Выступление на педсовете: "Работа с одарёнными детьми"
статья (3 класс) на тему

Выступление на педагогическом совете по теме "работа с одарёнными детьми в начальной школе" из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi_tihankina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

  Работа с одарёнными детьми (из опыта работы)

            Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

           И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только    слушателями, исполнителями, но и творцами.
              Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.
     Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

            Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача     обучения одаренных  детей.

Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

 

       В начальной школе дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября учителя, работающие в классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Проводятся классные олимпиады по математике, русскому языку и окружающему миру.
           
Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую авторскую программу кружка «Почемучка». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.
У меня есть опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, интеллектуальный марафон, который проходит в начальной школе уже 5 лет. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций "Я исследователь", "Первые шаги в науку".Есть победители и призёры – Костя Пушков, Топоркова Валерия, Полобичева Варвара. Мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов "Кенгуру", "Русский медвежонок", "КИТ", «ФГОСтест». В этом учебном году очень успешно приняли участи в Олимпиаде « Математика +» - 15 победителей

( участвовало 20 человек).

          Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми
 направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке к урокам в Интернете.

Например: Урок Окружающего мира, тема: «Полезные ископаемые» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/09/18/urok-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-poleznye  использую данную гиперссылку, дети находят в интернете необходимую информацию по данной теме.

Или говоря о животных и насекомых дети с удовольствием находят информацию о полевом сверчке по данной ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5bfb1548-9af5-4f99-a7f2-a1cac6c19b78/gryllus.htm 
          Новый учебно-методический комплект «Гармония» даёт возможность каждому ученику проявить себя в проектной деятельности по любому предмету начиная с 1-го класса. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
          Выполняя рекомендации Департамента труда и занятости  по профориентации детей по теме  профессия в моей семье дети составляли презентации о профессиях своих родных. Показывали их на классных часах и было хорошо видно как ребёнок развивается, растёт его коммуникативность.

    В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

  • предметные недели;
  • олимпиады (разных уровней);
  • кружки;
  • конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
  • интеллектуальные ринги; марафон знаний;
  • научно-практические конференции;
  • родительские всеобучи;
  • работа по индивидуальным планам.

        Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи всех своих детей, а особенно тех которые подавали надежды в разных направлениях. Но, результаты не утешительные. Как показывает практика чем выше класс, тем меньше активность детей в конкурсах. Да и качество знаний резко снижается.
          Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
        Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

     И закончу своё выступление словами великого человека Ф.И Шаляпина, которые полностью совпадают с моим и выводами.

«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми. Выступление на МО

Чем отличаются одарённые дети от остальных детей. Как распознать их одарённость? Как развивать творческие  их способности? В докладе описаны методики работы с одарёнными детьми. В приложении имею...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Выступление на педсовете «Работа МО учителей начальных классов в 2011-2012 уч. году».

Выступление на педсовете «Работа МО учителей начальных классов в 2011-2012 уч. году»....

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....