«Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.».
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Зозуля Инна Александровна

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_zozulya.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Управление   образования

муниципального   образования  Новокубанский   район

муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

 г. Новокубанск

Тема   опыта:   «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.»

   "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость 

                           Автор   опыта:  

                                                                     Зозуля Инна Александровна

                                                                 учитель начальных классов                                                        

                                                                                 МОБУСОШ №4

                                                       

г. Новокубанск

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Условия возникновения и становления педагогического опыта.         3-4
  2. Актуальность и перспективность опыта                                                 4-6          
  3. Теоретическая база опыта                                                                         6-9
  4. Новизна опыта                                                                                              9
  5. Технология опыта                                                                                     9-13    
  6. Эффективность и результативность                                                        14-15
  7. Библиографический список                                                                      16                                    
  8. Приложение к опыту                                                                                  16

                 

                  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

      Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует  от нас новых подходов в обучении, т.е. новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяет цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе.                                                                                                                                                      Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий.                                                                                                                                                                  С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.                                                                                                                      Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

- повышение качества обучения школьника;
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах.
    Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.  

       Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов, форм и методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой.
    Уровень опыта направлен на поиск оптимальных  методов и методических приемов обучения и воспитания, которые будут способствовать формированию  всесторонне развитой  личности; развитию умения общаться и сотрудничать; успешному развитию творческих способностей; развитию эмоциональной и волевой сферы; развитию обще ученических умений учащихся.  

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет другого выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку.

          Современный социальный заказ требует совершенствования информационной подготовки педагогов, овладение ими мультимедийными технологиями; и задача сферы образования сегодня – разработка новых технологий обучения, базирующихся на современных информационных подходах, технологиях и средствах.

Исходя из требований на современном этапе, возникла идея обобщения и предъявления опыта по данной проблеме.

Я считаю, что в процессе взаимодействия интерактивных форм обучения и информационных технологий происходит развитие творческих способностей учащихся и как следствие, повышение качества обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

       Актуальность опыта неоспорима и объясняется тем, что главный ускоритель и средство модернизации системы образования – информатизация образования: внедрение, интеграция технологий в существующие технологии обучения.

        Одна из основных задач современного образования – овладение новыми информационными технологиями, умение поставить их на службу педагогике.

         Если рассматривать компьютер –  инструмент педагогического труда, как мощный и объективный фактор эволюции и модернизации всех систем образования, то современная система образования сможет стать основой для утверждения информационного общества в нашей стране.

На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. Естественным императивом воспитания членов нового информационного общества должна стать установка на самостоятельное получение знания, на самообразование, на самопознание.

  Произошла  смена ориентиров: от знаниевой парадигмы к деятельностной (тенденция развития той деятельности обучаемого, которая связана с поиском нового знания, сближение профессиональной деятельности в любой отрасли с методологией и методами научного поиска).

В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником. Они читают словари и специальную литературу, используют компьютер и Интернет, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда писал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире». «Творчество это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования». «Творчество—это деятельность, которая дает новые ценные результаты. Они могут быть новыми и ценными только для самого человека или для всего общества. Творческая личность стремится к творческой деятельности и умеет ее осуществлять».

Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. В младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования, рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.

        Происходит смена технологий обучения и принципов обучения, основанная на информатизации современного социума.

       Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи, (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.

       Как нужно организовать учебную деятельность, чтобы она способствовала развитию творческих способностей у учащихся и повышению качества обучения? Применение компьютерных технологий и интерактивных форм обучения в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность, которые в системе дадут хороший результат.

      Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему  «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения, развития творческих способностей». Я прошла подготовку на курсах, освоила программу Power Point, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

      В своем педагогическом опыте я ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования не могут быть решены при организации процесса обучения, направленного только на формирование ЗУН. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

       Не ученик приспосабливается, адаптируется к системе обучения, а система обучения построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности и предоставляет развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании.

Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе начинается с отбора содержания образования.  Учителю важно уметь определять задания, направленные на развитие общих творческих способностей. В.П.Беспалько выделяет уровни усвоения знаний— «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения».

1) Уровень «распознания-репродукции» - обучающийся умеет: распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, действовать в соответствии с предложенным образцом.

2) Уровень «умений» - конструктивный уровень— обучающийся умеет: предварительно использовав несколько алгоритмов и проанализировав возможные общие пути решения, распознать в измененной ситуации образец, а затем применить известный способ деятельности.

3) Творческий уровень (знания-навыки) — обучающийся умеет: усваивать новый учебный материал и применять знания на практике на основе самостоятельного поиска, прогнозирования и результатов решений.

     И.Я.Лернер утверждал: «Творчеству можно и должно учить», «чтобы научить человека творить, есть только один путь – научить его творческим процедурам, т.е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности».

Черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

2) видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3) видение новой функции объекта;

4) видение альтернативы решения;

5) определение структуры объекта

6) комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый, применительно к возникшей проблеме.

Структура творческого потенциала

     Структурные компоненты творческого потенциала:

1) мотивационно-целевой компонент—отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах;

2) содержательный компонент—включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера; сведений о целях, задачах, содержании, методах и приемах организации творческой деятельности; знаний интегрированного характера, способствующих решению творческих задач;

3) операционно-деятельностный компонент—основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности.  Включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности;

4) рефлексивно-оценочный компонент—включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; уточнение путей организации творческой деятельности; определение на основе своего собственного опыта оптимальных методов и приемов работы.

   

Принципы обучения:

  1. Принципы интерактивного обучения:
  • Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта)
  • Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной)
  • Позиция учителя.

Учитель выступает в трех позициях. В каждой из которых он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

  1. лектор-эксперт (излагает новый материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы уч-ся)
  2. организатор (налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презентаций)
  3. консультант-фасилитатор (выступает в роли помощника сопровождающего собственный поиск учеников)
  1. Интерактивный характер общения «человек – компьютер»

Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли педагога.

 Главной его компетенцией становится роль помощника-консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть личностью»

В зависимости от методического построения урока компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

  • Репродуктивной («педагогика Упанишад»: следуй за мной, делай как я)
  • Интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя)
  • Развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная образовательная программа»: учитель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели)
  • Парадигмы саморазвития - свободного путешествия в пространстве культуры

    В своей работе я использую идеи  С.М.Уткина, так как его «определение интерактивного обучения» взято за основу, потому что использованы информационно коммуникационные технологии и посредником при взаимодействии является компьютер и заложенные в нем программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Paint.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

-как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

-как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

-как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель моно технологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

создание уроков с использованием ИТ;

творческая проектная работа учащихся;

дистанционное обучение, конкурсы;

библиотека, ресурсы Интернет;

элективные курсы;

социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;

творческое взаимодействие с педагогами.

НОВИЗНА ОПЫТА

    Новизной моего опыта является применение информационно-коммуникационных     технологий в учебном процессе и проектной деятельности.  Реализовать поставленные цели помогают выбранный УМК  «Школа 2100», а также использование форм и методов интерактивного обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

      Технология опыта заключается в совершенствовании методики проведения традиционных структурных этапов урока и введение новых технологий обучения, а так же в использовании методов  диалогического общения; проблемно-поискового метода, исследовательского метода, использование проектной деятельности, парных, групповых и индивидуальных форм деятельности

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка учащимися собственных проектов.



 I.Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Я превращаю  презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне  возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
( Приложение 1)

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

На уроках математики я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики  вырос. (Приложение 2)

         Для развития интереса к  урокам русского языка обучающимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Интересно проходит работа со словарными словами.

         Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я применяю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

         Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

         Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

         Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Хохломская роспись. С помощью слайдов у меня  есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.  Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

         У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы.  А  при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.


С введением ЕГЭ и ГИА в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена. (
Приложение 3)

Когда в первый раз ученикам 2 класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста, сделанного в данной программе с использованием макросов, я сомневалась – все ли у них получиться? Однако мои опасения оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий. Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

                             

II. Работа с ресурсами Интернет.

       

      ИКТ невозможно представить без  активного  использования Интернета.

Пользуясь возможностями http://nsportal.ru/, http://www/proshkolu.ru/ сайтов я существенно пополнила свою методическую копилку различными методическими разработками по предметам и воспитательной работе и , конечно же , мультимедийными материалами по всем предметам , изучаемым в начальной  школе. Разнообразие их позволило мне сделать учебный процесс доступным , ярким, затрагивающим эмоциональную сторону психики ребёнка.

За время работы у меня накопилось достаточно большое количество презентаций, причём по некоторым темам имеется несколько вариантов материала. Естественно потребовалось систематизировать их. Использую электронный вариант каталога .

III. Разработка учащимися собственных проектов.

      Педагогическая деятельность учителя немыслима без внеклассной работы по предмету .  Используя ИКТ во внеурочной деятельности , прививаю интерес у учащихся к предмету, включаю их в игру, конкурс, активизирую познавательную деятельность. Презентации позволяют красочно и наглядно представить материал. При этом привлекаю отдельных учащихся как к подбору информации так и к подготовке мультимедиа презентаций. Для этого провожу индивидуальные ознакомительные занятия  с учащимися по работе с программой Microsoft Power Point.

К концу 3 класса большая часть учеников класса с удовольствием готовят презентации по теме урока, что всегда приветствуется  мною. Темы работ учащихся самые разные : « Исторические личности 18 века», « Лекарственные растения Краснодарского края», « Водоёмы Краснодарского края» и др. (Приложение № 4, № 5)

Над долгосрочными  проектами  мы работаем уже с третьего класса. Они требуют  от учащихся умения планировать работу, выстраивать систему своих действий, умения работать в группах, использовать различные способы нахождения информации.

     Очень интересно прошла работа над проектом  «Здоровый образ жизни в моей семье».Сначала ученики спланировали работу и, затем, поэтапно продвигались к подтверждению гипотезы «Здоровье всего дороже».Много было проведено исследований: вредные и полезные продукты, компоненты здорового образа жизни, и т.п. Участие учащихся в спортивных соревнованиях. Интересно прошёл праздник защиты проектов и, подводя итоги, подтвердили  гипотезу.

    Не менее интересной была работа над проектом  «Влияние осанки на здоровье ученика».(Приложение № 6 )Вся работа была направлена на подтверждение или опровержение гипотезы «Существует прямая связь между осанкой и здоровьем ученика». Объектом исследования стали ученики 3-б и 3-а класса и их родители.. Использовали различые методы исследования: проведение тестов, выведение закономерностей, добывание информации, сбор данных, поиск и выработка комплекса рекомендаций для учащихся и родителей. Своими исследованиями дети подтвердили гипотезу. Над проектами ученики работают с удовольствием,  вовлекая в эту работу всю семью и своих друзей.

      Этими проектами мы обратили ещё раз внимание на  необходимость ведения здорового образа жизни. Работа над проектами  увлекла учеников. Благодаря  этим проектам сплотился союз «Учитель-Ученик-Родитель»

Благодаря этой интересной деятельности, у учащихся   вырабатывается творческая самостоятельность при выполнении любой работы. И это качество в   современном  мире  рассматривается   как  неотъемлемая  характеристика  личности,  входящая  в  структуру  представлений о  профессионализме  в  любой  сфере  деятельности.  И  даже  шире – как  стиль  жизни  современного  человека.  

            Умелое сочетание видов исследовательской деятельности  учит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни. Считаю эту систему обучения самой интересной, результативной, актуальной. Вижу результаты своего труда: активность учащихся прослеживается во всём :  в учебной,  кружковой, исследовательской, организационной, творческой деятельности. Мои ученики с удовольствием работают над проектами.

     

      Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа, проводимая   с применением различных памяток – подсказок (Приложение № 4) подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает  умения действовать по инструкции  и в то же время -творчески, вырабатывает активную жизненную позицию. С большим интересом дети работают над проектами ,связанными с семьёй,  родословной. Это проект «Моя семья –моё богатство».Такие проекты служат   духовному  единению детей и родителей, бабушек и дедушек, .показывают необходимость и ценность главной ячейки общества – семьи.

Эффективность и результативность  опыта

                                               Мониторинг

                     успеваемости и качества обучения 2012 - 2013 уч.год

    по  русскому языку      3 « А»  класса      МОБУСОШ № 4

 

                                      Мониторинг                                                                    

                     успеваемости и качества обучения 2012 - 2013 уч.год

    по  математике      3 « А»  класса      МОБУСОШ № 4

                           

Мониторинг участия учащихся 3 «а» класса

в конкурсах, соревнованиях, интернет- проектах

     

                                 

   

                                          





       

                                 

Библиографический список

Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников. Журнал «Начальная школа плюс до и после» №4, 2006 г.

Выготский Л.С. Воображение и творчество.—М., 1991.

Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей. Педагогика № 5, 2006 г.

Осмоловская И.М. Дидактика.—М., 2006 г.

Плитинь Н.Н. Показатели оценки системы качеств знаний учащихся.— журнал Завуч начальной школы, № 1, 2007 г.

Педагогический энциклопедический словарь—М., 2003 г.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя –М., 2001 г.

Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках – Волгоград, 2008 г.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М., 2005

Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе – сборник материалов, составитель Козина Е.В. – Владимир ВОИУУ 2004 г

.

                                                               Приложение.

Приложение №1- урок-презентация по русскому языку.

Приложение №2 –презентация- алгоритм «Деление углом»»

Приложение №3 – тест « Имя существительное» для учащихся 3 классов

Приложение №4 – памятка по созданию презентаций

Приложение №5 –  презентация «Требования к созданию презентаций»

Приложение №6 –  педагогический проект  «Влияние осанки на здоровье ученика».

Приложение № 7 – статья и презентация «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Приложение № 8- памятка для учителя «Использование ИКТ на уроках»

                 

 

                                     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

«Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей».

 Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовател...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...