своим словам?

-Прочитайте, как встретились заяц и волк.

-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)

3). Беседа по прочитанному. Обобщение.

- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)

- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)

- Как поступает заяц, увидев волка?

- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)

- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.

- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

- Можно ли считать финал развязкой и почему?

- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)

6. Итог урока.

-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?