урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения разработан с целью 

- познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

- продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение составлять план рассказа; развивать умение пересказывать близко к тексту; обогащать словарный запас;

- продолжить работу над использованием аудио и видеозаписи, которая мобилизует эмоциональную память и вызывает интерес;

- воспитывать отрицательное отношение к порокам;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Д. Н.  Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Цель урока:

- познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

- продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение составлять план рассказа; развивать умение пересказывать близко к тексту; обогащать словарный запас;

- продолжить работу над использованием аудио и видеозаписи, которая мобилизует эмоциональную память и вызывает интерес;

- воспитывать отрицательное отношение к порокам;

Задачи урока: учить плавному, правильному, выразительному чтению, развивать речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к слову; формировать нравственные ценности.

Планируемые результаты

Ученики учатся:

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;

- определять последовательность событий, осознавать их причины и следствия.

Ученики могут научиться:

- выделять главную мысль художественного произведения;

- формулировать несложные выводы, основываясь на содержании текста; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

УУД

познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формирование умения выявлять сущность, особенности персонажей;

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

регулятивные:

- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения работать в парах, в группах.

личностные:

- готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник, выставки книг Д.Н.Мамина-Сибиряка, карточки (признаки сказки, план сказки), аудиозапись сказки, сигнальные карточки для подведения итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (чтение слайда)

Мы рады видеть каждого из нас!

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

  1. Проверка дом задания

 Какой новый раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке? А что такое сказка? ( Сказка – жанр устного народного творчества, фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. ) 

Какие бывают сказки?

Чем отличается народная сказка от авторской – поработаем в группах.

У вас на столах карточки-задания. Ваша задача – вспомнить признаки народной сказки или литературной (авторской).   (работа в группах)

Народные сказки

Литературные сказки

Автор – народ

Автор – конкретное лицо

Существует в устной форме

Создается в письменной форме

Сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения)

Внесение изменений не  допускается

Время создания определить невозможно

Время создания сказки известно

Народная сказка определяется определенным жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

Не ограничивается определенным жанром: включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику

Микроитог: Так что такое литературная сказка?

II. Речевая разминка. Самоопределение деятельности. Целеполапгание.     СЛАЙД

( Загадки в пословицах и поговорках )

Как …  ни корми, он все в лес глядит.

…  ноги кормят. (Волк.)

За двумя …погонишься, ни одного не поймаешь.

Убить двух … (Заяц.)

Сделайте вывод, о ком идет речь? В каком жанре литературного чтения мы знакомились с этими героями?

СЛАЙД Прочитайте тему урока.

-Давайте попробуем сформулировать учебные задачи

Познакомиться ….. (  с произведением)

Определять… (главных героев, главную тему, основную мысль произведения)

Развивать умение составлять … (план), давать … (характеристику героям) 

СЛАЙД Глядя на иллюстрацию сделайте прогноз -  что могло произойти с героями?

(выслушиваются предположения учащихся)

III. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Беседа

- Какие обычно бывают зайцы в сказках?

- Прочитайте название сказки.

- Какой заяц в сказке Мамина-Сибиряка? А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос) Найти ответ на этот вопрос мы постараемся на сегодняшнем уроке.

—  Можем ли мы предположить, что эта сказка из сборника «Аленушкины сказки»? Найдите в присказке подтверждение этому (…вон косой заяц приковылял на своих валенках…)

- Что вы знаете о зайцах? (рассказ учащихся о зайцах)

 А знаете ли вы, для чего зайцу длинные уши? (рассказывает учитель)
Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.
Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. 

2. Знакомство со сказкой

Знакомясь со  сказкой обратите внимание на героев произведения.

 (Аудиозапись до слов «Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут»)

- Как вы думаете, что же будет дальше? (Предположения детей.)

IV. Физкультминутка (игровой прием)

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение сказки до конца учащимися

—  Оправдаются ли наши предположения мы узнаем, дочитав сказку.

2. Работа после чтения по содержанию текста

—  Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Когда вам было тревожно, волнительно, а когда весело?

—  Каким изображен заяц в начале сказки?

—  Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

—  Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?

—  Как  вы понимаете  выражение «язык у хвастуна точно примерз»?

  Расскажите, что необыкновенного случилось с героями дальше.

Как изменилась жизнь зайца после этого случая? Зачитайте.

3. Работа над планом

-Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и восстановить деформированный план сказки СЛАЙД

  1. Детство в лесу.
  1. Надоело бояться!
  1. Встреча с волком.
  1. Несчастный Зайчик.
  1. Благодарность зайцев.
  1. «Храбрый» Заяц.

4. Работа над иллюстрацией

СЛАЙД - Какой эпизод сказки изобразил художник? Найдите отрывок из сказки  и зачитайте.

VI. Обобщение знаний

СЛАЙД Выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке, характеризует ее героев

Всякий трус о храбрости толкует.

Язык говорит, а голова делает

У страха глаза велики.

Терпенье и труд – все перетрут.

Хвастать - не косить, спина не болит.

А сейчас я предлагаю вам выполнить проверочный тест СЛАЙД (индивидуальная работа с тестом, взаимопроверка)

VII. Подведение итогов урока

- Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?

СЛАЙД Соедините слова из двух столбиков, которые подходят по смыслу. Правильно выполнив задание вы сможете вывести  и мораль сказки. Начни так - Смелым быть ….

смелый                                  плохо                                     https://lh4.googleusercontent.com/3IwixnaK87hN81lxmSVoKyYQyyNFFjWywvocsckUTEVC70F3cpZ9Wdz3tol-MgeqFBsoU_fs9FfJgWTBjHNSUKbJ4A_13hli5fGMwCCggqsyoCYNV5wHU5nRDt_eIFhxmXwbeOuBXJc

трусливый                            не желательно

хвастливый                          хорошо

VIII. Рефлексия  

СЛАЙД Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.

IX. Домашнее задание

Уровень 1: прочитать сказку, подготовить пересказ  понравившейся части

Уровень 2: пересказать сказку от лица зайца, составить "синквейн" к слову ЗАЯЦ

Приложение

Тест                                                                 

1. «Сказка про храброго зайца…»  - это сказка ….

а)  народная                  б) авторская 

2. Каким был заяц сначала? 

а) трусливым          б) храбрым          в) весёлым          г) грустным 

3. Какой зверь подошёл неслышно к поляне, где собрались звери, которые пришли послушать зайца? 

а) медведь          б) лиса          в) волк          г) кабан

4. О чём подумал волк, увидев зайца на лесной поляне?

а)  хорошо бы с зайцем поиграть в догонялки                б) хорошо бы зайчиком закусить  

в) хорошо бы познакомиться с семьёй зайцев       г) хорошо бы подружиться с зайчиком 

5. Куда взобрался заяц, чтобы его лучше было видно?

а)  на дерево  б) на муравьиную кучу  в) на болотную кочку  г) на пенёк 

6. Что сделал заяц, когда увидел перед собой волка? 

а) спрятался за зайцами     б) закрыл лапками от страха мордочку  

в) дал стрекоча                   г) упал в обморок 

7. Что случилось с волком?

а)  он все время бежал в другую сторону          б) он догонял зайца 

в)  он остался ждать зайца на поляне                 г)  пошёл в гости к лисе 

8. Что кричали зайцы, когда нашли зайчишку под кустом?

а) стыд и позор тебе заяц                                           б) как хорошо, что ты живой  

в) молодец, косой, что ловко напугал волка                  г) ничего не сказали 

 

ПЛАН  СКАЗКИ:

___        Благодарность зайцев.

___        Надоело  бояться!

___        Детство  в  лесу.

___        Задал стрекача.

___        Волк тут как тут.

___        Ай  да косой!