Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
    Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"

    Полякова Валентина Михайловна

                 На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской

                 природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

                 части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

                 слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

                 происхождению слов, его красоте и богатству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_chteniyu.docx17.57 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  Открытый урок ( интегрированный) по чтению

                        по сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго

                          Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

     ТЕМА. Д.Н.Мамин _ Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза,

                  Короткий Хвост».

    ЦЕЛЬ: на материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской  

                 природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

                 части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

                 слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

                 происхождению слов, его красоте и богатству.

                                                               Ход урока

      I Организация класса.

           Настрой класса на работу, проверка готовности к уроку.

    II Работа над новым материалом.

    1. Чтение пословиц с доски.

    - Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

    -Как вы объясните смысл этих пословиц?

            2.Объяснение происхождения слов заяц и волк.

                  Заяц – буквально значит « прыгун». Из всех наших животных только борзая собака

                  Может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью

                  65 км в час.

                  Волк – образовано от слова « волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное.

                  Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот

             3.Объявление  темы и цели урока.

                    -Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется

                      «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

                      Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих

                      Произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и

                      Издавались отдельными книжками. Мы с вами знакомились с книгой этого

                      автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями,

                      которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся. ( На планке выставлены книги

                      Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки)

                      -«Аленушкины сказки» - лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича

                      для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. А на тексте этой

                      сказки мы повторим написание слов с безударной гласной в корне слова.

                         ( Ставлю перед детьми цель урока).

            4. Первичное прослушивание сказки. ( Читает хорошо читающий ученик. Присказку

                       читаю сама, одновременно демонстрируя на экране иллюстрацию к

                      присказке.

            5. Обмен впечатлением после прослушивания.

                  - Понравилась сказка?

                  -Чем понравилась?

                  -Что запомнилось?

                  -Грустная она или веселая?

                  -Почему так решили?

            6. Списывание с доски пословицы в тетрадь по русскому языку.

                 Задание: а) выделить корень;

                                  б) поставить знак ударения;

                                  в) подчеркнуть безударную гласную в корне слова.

                 - Почему во всех словах гласный звук произносится четко?

                 - Как называют такие гласные?

            7.Чтение сказки «цепочкой» по абзацам.

                  - Почему Заяц решил никого не бояться?

                  -Как все остальные зайцы отнеслись к этому?

                  -Как вы думаете, заяц и в самом деле стал храбрецом?

                  -Каким изображен Волк в сказке?

                  -А могла эта история закончиться по-другому?

                  -Что могло погубить Зайца?

                  -Чем эта сказка похожа на сказку « Лягушка-путешественница.»

              8. Выборочное чтение:

                     а) рассмотреть рисунок в учебнике и в тексте найти отрывок, который

                         относится к этому рисунку;

                     б) выписать из этого отрывка слова - антонимы ( молодые – старые, прибежали –    

                         приплелись) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова, приписать

                         проверочные слова;

                     в) прочитать, как отреагировали зайцы на слова о смелости храброго Зайца;

                     г) из этого отрывка выписать слова – синонимы ( улыбнулись, засмеялись,

                         хихикнули) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Разобрать

                         по составу слово улыбнулись;

                     д) на экране картина, где заяц катится по волчьей спине. Найти описание этого

                          эпизода в сказке и выписать из этого отрывка слова с безударной гласной в

                       

                        корне, требующей проверки, устно указать проверочное слово.

              9. Письмо с доски. Родился зайчик в лесу и все боялся.

                    а)списать, вставить пропущенную букву. Работать со схемой:

                Думаю.                          Проверяю.                       Пишу.

            в л. су                                       лес                                в лесу

                  При проверке работы использовать сигнальные карточки.

                    б) выделить главные члены предложения и указать связь слов в предложении.

                        (Работу выполнить устно)

            10. На экране запись: сильно испугался - …, очень удивился тому, что услышал –

    …,  появился, как только о нем вспомнили - …, притаился и замер от страха - …, убежал стремительно - …, ослабел, сильно устал - …, гнался, не отставая, неотступно - …

               Задание. Найти в сказке выражения, которыми можно заменить данные.

        III Итог урока.

                 К кому из героев сказки можно отнести пословицы « Смелость города берет»,

                «Смелый приступ – половина победы»

     IY Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки близки к тексту.                                

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                             

                               

                             

                         

                                                                                                                                                 

       

       

           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

    Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

    Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....

    Урок литературного чтения по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка "Серая шейка"

    Тема урока: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». II частьЦель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нрав...

    Конспект урока по чтению на тему: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

    Конспект урока по чтению на тему:   Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»...