Технологическая карта урока Литературное чтение, 3 класс, «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»,УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зорина Оксана Сергеевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnoe_chtenie.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 9 имени Череваня Н.Е.

 

Технологическая карта урока

Литературное чтение, 3 класс, УМК «Школа России»

Учитель:  Зорина О.С.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

 Литературное чтение, УМК «Школа России», 3 класс

Тема урока

«Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Цель

Определить замысел автора на примере сказки Д..Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост», развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, учить анализировать текст.

Задачи

1. Познакомить со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, беглость, выразительность, осмысленность,);

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;  учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;  эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности,  интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(Личностные и метапредметные результаты)

Научатся выразительно читать вслух, объяснять название произведения  и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер и действия героев, понимать поступки героев, выделять особенности литературной сказки, работать в паре, группе, обобщать и делать выводы.

Личностные: 

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:  

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

формирование форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Оборудование и материалы

          Основные: 

учебник  «Литературное чтение.3 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. , ноутбук, аудио приложение к учебнику «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь» к учебнику.

   Дополнительные:    

Ра    раздаточный материал.

Этап урока (занятия)

Цель – результат

(УУД)

Деятельность

педагога

Деятельность

ученика (воспитанника)

Формы работы, приёмы

  1.Мотивация к обучению

 Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность. 

 Учитель приветствует  учеников.

  Приветствуют учителя,  проверяют свою готовность к  уроку.

 Фронтальная

 Словесный

 2.  Актуализация знаний и фиксация  затруднений  в  пробном действии. Целеполагание.

 

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Предлагаю выполнить задание в рабочей тетради с.45.

-Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?

- Какую сказку мы называем литературной? 

-Чем отличаются литературные сказки от народных?

-С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.

-Отгадайте загадки и узнаете о ком же эта сказка.

-Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь,я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку,

И ужа, и стрижа,

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

 

Какие сказки о зайце вы знаете?

 -А какой в сказках заяц?

  Дети  отвечают на вопросы, дают определение литературной сказке и называют  различия литературной и народной сказок.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадку.

  «Заяц - хваста.» - р.н.с.

  «Жалобы зайки.» К.Д. Ушинский

  «Лиса и заяц.» - р.н.с.

Индивидуальная

 Фронтальная

 Словесный

Словесный

Фронтальная.

3.Выявление места и причины затруднения.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

 -формирование умения выказывать своё мнение

-Возьмите желтую карточку. Выполните задание в паре, подчеркните те слова, которые показывают, какой  по характеру обычно бывает заяц.

Хитрый, глупый, умный, трусливый, отважный, смелый, храбрый, смешной, изворотливый, лукавый, несчастный.

-Занесём выбранные слова в таблицу.

Заяц в сказках

трусливый

глупый

смешной

несчастный

-Вывод: какой же заяц?

-Какую информацию можно почерпнуть из названия сказки?

 

 

Слова заносятся в таблицу на доске.

Делают вывод.

Жанр-сказка

Авторское произведение Мамин-Сибиряк,

Герой-заяц,

Тема произведения – о зайце

Характер-храбрый

 

Работа в парах.

Фронтальная.

Фронтальная.

4.Построение  проекта выхода из затруднения.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

-Назовите тему урока.

-Определите цель урока.

-Непонятно, почему он храбрый, если зайцы трусливые?

-Как в толковом словаре объясняется смысл слова

 « храбрый»?

Храбрый-Отличающийся храбростью, смелый, мужественный, решительный, бесстрашный.

Храбрость – отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках.

(Толковый словарь русского языка Ушакова)

-Занесём слова в таблицу.(выставляет учитель)

Значение слова - храбрый

смелый

мужественный

решительный

бесстрашный

Определяют тему и цель.  

На основе сказки выясним, почему трусливый заяц в сказке храбрый. И в чем замысел автора.

Отвечают на вопросы.

Находят толкование слова.

-смелый

-мужественный

-решительный

Слова заносятся в таблицу на доске.

Высказывают  свои предположения, размышляют.

Прочитаем сказку. Выясним, почему заяц храбрый, если обычно зайцы трусливые.

Работа с информационным источником.

Фронтальная

5.Реализация построенного проекта.

Регулятивные:

 - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

- Осмысленное чтение текста

-Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске,

-совершенствование всех сторон навыка чтения

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов; умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

1.Словарная работа.

-Познакомимся с выражениями, которые нам встретятся в сказке. Предлагаю объяснить значение выражений, которые использовал автор, соединив разные по цвету карточки.

-Душа в пятки –испытание сильного страха

-Выскочить из собственной кожи –сильно испугаться

-Замертво свалился –упал без признаков жизни

-Приплелись-пришли медленно

-Отведавшие волчьих зубов- побывали в пасти у волка

-Не смел дохнуть –замер от страха

-задал такого стрекоча –быстро убежал

Проверим. Прочтите.

2.Первичное чтение – для целостного восприятия текста. Знакомство со сказкой.

- Теперь вы готовы послушать  сказку.   (аудиозапись)

Знакомство с текстом до слов “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”

 -Как вы думаете, что же будет дальше?

-Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения.

Продолжение знакомства со сказкой по учебнику стр.184-187.

3.Проверка эмоционального восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Какое у вас настроение?

Устанавливают соответствие (совмещают карточки)

Зачитывают без повторов.

Знакомятся с произведением  Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост" до слов «Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут»

(аудиозапись)

Высказывают свои предположения.

Читают хорошо читающие ученики.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Словесный.

Работа в  парах.

Фронтальная.

Словесный, чтение, беседа.

Фронтальная.

Физминутка

Коммуникативные:

-умение работать в коллективе

-Поддержим наше настроение физминуткой.

Зайчик быстро скачет в поле –

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться!

4.Анализ произведения.

-Каким изображён заяц в начале сказки?  Найдите ответ на этот вопрос.  

  -Подберите слово, которое определяет, каким был зайчик в начале сказки.

Определите слова в таблицу.

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

   Найдите ответ на этот вопрос.  

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки.

Прыжки на двух ногах Наклоны вперед в координации с руками, в положении сидя на корточках.

Ответы детей:

-Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

-трусливый

Определяют слово в таблицу.

-Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться.

-Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

- Что они говорили?

- Прочитайте, как хвастался заяц.

- Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?

-Подберите слова, каким стал заяц.

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

глупый

смешной

хвастливый

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

- Как вы понимаете это выражение?

-Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?

-И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем.

-Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.

-хвастливый

-глупый

-смешной

Определяют слова в таблицу.

-Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью.

-Язык у хвастуна точно примёрз.

 -Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии, приходить

к общему мнению в совместной деятельности.

- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?

- А что казалось зайцу?

 - Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка?

-Можно ли назвать зайца несчастным?

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

глупый

смешной

хвастливый

несчастный

- Где нашли трусишку другие зайцы?  

  - Что ему сказали зайцы?  Как они его стали называть?  

 - Найдите этот отрывок и прочитайте  стр. 103.

 -Во что стал верить заяц, после этого происшествия?  

-Почему в начале сказки все смеялись над зайцем?

-Почему в конце стали его называть храбрым и бесстрашным?

-Определите слова в таблицу.

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

глупый

смешной

хвастливый

несчастный

смелый

бесстрашный

храбрый

-Сравним по таблице, какой заяц в разных сказках  и какой в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка. Какие слова совпали.

Ему показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он  какой-то бешенный.

- Волк гонится за ним по пятам вот-вот схватит его.

-Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Определяют слово в таблицу.

-несчастный

-В ямке под кустиком.

-Они его похвалили. Молодец, косой!..)  

-Что он действительно никого не боится.

 -Не верили ему.

-Они решили, что заяц напугал волка ,волк убежал и поэтому они остались живы.

-храбрый

-бесстрашный

Определяют слова в таблицу.

Выполняют сравнение.

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять

необходимую информацию, обосновывать выбор.

5 .Эмоциональное состояние героев.

 Групповая работа. Распределение в группы.

- Возьмите зелёный конверт с заданием. Попробуйте определить слова, с помощью которых автору удалось изобразить зайца храбрым и бесстрашным.

Действия зайца:

-Крикнул во весь лес

- взобрался на пенёк;

- подпрыгнул кверху;

-упал со страху;

-задал стрекоча;

-выбился из сил

-замертво свалился

-начал верить, что никого не боится

Действия других зайцев:

-Собрались, сбежались, приплелись;

- все слушают; ушам не верят;

 - начали кувыркаться;

 - не могли прийти в себя;  

 - закричали в один голос.

- начали выглядывать

Действия волка:

- Ходил; проголодался;

 - остановился; понюхал воздух;

 - начал подкрадываться;

- близко подошёл;  

- бежал в другую сторону

    - Прочитайте действия зайца и скажите какой он?

- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?

- Что можно сказать о волке?

-Слова относящиеся к зайцу определим в таблицу.

Вспоминают правила работы в группе.

-Хвастливый и трусливый.

-Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые.

-Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый.

Дают характеристику литературных героев.

Определяют слова в таблицу.

Индивидуальная, парная,

творческая.

Работа в группах.

6. Включение в систему знаний  и повторение.

Коммуникативные:

 - умение работать в коллективе, в паре.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

1.Работа по таблице.

- Как вы думаете, стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

Заяц в сказках

Значение слова - храбрый

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

смелый

трусливый

глупый

мужественный

глупый

смешной

решительный

смешной

несчастный

бесстрашный

хвастливый

несчастный

смелый

Бесстрашный

-Крикнул во весь лес

- взобрался на пенёк;

- подпрыгнул кверху;

-упал со страху;

-задал стрекоча;

-выбился из сил

-замертво свалился

-начал верить, что никого не боится

-Писатель придумал и рассказал сказку про храброго зайца, кому? (дочке Алёнушке).

-А как вы думаете, зачем?

-  А в вашей жизни были ситуации, когда вы победили страх и поверили в свои силы? 

-Чему учит эта сказка?

С этого дня Заяц начал верить, что он действительно никого не боится.

Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый).

Отвечают на вопрос.

Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.

Будь храбрым, поверь в себя, и все у тебя получится. Не надо бояться трудностей.

Индивидуальная, парная,

творческая.

Работа в группах.

Фронтальная.

Фронтальная.

 

7.Рефлексия  учебной деятельности  на  уроке.

Регулятивные:

 - оценка осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности. 

1.Домашнее задание.

1.Подумайте над тем, как соотнести поговорку «У страха глаза велики» со сказкой.  

2.Сочинить сказку про зайца

.2.Оценивание.

Называю оценки. Комментирую.

3. Самооценка.

Оцените свою работу на уроке, заполните листок самооценки.

1.Я смог (ла) определить тему урока.

да

нет

2.Я самостоятельно определил (а) характер героя.

3.Я доказывал (а) своё мнение.

4.Я активно участвовал (а) в анализе произведения.

5. Мне было всё понятно.

Ф.И.

4.«Елочка желаний»

-Приближаются новогодние праздники и Рождество. Говорят, что в новый год , что ни пожелаешь, всё сбудется. Напишите  на ёлочной игрушке то качество, которым вы бы хотели обладать после знакомства со сказкой. Прикрепите игрушку на елочку.

Комментирую записи на игрушках.

Записывают.

Заполняют.

Выполняют задание.

Индивидуальная,

Фронтальная.

Словесный,

беседа.

Приложение

Храбрый-Отличающийся храбростью, смелый, мужественный, решительный.

Храбрость – отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках.

Заяц в сказках

Значение слова - храбрый

Заяц в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка

трусливый

смелый

трусливый

глупый

мужественный

глупый

смешной

решительный

смешной

несчастный

бесстрашный

хвастливый

несчастный

смелый

Бесстрашный

-Крикнул во весь лес

- взобрался на пенёк;

- подпрыгнул кверху;

-упал со страху;

-задал стрекоча;

-выбился из сил

-замертво свалился

-начал верить, что никого не боится

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго Зайца

‒ Длинные Уши,

Косые Глаза,

Короткий Хвост»

Жанр

Герой

Тема произведения

Характер

Душа в пятки

испытание сильного страха

Выскочить из собственной кожи

сильно испугаться

Замертво свалился

упал без признаков жизни

Приплелись

пришли медленно

Не смел дохнуть

 замер от страха

Задал такого стрекоча

быстро убежал

Отведавшие волчьих зубов

побывали в пасти у волка

1.Я смог (ла) определить тему урока.

да

нет

2.Я самостоятельно определил (а) характер героя.

3.Я доказывал (а) своё мнение.

4.Я активно участвовал (а) в анализе произведения.

5. Мне было всё понятно.

Ф.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Технологическая карта урока Литературного чтения: " «Сказка про Храброго зайца –Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост Дмитрия Мамина-Сибиряка." (2 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе чтения сказки. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся со сказкой «Сказка про Храброго зайца &nda...