Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской
природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на
части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на
слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,
происхождению слов, его красоте и богатству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок ( интегрированный) по чтению
по сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго
Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
ТЕМА. Д.Н.Мамин _ Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза,
Короткий Хвост».
ЦЕЛЬ: на материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской
природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на
части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на
слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,
происхождению слов, его красоте и богатству.
Ход урока
I Организация класса.
Настрой класса на работу, проверка готовности к уроку.
II Работа над новым материалом.
- Чтение пословиц с доски.
- Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
-Как вы объясните смысл этих пословиц?
2.Объяснение происхождения слов заяц и волк.
Заяц – буквально значит « прыгун». Из всех наших животных только борзая собака
Может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью
65 км в час.
Волк – образовано от слова « волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное.
Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот
3.Объявление темы и цели урока.
-Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется
«Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих
Произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и
Издавались отдельными книжками. Мы с вами знакомились с книгой этого
автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями,
которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся. ( На планке выставлены книги
Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки)
-«Аленушкины сказки» - лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича
для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. А на тексте этой
сказки мы повторим написание слов с безударной гласной в корне слова.
( Ставлю перед детьми цель урока).
4. Первичное прослушивание сказки. ( Читает хорошо читающий ученик. Присказку
читаю сама, одновременно демонстрируя на экране иллюстрацию к
присказке.
5. Обмен впечатлением после прослушивания.
- Понравилась сказка?
-Чем понравилась?
-Что запомнилось?
-Грустная она или веселая?
-Почему так решили?
6. Списывание с доски пословицы в тетрадь по русскому языку.
Задание: а) выделить корень;
б) поставить знак ударения;
в) подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
- Почему во всех словах гласный звук произносится четко?
- Как называют такие гласные?
7.Чтение сказки «цепочкой» по абзацам.
- Почему Заяц решил никого не бояться?
-Как все остальные зайцы отнеслись к этому?
-Как вы думаете, заяц и в самом деле стал храбрецом?
-Каким изображен Волк в сказке?
-А могла эта история закончиться по-другому?
-Что могло погубить Зайца?
-Чем эта сказка похожа на сказку « Лягушка-путешественница.»
8. Выборочное чтение:
а) рассмотреть рисунок в учебнике и в тексте найти отрывок, который
относится к этому рисунку;
б) выписать из этого отрывка слова - антонимы ( молодые – старые, прибежали –
приплелись) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова, приписать
проверочные слова;
в) прочитать, как отреагировали зайцы на слова о смелости храброго Зайца;
г) из этого отрывка выписать слова – синонимы ( улыбнулись, засмеялись,
хихикнули) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Разобрать
по составу слово улыбнулись;
д) на экране картина, где заяц катится по волчьей спине. Найти описание этого
эпизода в сказке и выписать из этого отрывка слова с безударной гласной в
корне, требующей проверки, устно указать проверочное слово.
9. Письмо с доски. Родился зайчик в лесу и все боялся.
а)списать, вставить пропущенную букву. Работать со схемой:
Думаю. Проверяю. Пишу.
в л. су лес в лесу
При проверке работы использовать сигнальные карточки.
б) выделить главные члены предложения и указать связь слов в предложении.
(Работу выполнить устно)
10. На экране запись: сильно испугался - …, очень удивился тому, что услышал –
…, появился, как только о нем вспомнили - …, притаился и замер от страха - …, убежал стремительно - …, ослабел, сильно устал - …, гнался, не отставая, неотступно - …
Задание. Найти в сказке выражения, которыми можно заменить данные.
III Итог урока.
К кому из героев сказки можно отнести пословицы « Смелость города берет»,
«Смелый приступ – половина победы»
IY Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки близки к тексту.