Главные вкладки

    Урок литературного чтения по теме: " Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Фасгиева Галина Тагировна

    Конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie_2_klass.docx23.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по литературному чтению

    Тема: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    УМК «Перспектива»

    Цели: познакомить с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка; воспитать читательский интерес к его произведениям.

    Планируемые результаты 

    • формирование умения сравнивать сказки;
    • работа с понятием «присказка»;
    • формировать умение составлять портрет героя сказки;
    • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
    • воспитание доброго отношения ко всему живому, положительных черт характера.

    Оборудование: учебник, книга Д. Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки»,

    портрет Д.Н.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к русским народным сказкам.

    Ход урока.

    1. Самоопределение к деятельности (Организационный  момент)

    Сказки гуляют по свету

    Ночь запрягая в карету.

    Сказки живут на полянах,

    Бродят по рощам в туманах.

    А принц Белоснежку полюбит,

    А жадность Кощея погубит.

    Пусть зло на проделки хитро,

    Но всё ж побеждает добро.

    - Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке чтения?

    - Какие бывают сказки?

    - Что вы знаете о народной и авторской сказке?

    1. Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания.

    1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

    Выступают три ученика. Ребята зачитывают отрывки из сказок и демонстрируют иллюстрации к ним.

    1. Заяц хваста.
    2. Два Мороза.
    3. Лиса и заяц.

    Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
    А, как ты хвастал?

    А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    Вот она его маленько и потрепала: Боле не хвастай! 

    (Заяц -  хваста)

    Мороз за ним бежит, еле-еле поспевает, выше дерева растёт, жжётся и кусает. А зайцу всё нипочём – по лесу прыгает, бежит, не устаёт, ему на бегу не холодно. Большой-то Мороз – седой дед, ему за сто лет, за зайцем бежать устал и встал.

    (Два мороза)

    А лиса им с печи:

    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

    Собака испугалась и убежала.

    Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:

    — О чем, зайчик, плачешь?

    (Лиса и заяц)

    - Что общего у всех этих произведений?

    - Какой персонаж есть во всех этих сказках?

    - Каким показан зайчик в этих сказках? Какой у него характер?

    - Как в русских сказках называют зайца?

    (трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий)

    - Угадали, кто будет главным героем в этой сказке?

    - Правильно, заяц.

    4. «Открытие» учащимися нового знания

    - Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.

    Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. 

    Знакомство с творчеством писателя.

    Учитель показывает портрет Д. Мамина – Сибиряка и рассказывает детям о его творчестве.

     Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.

     «Аленушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, а главное, научить ребенка любить эту жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. Но если слабые существа заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными.

    «Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя», — подмечает автор сказок.

    Знакомство с понятием «присказка».

    - А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

    - А что это такое?

    - Первичное чтение присказки учителем.

    - С чем можно сравнить присказку?

     - Своей напевностью она близка колыбельным песням.

    - Присказку выразительно читает ученик:

    «Баю- баю-баю…

    Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

    Спи, Алёнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, всё тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и Забияка Петух.

    Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окошко смотрит высокий месяц; вон косой заяц приковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтоватыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки. Один глазок у Алёнышки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

    Баю-баю-баю…»

    Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

    Анализ присказки.

    - К кому обращены слова присказки? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

    - С какой интонацией надо читать присказку? Почему?

    Знакомство со сказкой Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    1. Музыкальная физкультминутка.
    2. Первичное закрепление

    Анализ произведения.

    с.  23 вопросы

    - Каким изображен заяц в начале сказки?

    - Прочитайте, выразительно, как хвастался заяц. Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать, как расхрабрился заяц?

    - В какой момент сказки мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Подтвердите цитатой из текста. Как нужно читать этот отрывок?

    - Что значит выражение «язык примерз»? Подберите близкое по смыслу выражение.

    - Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? А в своих собственных глазах?

    Составление портрета зайца.

    Хитрый

    Смелый добрый

    Отзывчивый

    Злой

    Храбрый

    Глупый

    Трудолюбивый

    Умный

    Находчивый

    Трусливый

    Ленивый

    Уверенный в себе

    Смешной

    Несчастный

    Бесстрашный

    Защита ответов по группам.

     Словарная работа.

    - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? Отчего он «примёрз»?

    - Какие ещё слова и образные выражения использовал автор?

    1. Душа в пятки
    2. Выскочить из собственной кожи
    3. Замертво свалился
    4. Приплелись
    5. Отведавшие волчьих зубов
    6. Не смел дохнуть
    7. Задал такого стрекача

    Сравнение сказки Мамина-Сибиряка с народной.

    - Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке:

    • У страха глаза велики
    • Он сам своей тени боится.
    • Пуганая ворона куста боится.

    7. Рефлексия деятельности (итог урока)

    - Какую мысль хотел донести до нас автор?

    Домашнее задание 

    Найдите в домашней библиотеке книги сказок, героем которых является заяц. Покажите характер зайца, через инсценирование какого - либо фрагмента сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

    Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

    Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

    Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...

    Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

    Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

    Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

    Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

    Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...

    урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

    Урок литературного чтения разработан с целью - познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;- продол...