Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
статья на тему

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, которые возникают  в их практической деятельности, и овладение способами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта

 учителя начальных классов

МБОУ «СОШ п. Молодёжный  Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Скакалиной Надежды Дмитриевны

Тема: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

              В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно-коммуникативных технологий.

             Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, овладению навыками исследовательской деятельности,  создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

      Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования  направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

        Передо мной, учителем начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, показывать высокие результаты по предмету? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы за годы учебы  в начальной школе дети радовались познанию нового, появлялась уверенность в своих возможностях? Ответ есть: учиться быть современным учителем.                          

Считаю, что добиться хороших результатов  можно   путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования. 

       Стараюсь, вовлекать детей в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информатизации.

Ориентация младших школьников в области информационных и коммуникативных технологий являются одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, организации своей деятельности.   Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

     Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

     Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.

 Как учитель начальных классов использую разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы у каждого ребенка развивался интерес и стремление учиться, а также формировались  универсальные учебные действия, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

           Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их самостоятельно в работе, испытывая радость учебного труда. Я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные, поэтому превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися, отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства,     способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации,  в процессе обучения особое значение придаю здоровьесберегающим технологиям, применяю проектные технологии.

3. Теоретическая база опыта.

      В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения.

       Главной целью образования согласно ФГOС НОО  становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. 

     Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает учителей, ученых.                Теоретической базой опыта в стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Также личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской,  С.В. Бондаревской и проблемного обучения: А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера.

      Проблема развивающего обучения интересовали педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов).

Система моих уроков направлена, прежде всего, на то, чтобы  ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил.  В процессе обучения меня всегда привлекали  новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют  достичь более высокого уровня в обучении.      

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: личностно ориентированный подход; интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельности;  доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

 Среди многообразия современных образовательных технологий, которые предлагает  педагогическая наука, я выделяю самые приемлемые для возраста моих учеников.

Это технологии проблемного обучения,

  проектно - исследовательскую деятельность,

  игровые,

  ИКТ,

  критического мышления,

  здоровьесберегающие.

В своей работе отдаю предпочтение именно проектно – исследовательской  деятельности.

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, которые возникают  в их практической деятельности, и овладение способами деятельности.

Средствами и приемами проектно - исследовательской деятельности можно сформировать практически все виды УУД, заложенные в стандартах:

  Как известно,  умение учиться составляет совокупность четырех видов универсальных учебных действий. Я постаралась выделить в каждом виде те УУД, которые формируются в процессе исследовательской деятельности.

Личностные УУД:

  • адекватная самооценка;
  • испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

В формировании регулятивных универсальных учебных действий исследовательская деятельность играет важную роль:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Поисково-исследовательская деятельность даёт возможность для формирования познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ.

Для выработки коммуникативных универсальных учебных действий дети учатся:

  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Личностные УУД

интерес к новому,

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний

Регулятивные УУД

умение организовать свою деятельность,

способность принимать и сохранять цели,

умение планировать свою работу,

составлять план и последовательность действий,

умение выделять трудности в работе

Познавательные УУД

развитие познавательных  интересов и мотивов, любознательности, творчества,

применение методов информационного поиска и отбора информации

Коммуникативные УУД

постановка и формулирование проблемы,

сотрудничество в поиске и сборе информации,

 умение аргументировать свое предложение,

владение монологической и диалогической формами речи, публичная презентация и защита проектов

Но все-таки коммуникативные, в особенности, регулятивные УУД формируются практически благодаря именно этому виду деятельности учащихся.

Вот почему проектно - исследовательская деятельность, занимающая одно из первых мест в формировании УУД, приобретает и ведущую роль в реализации ФГОС, направленных на самостоятельное добывание знаний, их критическое осмысление и дальнейшее их применение в различных видах деятельности.

Опираясь на свой опыт, попробую вас в этом убедить в этом.

 В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, по-видимому, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения.  Данная форма распространена в основном в старших классах, но, я считаю, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену).

   Исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

   Целью организации исследовательской деятельности учащихся является  формирование у них познавательной активности.

 Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

- развитие логического  мышления,  творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений;

- формирование наблюдательности и внимании, умений работать с художественными и научными текстами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  Исследовательская деятельность учащихся строится в соответствии с теми же этапами, что и взрослое научное исследование:

     1)  постановка проблемы;

  1. изучение теории, связанной с выбранной темой;
  2. выдвижение гипотезы;
  3. подбор методик и практическое овладение ими;
  4. сбор материала и его первичная обработка;
  5. анализ и обобщение материала;
  6. презентация результатов исследования, отражающая авторскую позицию учащегося.

   Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.   В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие

 Методы и приёмы работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный:

- анкетирование;

- интервьюирование.

   Готовясь применять исследовательскую технологию на уроке, спецкурсе, учителю необходимо определить:

повысится ли эффективность и какой конкретно стороны педагогической работы;

какие формы организации целесообразны в условиях данного учреждения, применительно к конкретному контингенту детей;

как оценивать результаты выполненных исследований.

   Главные компоненты модели  исследовательской деятельности учащихся:

1) Теоретические основания

2) Основные понятия и термины

3) Содержание

4) Средства и формы реализации

5) Образовательный результат

   Исследовательская деятельность учащихся является таковой, если в практике работы учителя можно выделить и зафиксировать эти смысловые компоненты, потому что они задают общие принципы проектирования исследовательской деятельности, но при этом не являются универсальным руководством. Следует отметить, что нельзя дать подробных рецептов организации исследовательской деятельности. Учитель должен сам занять позицию исследователя и вместе с детьми «удивиться» какому-то парадоксу или увидеть интересную проблему. Иначе так называемое исследование превратиться в учебное задание по инструкции.

   Функции исследовательской деятельности различны на разных ступенях обучения. В начальной школе – это сохранение исследовательского поведения учащихся как средства усиления познавательного интереса и мотивации к учебе.

         В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

      Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, выполняют несложные задания по наблюдению за погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

       В моём классе многие проектные работы носят коллективный характер (например, мы собирали материал о зимующих у нас птицах, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору. Он сам должен быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как это любит сам учитель.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

   Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Недавно, проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесёт детям цель и задачи исследования.

 Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир и др. Это вызывает большой интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

исследовательский подход применительно к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, сделать собственные выводы. Результат может быть оформлен как творческий отчет;

конкурсы – где формы презентации результатов ученических исследований выполняют образовательную и коммуникативную функции;

научные общества (для одаренных детей, для детей с ярко выраженными специальными способностями и др.)

 Исследовательская деятельность тесно связана с проектной работой, в результате которой полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся.

 Проектируя и организуя учебное исследование со своими учениками, педагог планирует этапы работы. Их перечень одинаков для разных форм и тематик. Чтобы разработать полноценный проект, необходимо отслеживать ключевые моменты каждого этапа.

           Этап первый. Выбор образовательной области, учебного предмета, установление связи с программой.

           Этап второй. Разработка содержания вводного теоретического занятия с учетом: доступности, соответствия учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включенности в учебный план); опоры на базовую предметную программу; количества новых понятий и схем; необходимости и достаточности материала для мотивации учащихся, для пробуждения интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

            Этап третий. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы: соответствие выбираемой темы материалу курса; доступность темы по сложности и объему работы возможностям учащихся; формулировка темы ограничивает предмет исследования и содержит проблему исследования; соответствие между задачами, целями и гипотезами.

           Этап четвертый. Подбор и освоение методики исследования: адаптированный вариант для детского исследования; соответствие методики целям, задачам, предполагаемому объекту и характеру исследования; доступность методики для понимания и применения школьниками.

            Этап пятый.  Сбор и первичная обработка материала: посильность запланированного объема работ; доступность объекта исследования.

             Этап шестой. Анализ, выводы: обсуждение и сопоставление первоначальных данных и результатов; соответствие результатов и выводов задачам и целям.

            Этап седьмой. Презентация по итогам исследования; отражение авторской позиции.

   Результаты исследовательского обучения могут быть оценены по двум направлениям. Первое, или формальное – соответствие нормам проведения исследования и структуре научно-исследовательской работы. Второе направление – уровень развития способностей и мотивационно - личностных  характеристик. Например,   способность, видеть и выделять проблему, логично мыслить; уровень познавательной мотивации; наличие и выраженность авторской позиции. В целом качество образовательного результата определяется эффективностью освоения содержания. По каждому из параметров содержания она может определяться, в – первых, формальным продуктом – исследовательской работой  и ее презентацией в форме доклада или сообщения; во – вторых – степенью развитости личностных качеств учащегося.

 Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

   Цель внедрения проектного метода – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей.

   Задачи проектного метода:

- развитие познавательных способностей, критического мышления;

- формировать у учащихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

- повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителя и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.

    Проектная методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Она обеспечивает выход трудовой деятельности в другие виды деятельности: интеллектуальную, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии на каждом этапе выполнения проекта, начиная с выбора темы будущей работы и заканчивая защитой, выигрышно представляя её другим.  Работа над проектом развивает активное самостоятельное мышление ребёнка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а умеет применять их на практике.

Этапы проектной деятельности:

   Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Проводится беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Групповая работа позволяет не бояться  сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Тем самым, закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

    Второй этап – планирование деятельности.

Учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта.

   Третий этап (практически-деятельностный) – этап собственно проектной деятельности.

В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Педагог в случае необходимости консультирует учеников.

   Четвёртый этап (рефлексивно-оценочный) – реализация проекта и его презентация.

Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие следующих умений у учащихся.

Информационные:

-самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;

-структурировать информацию;

-сохранять информацию;

Коммуникативные:

-сотрудничать в процессе деятельности;

-оказывать помощь товарищам и применять их помощь;

-уметь выходить из конфликтных ситуаций и вовремя предотвращать их.

Исследовательские:

-уметь генерировать идеи;

-выбирать лучшее решение.

Рефлексивные:

-уметь отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?;

-адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Оценочные:

-оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Презентационные:

-выступать перед аудиторией;

-отвечать на незапланированные вопросы;

-использовать различные средства наглядности;

-демонстрировать артистические возможности.

   Сейчас у меня 2 класс. Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской и проектной  деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Начиная работу над проектом, старалась не навязывать тему. Сразу же возник вопрос: как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

   Изучая на уроках окружающего мира тему « Человек – член семьи и общества…», я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического древа. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

    Родословное древо человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

    В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

  С учётом этого я и выбрала  тему исследования «Моя родословная».

   Началом этой деятельности были уроки окружающего мира, а продолжением занятия внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектов», где наглядно демонстрируются исследовательские и поисковые способности детей.     Объект исследования – учащиеся  и их семьи.

   Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

   Целью исследования – создание генеалогического древа каждого ученика.

   Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- определить понятийный аппарат используемых терминов;

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

   Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

   В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;

- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

   Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогического дерева с учащимися начальной школы.

   Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.    Традиционными в школе стали итоговые конференции, где заслушиваются лучшие научно-исследовательские работы. В 2013-2014 учебном году во II региональной научно – практической конференции « Путь к возрождению»  секция « Духовное наследие наших предков»  выступила Аюпова Софья со своей работой «Мой прадедушка герой» и заняла 1 место.  В 2014-2015 учебном году с исследовательской работой на молодёжном форуме

 « Саратовский  государственный аграрный университет – открытая экспериментальная площадка творческой молодёжи» выступила Кальченко Марина.  С учащимися 3 класса участвовали в дистанционном проекте

 « Цветы нашего класса» - диплом 2 степени. Кальченко Марина участвовала во всероссийском проекте кормушка на сайте одарённость.ru  и заняла  2 место, с проектом « Почему выпал коричневый снег?» 1 место.

 В этом учебном году мы с учащимися 1 и 2  классов  приняли участие в телекоммуникационном проекте «К нам приходит Новый год». Эта тема так захватила детей, что они стали делиться впечатлениями с одноклассниками. В результате был создан  проект, в котором приняли участие все: и учитель, и дети, и родители. Класс разделился на три группы: первая изучала историю и традиции праздника и знакомила с ними остальных, вторая группа разрабатывала оформление кабинета к Новому году, а третья готовила праздничное представление. В результате праздник получился ярким, запоминающимся.

 Что будет дальше?  Мы продолжим работу над проектами.    И у меня появился новый замысел. Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю. Гибнут животные! Исчезают растения! Вот, что нужно! Ведь именно они делают душу богаче, чище, добрее. Каждый должен заботиться об окружающем нас мире и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир. В этом учебном году мы начнём работу над проектами: «Планета заболела» об экологии  и «Сохраним для потомков» о нашем заповеднике « Тюльпанная степь».

   В чём заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

  -  Ставит ученика в позицию активного участника.

-   Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.

-   Открывает возможности формирования жизненного опыта.

-   Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации, самовыражении.

 -   Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

-   Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

-   Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

-   Формирует информационный инструментарий.

-   Учит работать в команде.

    Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.

   В течение работы над проектами каждый из нас  познавал мир, делал для себя открытия, удивлялся, приобретал опыт общения, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

        В приобщении детей к исследовательской деятельности следует нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь его в исследование, побудить к самостоятельному поиску, и тогда цель – всестороннее развитие личности учащегося, потребность в саморазвитии – будет достигнута.

   Исследовательская, проектная практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

   Существуют общие правила для педагогов и психологов, работающих с детьми в этом направлении:

- Старайтесь подходить ко всему творчески.

- Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.

- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.

- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

- Не допускайте скоропалительных решений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

- Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

- Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

- Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Выводы:  Что дает проектно - исследовательская деятельность школьникам и учителю?

 Уже сегодня,  мои второклассники сильно отличаются от учащихся  предыдущих наборов: они свободно комментируют свои действия, владеют определенными навыками самостоятельной работы, могут частично организовать свою учебную деятельность, свободно объясняют, как и для чего они что - то делают, а главное, они понимают, зачем они это делают. А это уже говорит о том, что внедрение ФГОС, направленных на самостоятельное добывание знаний учащимися и практическое их применение в жизни, идет в нашем классе в нужном направлении. Действительно, выбрав проектно - исследовательскую деятельность как важную составляющую учебного процесса в начальной школе, я с каждым разом убеждаюсь все больше и больше в том, что она проектно - исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в реализации ФГОС и играет огромную роль в формировании УУД школьников. И это меня радует.

Спасибо за внимание. Я готова ответить на Ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)

Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современног...

Обобщение опыта по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы «Улицы, названные в честь Героев Вов»»

Данный материал раскрывает возможности воспитания патриотизма при организации исследовательской деятельности младших школьников. Материал может быть полезен учителям начальных классов....

Родительское собрание по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Материалы родительского  собрания содержат рекомендации как организовать помочь ребенку при выполнении им проекта и исследовательской работы...

Опыт работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательс...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...