Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"

Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skazka_pro_khrabrogo_zaytsa.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 п.г.т. Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района РТ

Урок по литературному чтению

 3-б класс

Д.Н. Мамин–Сибиряк

«СКАЗКА  ПРО  ХРАБРОГО  ЗАЙЦА,

ДЛИННЫ УШИ , КОСЫЕ  ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Учитель начальных классов:

                                                                                       Матвеева И.И.

13.12.2013 г.

Урок литературного чтения

Тема: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».  

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности  учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.

Задачи урока: 

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.

Развивающие:

 - развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 - поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Формирование УУД:

 - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 - регулятивные действия: уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя , ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 - познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

 коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.

Ход урока

 1).Организация класса

- Ребята, для чего вы пришли на урок?

 Д. Мы пришли сюда учиться,

   Не лениться, а трудиться.

   Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

-Поздоровайтесь с партнером по лицу, по плечу.

- Я рада, что у вас хорошее настроение.

2) Актуализация знаний. Структура Таймд Пэа Щэа (Timed Pair Share.)

-Начинаем работать в парах.

- Возьмите карточки.

-Подумайте 1 минуту.

(Два ученика делятся своими ответами по 15 секунд).  Поблагодарите своего партнера.

- Прочитайте, отгадайте.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит - зубом щелк:

Белый - бедный, сытый -...

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

- Поднимите руки вместе, кто отгадал?

- Прочитайте загадки, скажите отгадки.

- Какое учебное задание можно выполнить с загадками?

(Разделить загадки на две группы)

- На какие две группы можно разделить?

- Какое ещё учебное задание можно выполнить с загадками?

 (Убрать лишнюю загадку) Почему?

- Что  вы знаете про зайца?

/Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится/.

- Что вы знаете о волке?

Давайте вспомним урок окружающего мира.

- Дайте характеристику зайцу? / Животное, млекопитающееся, травоядное/

- Дайте характеристику волку? / Животное, млекопитающееся, хищник/

-Как связаны в природе заяц и волк?

/Они связаны цепью питания/

- Составьте цепь питания.

Дерево                           Заяц                         Волк

- -Как зайцу удаётся выжить в природе? т врагов он спасается бегством./

3) Самоопределение к деятельности.   Целеполагание

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/

- Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

/Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/

 И будем учиться оценивать поступки  героев

  - Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

4) Знакомство с новым материалом. Первичное чтение – для целостного   восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)

- Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер и ответим на вопрос

– Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?

Аудиозапись текста   до слов «Кричат зайцы…»  

/Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется/

- Предположите, что будет дальше? /варианты детей/

Аудиозапись текста    до слов «Дальше случилась…»

-Насколько ваши предположения оправдались?

- Что значит язык у хвастуна точно примёрз? (Болтал и замолчал)

-Как вы думаете, чем же это закончится?

Аудиозапись текста с 185 до конца.

- Верными ли были ваши предположения?

- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

ФИЗМИНУТКА     

Держим ровно спинку.

 Голову назад, вперед,

 Вправо, влево, поворот.

 Руки вверх поднять прямые,

 Вот высокие какие!

 Ещё выше потянитесь,

 Вправо, влево повернитесь.

 А теперь танцует таз,

 Посмотрите-ка на нас.

 Этим славным упражненьем

 Поднимаем настроенье.

 Дальше будем приседать:

 Дружно сесть и дружно встать!

 Прыгать нам совсем не лень,

 Словно мячик, целый день.

Дети  танцуют (выполняют физические упражнения)

5) Беседа после чтения  по содержанию текста

- Каким изображён заяц в начале сказки?  (маленьким, трусливым)     Найдите ответ на этот вопрос.   Прочитайте.  (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)

-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? 

(Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?  (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки.  (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).

- Что они говорили?  (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)

- Прочитайте, как хвастался заяц.

(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…

 - Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.

-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

- Почему  смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

Что такое хвастовство?  (высказывания детей) (Толковый словарь с. 863)

   

 - Что обозначает слово хвастать?

     Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду    особенно с похвальбою  о себе.

- Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните свою точку зрения.

Итог: хвастовство не есть хорошее качество

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

(Язык у хвастуна точно примёрз.)

 - Прочитайте, как заяц убегал от волка?

(Задал такого стрекача.  Что, кажется,  готов был выскочить из собственной кожи).

- Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?

  -Какие чувства он испытывал?  К чему был готов? (Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти)

- Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?

- Найдите  пятый абзац на стр. 186 , прочитайте  про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям. Определите сколько действующих лиц в этом эпизоде

 - Сколько  лиц участвуют в этом эпизоде? /Чтение по ролям 3 чел: автор, зайцы, Храбрый Заяц/

- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал  считать себя таким.) Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы. 

- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

/Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/    

6).  Структура «Сингл Раунд Робин» (учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)

У каждого участника лежит файл с заданием. По моему сигналу вы должны ответить на вопрос. Дается 2 минуты.

Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 группа – Действия зайца

(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)

2 группа– Действия других зайцев

(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)

3 группа – Действия волка.

(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)

Участники работают с с партнерами по плечу и по лицу. На каждый ответ дается 20 секунд

Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения,  которые вам были не понятны?

Фразеологические обороты:

Задал стрекача – быстро бежал

Выскочить из кожи – очень стараться

Выбился из сил – очень устал

Гонится по пятам – догоняет

7). Творческая работа. Структура Таймд Пэа Шэа (Timed Pair Share.)

- Ребята, давайте предположим, что могло бы случиться с героями сказки дальше? /Дети рассказывают своё продолжение сказки/ 

Обсудите в парах, получился ли у вас связной рассказ?

(Ученики делятся своими ответами по 30 секунды).  

Поблагодарите своего партнера.

- А теперь кто хочет прочитать свой текст?

 11). Работа с пословицами.

-Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы:

Волка ноги кормят.

Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит

            У страха глаза велики, чего нет, то и видят

           

Ответы детей:

«Волка ноги кормят».   Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – и будет сыт.

«Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит».    Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

-К кому из героев сказки можно применить поговорку

«У страха глаза велики, чего нет, то и видят»  (и волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

 Выберите самую точную пословицу, подходящую к теме урока

8). Итог урока

- Как вы думаете, зачем  писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?

9).  Рефлексия

-  А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.

Поставь треугольник на «Лесенку достижений» насколько вы довольны своей работой . /У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!/

- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.

 10). Домашнее задание.  

По выбору: найди понравившийся отрывок и перескажи его.

Если захочешь, сделай иллюстрацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Урок по литературному чтению 3 класс "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост "

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе .Тема " Д.Н.Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост."Цели: познакомить с литературной сказкой, развивать ...

урок литературного чтения 3 класс Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.

Урок литературного чтения  в 3 классе    соответствует  требованиям ФГОС НОО, Цель  на уроке    формулируется в учебном диалоге с учениками, что обеспечива...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

УМК "Школа России. Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»...