Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме:
    Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Половинко Ольга Константиновна

                       Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.

    Урок - знакомства со сказкой  Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Цели урока:

    1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

    2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;  учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

    3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;  эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

    4. Воспитывать нравственные качества личности,  интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc395.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Зернограда

    Урок литературного чтения

    на тему:

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

            

    Подготовила и провела

                                            учитель начальных классов, логопед

            Половинко О.К.

    Зерноград, 2013

    Цели урока:

    1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

    2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;  учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

    3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;  эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

    4. Воспитывать нравственные качества личности,  интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.

    Ход урока:

    1. Орг. Момент

    Прозвенел звонок

    Начинаем наш урок

    Приготовьтесь, подтянитесь

    И друг другу улыбнитесь!

    1. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания. 

    (Звучит музыка «В гостях у сказки», дети собирают картинки)

    - У вас на партах конверты. Откройте их и соберите картинку. Подумайте, знаком ли вам сюжет на этой картинке.

    -Что изображено на ваших картинках? (сказки). Верно, это иллюстрации к сказкам.

    - Что вы знаете  об этом литературном жанре?

                - Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

    - Назовите их. (проверка по слайдам)

                -  Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

                -  Какие бывают сказки?  Что вы знаете о народных сказках? О литературных?

    (Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

    - Верно, ребята.

     (У авторских  сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть

    волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

    1. Работа по теме урока.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    - Ребята,  на протяжении всего урока приготовьтесь работать активно и получать фишки  за правильные ответы. Это  поможет вам оценить свою работу  в конце нашего урока.

    -Сегодня мы познакомимся с литературной   «Сказкой про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    - Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. 

    (Портрет писателя)

    - Хочу вас познакомить с его биографией.

     Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. 

    Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.

    Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию,  потом он учился в Петербургском университете.

    Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

    100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.

    - Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

    Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил.

    - Сам писатель отзывается о своем сборнике  так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

    - А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

    - Что же такое присказка?

    (Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

    - Верно, ребята.

    - А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)

    - А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).

    - В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).

    - Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку в исполнении Евы.  (читает)

    Присказку выразительно читает ученик.

    - Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

    2. Работа по учебнику  (с. 182)

    - Прочитайте самостоятельно название сказки.  

    - Как же называется  эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

    - О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

    - О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

    - Верно, ребята.

    3. Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

    - В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также  новые выражения, значение которых мы  сейчас уточним.

    Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

    Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

    - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»?  ( не смог говорить)

    Не смел дохнуть  - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

    Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

              Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

               Гонится по пятам – бежит  след в след.

    Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

    4. Чтение учителем   «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    - Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    5. Работа по содержанию прослушанного.

    - Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

    - Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

    - Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

    - Назовите главных героев.  (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

    - Кто вам понравился больше всего?

    - Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

    - Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

    - Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

    - Какой момент сказки для вас самый интересный?

    - А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

    - Чем закончилась сказка?

    - Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

    - Верно, ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.

    6. Физминутка.

    7. Совершенствование техники чтения.

    - Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).

    - Что для этого необходимо? (тренироваться)

    - Возьмите карточки:

    1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:

    Со-бра-лись

    Хи-хик-ну-ли

    За-сме-я-лись

    У-лыб-ну-лись

    По-бы-вав-шие

    От-ве-дав-шие

    Ку-выр-кать-ся

    Пе-ре-го-нять

    - 2 столбик слов прочитаем по цепочке:

    Рас-храб-рив-ший-ся

    Про-го-ло-дал-ся

    Ра-зыг-рав-шим-ся

    Не-о-бык-но-вен-ная

    Бес-страш-ный

    При-о-бод-рил-ся

    - В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ  читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как - ОВО.

    - Прочитайте самостоятельно каждый.   Кто прочитает вслух? (читают)

    Бо-ять-ся

    Ку-выр-кать-ся

    Под-кра-ды-вать-ся

    Сме-ют-ся

    Ве-се-лять-ся

    Го-нит-ся

    Никого

    Ничего

    8. Физминутка для глаз.

    - Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.

    9. Чтение сказки учащимися.

    - А сейчас приготовьтесь читать сказку. Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183)

    - Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

    - Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.

    - Дочитайте сказку до слов     …завалился в ямку.

    - Последний абзац мы прочитаем по ролям ( Ева – автор, зайцы- Лена, заяц – Владик).

    10. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).

    - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их.   (Начали кувыркаться…а все смеются)

    - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их.   (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

    - Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?

    Кому что думается, тот того и боится.

    Всякий трус о храбрости толкует.

    Трусливому зайке и пенек волк.

    У страха глаза велики.

    Трусливый и таракана принимает за великана.

    Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

     Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

    1. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.

    А теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных предложений.

    1)  

            Родился зайчик в лесу…

    2)  

            Собрались старые зайцы…

    3)  

            Это уж выходило забавно. Хихикнули…

    4)         - Да что тут долго говорить! – кричал…

    5)        

                                                            Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…

    6)         Дальше случилась  совсем необыкновенная вещь…

    7)         Долго бежал несчастный зайчик….

    8)

            Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..

    9)

                                        -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…

    10)  

            Храбрый заяц сразу приободрился…

    - Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)

    IV. Итог урока

    - С какой сказкой познакомились?

    - Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

    - Кто автор этой сказки?

    - Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)

    - Чему учит сказка?  (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).

    -Правильно, ребята.

     V. Домашнее задание

    - На подготовке вам необходимо подготовить пересказ сказки и придумать продолжение.

    VI. Оценки за уроке.

    - А теперь оцените свою работу.

    - Посчитайте свои фишки за работу на уроке  и запишите их количество на карточке с зайцем.

    - Если вы считаете, что вы работали активно, получили много фишек за ответы, не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.

    - Если вы считаете, что работали активно, получили фишки, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки хорошо.

    - Если вы заработали мало фишек и допускали  много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.

    - Спасибо за урок!

    Самоанализ урока.

                       Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.

    Урок - знакомства со сказкой  Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Цели урока:

    1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

    2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;  учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

    3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;  эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

    4. Воспитывать нравственные качества личности,  интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.

          Поставленные цели достигнуты, соответствуют содержанию урока. Для достижения поставленных целей использовала  такие методы обучения как: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; методы  стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательный материал, поощрения, создание ситуации успеха.

    Использовала метод наглядного моделирования: опоры, презентация, карточки.

    Форма проведения: урок

    Форма обучения: фронтальная

    При планировании осуществляла индивидуальный подход к детям, учитывая уровень развития. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей.

    Урок был построен от простого к сложному. Речевой материал усложнялся. Была проведена активизация словаря новыми выражениями из сказки. На всех этапах урока старалась осуществлять контроль знаний учащихся. Перегрузка предупреждалась физминуткой, которая была направлена на снятие   эмоционального напряжения. В течение урока старалась создать эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика. В ходе урока цели и задачи выполнены.

    По продолжительности урок длился 45 минут.

    Занятие мне понравилось, дети работали активно. В результате учащиеся активизировали словарь, осуществляли  контроль за своей деятельностью.

    Список литературы:

    1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
    2. Родная речь: учебник для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
    3. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992
    4. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: Просвещение, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

    Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

    Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...

    Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

    Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

    Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...

    урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

    Урок литературного чтения разработан с целью - познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;- продол...