ДЕТСКАЯ ИГРА. РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ.
учебно-методический материал на тему

Кумирова Алсу Казымовна

Методическое руководство для воспитателей группы продленного дня. Игра - это один из главных источников развития ребенка. Игра дает возможность ребенку познавать и узнавать мир. Как можно у ребенка развить желание учиться, сделать этот процесс интересным, развить творческие способности и научить самостоятельно мыслить - задача данной методической разработки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_igra._resursy.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая академия последипломного образования.

Курсы повышения педагогических работников.

Название курсов:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Руководитель курсов –

Щуркова Надежда Егоровна, доктор педагогических наук,

профессор Московского педагогического государственного университета.

А.К.КУМИРОВА

РЕФЕРАТ

«ДЕТСКАЯ ИГРА.

РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

Педагогические возможности игровых методик.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра – есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я».

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и починенных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

- игра – фактор развития ребёнка;

- игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

- игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

- игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

- игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка;

- игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

- игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

- игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

- игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

- игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы  в группе.

Использование игровых методик в практической воспитательной деятельности помогает осмысленно подойти ко многим нравственным понятиям самими детьми и наглядно убедиться в преимуществе нравственных норм социальной жизни ребенка.

Ресурсы детской игры.

Этот раздел можно начать с представления о том, какие существуют виды игр.

  1. Дидактические (обучающие).
  2. Интеллектуальные (интеллектуально-развлекательные, интеллектуально-познавательные).
  3. Спортивные.
  4. Ролевые игры.
  5. Дворовые игры (включают в себя другие виды игр).

Игра - целенаправленный элемент, используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни.

Игровая деятельность – средство, обладающее мощным воспитательным, обучающим, развивающим и что важно, адаптирующим потенциалом.

Тщательно анализируется «разнообразная полезность» самостоятельной детской игры и игр взрослых с детьми – это не одно и то же.

Аристотель подчеркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей: «Игры эти должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека, не слишком утомлять ребенка и не быть разнузданными».

Саморазвитие ребенка младшего возраста происходит именно в игровой деятельности.

Ж. Ж. Руссо: «Занимается он или забавляется, то и другое равнозначно для него, его игры – это его занятия, он не чувствует разницы между ними». Игра – необходимая составляющая процесса воспитания молодого поколения.

Екатерина П, заботясь о воспитании будущих престолонаследников напоминает: «Веселость нрава Их Высочества ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив того поощрять их нужно ко всякому движению к игре, летам и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силу и здоровье. Не запрещать им играть сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим или жизнь имеющему вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям при оной находящим… Дав детям в игре совершенную свободу можно узнать их нравы и склонности… Детские игры – не суть игры, но прилежнейшее упражнение для детей.

К.Д.Ушинский (Х1Х в.) особо подчеркивает такое важное качество детской игры, как ее самостоятельность. Он считает, что игра – мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце, воля.

Большую воспитательную ценность игры Ушинский видит в том, что в ходе ее формируются социальные отношения детей, приобретается умение выступать в разных позициях – командующего, подчиненного.

Повышенное внимание к проблеме организации детских игр вызвано неблагополучной ситуацией в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Об этом говорили в начале ХХ века, это актуально и сейчас.

И.А Сикорский говорил, что причины этого явления в утрате школой традиционных здравоохранительных обычаев, в крайней концентрации учебных часов, пренебрежении основными гигиеническими требованиями в отношении движения и питания растущего организма. Один из способов изменения этой ситуации – активное привлечение в школу игр в первую очередь подвижных.

Отечественная педагогика признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активной творческой деятельности детей и всесторонне влияющей на развитие личности.

Задача взрослых заключается в том, чтобы «овладеть стихией детской игры и направить ее в надлежащее русло».

Детская игра укрепляет свои позиции

  1. как средство воспитания;
  2. как форма организации обучения;
  3. как метод, прием обучения и воспитания детей.

1) Реализация игрой функций воспитания происходит, когда педагог в нужном направлении влияет на содержание, организацию, структуру игры.

Благодаря игре формируется рефлексия – способность осознавать не только свои особенности, но и то, как эти особенности воспринимаются окружающими.

2) Форма организации обучения. Дети обучаются играючи.

В процессе игры три вида целей:

Цель 1-я. Игра – удовольствие, наслаждение. («Хочу играть!»)

Цель 2-я. Игровая задача с выполнением правил разыгрывания сюжета, роли. («Надо играть так!»).

Цель 3-я. Процесс выполнения игровой задачи, что, по сути, составляет творчество. («Могу!»).

  1. Педагогическая ценность игровых приемов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют осознанному восприятию учебного материала.

Кроме того, отечественные педагоги Ушинский, Выготский, Сикорский, Эльконин, Макаренко характеризуют игру как средство изучения детей.

Каптерев, Сикорский отмечают диагностическую функцию игры. По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает свое внимание, раскрывает его внутренний мир.

З. Фрейд предлагал использовать игру в психотерапевтической практике в качестве лечебно-коррекционного метода.

Методы и приемы игротерапии оказываются чрезвычайно действенными с точки зрения воспитания у школьников адекватных поведенческих установок и самооценки, нормализации их отношений между собой и совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности и т. д.

Анализ ресурсов детских игр приводит к выводу об их значимости в решении психолого-педагогических задач, стоящих перед современной образовательной практикой.

Игры в представлении детей.

Опрос, устное анкетирование детей. (Присутствуют 19 детей).

  1. Что такое игра?

- Где веселье, можно бегать, прятаться.

- Познавательное обучение.

- Не все по-настоящему.

2) Играть нравиться всем.

  1. Какие бывают игры:

- обучающие, познавательные, развивающие;

- спортивные игры;

- увлекательные, веселые, интересные.

  1. В какие игры вам нравиться играть больше?

12 детей – в познавательные.

 7 детей -  в развлекательные.

  1. В какие конкретно игры любите играть? (Названия игр).

«Прятки» - Баринова Юля.

« Игры на уроке ОБЖ» - Юдаков Даня.

«Шахматы, шашки, бильярд» - Кудряшов Кирилл, Мизгирева Рита.

      «Мир животных», «Путешествие в Африку» (настольные игры) – Петрова Юля, Епифанова Варя.

      Компьютерные игры – все.

      Ролевые игры на улице – 15 детей – любят, 4 детей – нет (Кучеров Валера, Юсупов Ильдар, Миронова Аня, Мазятов Алеша).

  1. Друзья нужны всем.

  1. Помогает ли игра приобрести друзей?

        Все, кроме одного ребенка ответили – да. Ильдар – помогает (но играть не любит), друзья все в классе. Почему не любит играть во дворе? Не знает.

        1 ребенок Кудряшов Кирилл ответил: «Игра может поссорить».

  1. Ссорит ли друзей игра?

Да – 12 детей. (Иногда надолго, реже – навсегда, в основном – ненадолго).

Варя: «Игра – есть игра. Не стоит в игре обижаться друг на друга».

  1. Можно ли в игре обидеться навсегда, на всю жизнь? Кто считает, что такие случаи возможны?

17 детей – Да, возможны.

1 ребенок – Епифанова Варя ответила: «Не стоит обижаться в игре на всю жизнь. Это бессмысленно».

  1. Какие игры на улице вы играете?

Дети согласились, что это ролевые игры, что их можно отнести к подвижным играм, иногда к спортивным играм.

Названия ролевых игр, в которые играю дети:

«Белый медведь», «Клад», «Красные и белые», «Пчелки», «Акулы», «Скажи словечко», «Светофор», Медуза», «Салки-прилипалки», «Салки-приседалки», «Чайник кипит», «Циклоп», «Электрический монстр», «Краски».

Игры для работы с детьми в Группе продленного дня.

1.«КРУЖКА»

В основе игры лежит понятие о многополярности мира: любое явление мира обладает разными характеристиками с разных точек зрения. Все зависит от ракурса восприятия предмета.

Фабула – двое (или несколько) играющих описывают предмет, занимая разное положение по отношению к предмету.

2. «ДА- НЕТ – МОЖЕТ БЫТЬ».

Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Например:

- Нет прекраснее на земле существа, чем человек.

- Самое страшное на земле существо – человек.

- Главное в жизни иметь деньги.

- Счастливый глух к несчастью другого.

- Счастливые – самые добрые к окружающим.

Набор суждений может быть альтернативным или однозначным.

Пример из школьной жизни: «Если тебе кажется, что человек глуп, то надо прямо сказать об этом».

Мизансцена игры.

                 ДА                                               МОЖЕТ БЫТЬ                                  НЕТ

ИГРОКИ

                                                       ВЕДУЩИЙ

Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов человеческой жизни, но ни в коем случае не выявление «правильного» суждения.

3. «КАЛОШИ СЧАСТЬЯ».

Фабула игры – Фея Счастья сообщает Фее Печали, что у нее есть «калоши Счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея Печали возражает: надевший такие калоши обретет немедленное желание от них избавиться.

Мизансцена игры.

Карточки счастья.

                            Фея Счастья                                                             Фея Печали

Играющие

                 

                                          Ведущий

Ход игры: Ведущий предлагает выбрать карточки поочередно, прочитать, какое счастье досталось.

Фея Счастья объявляет все блага, Фея Печали – сколько несчастий и неприятностей падет на голову.

Играющий, выслушав аргументы принимает одну из сторон и переходит на сторону одной из дам Фей.

Содержание карточек:

- Станешь очень богатым.

- Тебя полюбит первая красавица мира.

- Тебе подарят собаку.

- Будешь самым сильным в мире.

- У тебя самая шикарная машина будет.

- Будешь директором школы.

Рефлексия – идея амбивалентности мира, сочетание противоречий в одном явлении, тесной связи счастья и несчастья, радости и неприятностей, удовольствия и огорчения, хорошего и плохого, положительного и отрицательного, инь – янь.

Ни в коем случае не делать никаких оценочных суждений по поводу выбора детьми того или иного царства Феи Счастья или Феи Печали. Его выбор определяется способностью разрешения противоречий. Таким образом, каждый является строителем своей судьбы.

4. «НА ТВОЕМ МЕСТЕ».

Методика – участники занятий поочередно сообщают о некоторой проблеме в своей жизни (проблема может быть надуманной и даже фантастической).

Игроки, слушатели высказывают ряд предложений по разрешению проблемы. Все вместе ищут выход.

Вначале это могут быть проблемы банальные, простые, позже – они могут быть социальными (терроризм, жестокость и т.д.).

                                                    5. «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА».

Волшебная страна – это образ того, о чем человек мечтает, к чему стремиться.

Игра выявляет совокупность типичных представлений о духовных ценностях, смысле жизни, способах жизнедеятельности, в связи с этим определить – как выстраивать свой путь.

Волшебная палочка, волшебная страна, волшебная музыка, можно нарисовать рисунки, сделать фильм.

Возвращаемся после слов: «Ваше время истекло…»

Возврат в реальность, рефлексия.

Вопросы: удалось ли увидеть желаемо, как чувствовали себя в волшебной стране, где побывали, что увидели.

Дети очень быстро делают вывод, что материальные ценности, материализованная мечта быстро исчерпывают себя, а мечта о духовных ценностях остается с тобой.

Задача педагогов и воспитателей.

Из всего сказанного можно сделать вывод. Так говорил М.Хейдинг. При правильной постановке руководства детскими играми они окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно

Милосердие и Память,

Честность и Внимание,

Трудолюбие и Воображение,

Интеллект и Фантазию,

Справедливость и Наблюдательность,

Язык и Реактивность.

Словом, все, что составляет богатство человеческой Личности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

обзор детских образовательных ресурсов

обзор детских образовательных ресурсов...

Внеурочное занятие "Коми старинные детские игры"

Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования  является  одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занят...

"Роль игрушки в детской игре"

Консультация для родителей: "Роль игрушки в детской игре"...

Конспект урока по окружающему миру - детские игры. школа здоровья, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему ДЕТСКИЕ ИГРЫ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ для 3 класса...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Детские игры - школа здоровья"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...