Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УМК "Школа России. Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России», 3 класс,
(В. Г. Горецкий, Климова Л. Ф, Голованова М. В.
«Литературное чтение», 1 часть, стр. 136-139)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель: организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Задачи:
Дидактические: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся со сказкой Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обобщению и активизации уже имеющихся знаний.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к русским сказкам.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проводить физминутки.
Планируемые УУД:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу чтения сказок, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно определяют средства выразительности, сознательно, выразительно читают сказку, анализируют их, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл сказки определяют образы.
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др. “Литературное чтение”.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная работа.
Содержательный компонент урока:
Ход урока.
I. Организация начала урока.
1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята!
О: Здравствуйте!
У: Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Ангелина Дмитриевна.
2. Проверка готовности к уроку:
У: Проверяем готовность к уроку: дневник, учебник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности:
Литературное чтение-
Прекрасный урок!
Много полезного в каждой из строк!
Стих это будет, сказка, рассказ-
Вы учите их, они учат вас!
У: Ребята, чему нас учат стихи, сказки и рассказы на уроках литературного чтения?
О: Они учат нас сопереживать героям, расширяют наш кругозор, воспитывают.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.
1.Фронтальная работа
Беседа
- Повторение пройденного материала
У: Ребята, какие названия произведений вы знаете?
О: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди, Иван – царевич и Серый Волк.
У: К какому жанру относятся эти произведения?
О: Эти произведения относятся к жанрам сказки.
У: Верно. Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание. С каждого ряда вызывается ребенок к доске:
- Возьмите карточки. Прочитайте, отгадайте. Ответ запишите на доске.
Кто не понял задание? (кто не понял поднимает руку, объясняю еще раз). Теперь выполняем задание.
Загадка 1.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.
Загадка 2.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
Загадка 3.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый -...
Загадка 4.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
На доске получилась запись: зайчик, зайка, волк, заяц.
У: Какое из четырех слов вы считаете лишним, почему?
У: Что вы можете рассказать о зайце?
О: Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.
У:А, что о волке?
О: Злой, серый, питается зайчатиной.
У: Отлично, ребята, а в каком литературном жанре мы можем встретить таких героев?
О: В сказках.
У: Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать?
О: О зайце и волке.
У: Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.
О: Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и будем учиться оценивать поступки героев.
У: Да, вы правы. Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
У: Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Первичное чтение – для целостного восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)
У: Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер и ответим на вопрос
У: Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?
Аудиозапись текста до слов «Кричат зайцы…»
О: Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется.
У: Предположите, что будет дальше?
Аудиозапись текста до слов «Дальше случилась…»
У: Насколько ваши предположения оправдались?
У: Что значит язык у хвастуна точно примёрз?
О: Болтал и замолчал.
У: Как вы думаете, чем же это закончится?
Аудиозапись текста с. 185 до конца.
У: Верными ли были ваши предположения?
У: Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
Краткие биографические сведения об авторе.
Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин) (1852— 1912), писатель.
Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника.
Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин) (1852— 1912), писатель.
Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника.
Мамин с детства мечтал стать писателем.
В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы.
В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).
На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.).
В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма».
V. Физкультминутка.
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Беседа после чтения по содержанию текста
У:Каким изображён заяц в начале сказки?
О: маленьким, трусливым.
У: Найдите ответ на этот вопрос. Прочитайте.
О: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.
У: Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?
О: Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».
У: Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?
О: Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.
У: Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки.
О: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
У: Что они говорили?
О: Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?
У: Прочитайте, как хвастался заяц.
О: И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.
У: Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?
У: Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?
О: Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.
У: Что такое хвастовство?
У: Что обозначает слово хвастать? Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду.
У: Как вы относитесь к хвастовству? Объясните свою точку зрения.
У: Почему волк решил съесть именно этого зайца?
О: Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью.
У: Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
О: Язык у хвастуна точно примёрз.
У: Прочитайте, как заяц убегал от волка?
О: Задал такого стрекача. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
У: Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?
У: Какие чувства он испытывал? К чему был готов?
О: Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти.
У: Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?
О: Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.
У: Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?
О: Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.
У: Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?
О: Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?
О: Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.
У: В чём мудрость этой сказки?
У: А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке. Поставьте смайлик на «Лесенку достижений» и покажите насколько вы довольны своей работой. (У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы усвоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!)
У: Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Все верно, ребята. Ваше домашнее задание будет прочитать и пересказать сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/26/picture-27357.jpg)
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-29401-1667442524.jpg)
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-459723-1471295078.jpg)
Урок литературного чтения по теме: " Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359651-1386012530.jpg)
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...
урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Урок литературного чтения разработан с целью - познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;- продол...