Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Полякова Валентина Михайловна

             На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской

             природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

             части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

             слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

             происхождению слов, его красоте и богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

                              Открытый урок ( интегрированный) по чтению

                    по сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго

                      Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

 ТЕМА. Д.Н.Мамин _ Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза,

              Короткий Хвост».

ЦЕЛЬ: на материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской  

             природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

             части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

             слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

             происхождению слов, его красоте и богатству.

                                                           Ход урока

  I Организация класса.

       Настрой класса на работу, проверка готовности к уроку.

II Работа над новым материалом.

  1. Чтение пословиц с доски.

- Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

-Как вы объясните смысл этих пословиц?

        2.Объяснение происхождения слов заяц и волк.

              Заяц – буквально значит « прыгун». Из всех наших животных только борзая собака

              Может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью

              65 км в час.

              Волк – образовано от слова « волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное.

              Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот

         3.Объявление  темы и цели урока.

                -Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется

                  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

                  Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих

                  Произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и

                  Издавались отдельными книжками. Мы с вами знакомились с книгой этого

                  автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями,

                  которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся. ( На планке выставлены книги

                  Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки)

                  -«Аленушкины сказки» - лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича

                  для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. А на тексте этой

                  сказки мы повторим написание слов с безударной гласной в корне слова.

                     ( Ставлю перед детьми цель урока).

        4. Первичное прослушивание сказки. ( Читает хорошо читающий ученик. Присказку

                   читаю сама, одновременно демонстрируя на экране иллюстрацию к

                  присказке.

        5. Обмен впечатлением после прослушивания.

              - Понравилась сказка?

              -Чем понравилась?

              -Что запомнилось?

              -Грустная она или веселая?

              -Почему так решили?

        6. Списывание с доски пословицы в тетрадь по русскому языку.

             Задание: а) выделить корень;

                              б) поставить знак ударения;

                              в) подчеркнуть безударную гласную в корне слова.

             - Почему во всех словах гласный звук произносится четко?

             - Как называют такие гласные?

        7.Чтение сказки «цепочкой» по абзацам.

              - Почему Заяц решил никого не бояться?

              -Как все остальные зайцы отнеслись к этому?

              -Как вы думаете, заяц и в самом деле стал храбрецом?

              -Каким изображен Волк в сказке?

              -А могла эта история закончиться по-другому?

              -Что могло погубить Зайца?

              -Чем эта сказка похожа на сказку « Лягушка-путешественница.»

          8. Выборочное чтение:

                 а) рассмотреть рисунок в учебнике и в тексте найти отрывок, который

                     относится к этому рисунку;

                 б) выписать из этого отрывка слова - антонимы ( молодые – старые, прибежали –    

                     приплелись) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова, приписать

                     проверочные слова;

                 в) прочитать, как отреагировали зайцы на слова о смелости храброго Зайца;

                 г) из этого отрывка выписать слова – синонимы ( улыбнулись, засмеялись,

                     хихикнули) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Разобрать

                     по составу слово улыбнулись;

                 д) на экране картина, где заяц катится по волчьей спине. Найти описание этого

                      эпизода в сказке и выписать из этого отрывка слова с безударной гласной в

                   

                    корне, требующей проверки, устно указать проверочное слово.

          9. Письмо с доски. Родился зайчик в лесу и все боялся.

                а)списать, вставить пропущенную букву. Работать со схемой:

            Думаю.                          Проверяю.                       Пишу.

        в л. су                                       лес                                в лесу

              При проверке работы использовать сигнальные карточки.

                б) выделить главные члены предложения и указать связь слов в предложении.

                    (Работу выполнить устно)

        10. На экране запись: сильно испугался - …, очень удивился тому, что услышал –

…,  появился, как только о нем вспомнили - …, притаился и замер от страха - …, убежал стремительно - …, ослабел, сильно устал - …, гнался, не отставая, неотступно - …

           Задание. Найти в сказке выражения, которыми можно заменить данные.

    III Итог урока.

             К кому из героев сказки можно отнести пословицы « Смелость города берет»,

            «Смелый приступ – половина победы»

 IY Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки близки к тексту.