Управление процессом формирования УУД в учебной деятельности.
статья ( класс) на тему

Пимкина Татьяна Михайловна

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление процессом формирования УУД в учебной деятельности.

          Согласно Федеральным Государственным Стандартам второго поколения приоритетом образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, а также формирование общеучебных, т.е. универсальных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

          

           Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90-х годов прошлого века. Во-первых, они более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является их более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к  словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 10-15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры.  Как следствие - приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

            В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила,  но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями,  не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Поэтому задача учителя современной школы - максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

В чем заключается в настоящее время задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ    (учить СЕБЯ).                

Сегодня заявлен запрос на Личность, которая должна обладать целым набором качеств, таких как:

-самостоятельность в принятии решений и выборе;

-умение отвечать за свои решения;

-способность нести ответственность за себя и за близких;

-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;

-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.

          Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

          Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и компетенций, способности к самообразованию и сотрудничеству. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», как сказано в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие».

          Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий (УУД).  Для решения проблемы, обозначенной в теме нашего педсовета, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Важно понять, что такое УУД?
  • Что дают УУД?
  • Где и когда мы можем формировать УУД?
  • Как формировать УУД?

        УУД – это обобщенные учебные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Синонимы – общеучебные умения

                      общепознавательное действие

                      общие способы деятельности.

                     

        Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

1)  носят надпредметный, метапредметный характер;

2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

          Выделяют 3 группы УУД: личностные, предметные и метапредметные. Последние (метапредметные) делятся на регулятивные, коммуникативные и познавательные.

          В обобщенном виде это можно представить так:

Личностные результаты

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Теперь охарактеризую каждую группу УУД подробнее.

Личностные УУД:

  • Осознание смысл учения и понимание личную ответственность за будущий результат;
  • Умение делать нравственный выбор;
  • Способность к волевому усилию;
  • Сформированность учебной мотивации;
  • Умение адекватно реагировать на трудности и не боять сделать ошибку

Регулятивные УУД:

  • Умение составлять план действий;
  • осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
  • Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • Ученик способен к волевому усилию;
  • У ученика развита рефлексия;
  • Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
  • У ученика сформирован внутренний план и последовательности действий;

Коммуникативные УУД:

  • Ученик умеет составлять план действий;
  • Ученик умеет договариваться несиловыми методами;
  • Ученик умеет вступать в диалог;
  • Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
  • Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;
  • Ученик может отслеживать действия партнера;
  • Ребенок умеет слушать и слышать;
  • Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
  • Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Познавательные УУД

  • Ребенок умеет слушать и слышать;
  • Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
  • Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;
  • Может создавать устные и письменные высказывания;
  • Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
  • Ребенок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  • Ребенок может проанализировать ход и способ действий;
  • У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;
  • Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Предлагаю сейчас сразу отрефлексировать ту информацию, которая была представлена на примере просмотра мультфильма и его анализа с позиций формирования УУД.

Мультфильм

(Обсуждение)

Что дают универсальные учебные действия?

1) обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

2) создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

3) обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

           Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества.

           Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями.

Где и когда можно формировать УУД?

           В урочной и во внеурочной деятельности на любом школьном уроке, на любом этапе урока.

           

           Что необходимо для формирования УУД?

Пять слагаемых для успешного формирования и развития   УУД:

  1. Педагогическая компетентность учителя: знание и использование современных образовательных технологий, выбор УМК.
  2. Владение информацией о возрастных и психических особенностях детей.
  3. Нормативно-правовая база (знание требований Стандарта, планируемых результатов образования).
  4. Создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.
  5. САМО…….

     САМО………

     САМО………..

 

          Основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС остаётся урок.  «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков» (Ю.А. Конаржевский).

           Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностном подходе, который связан не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации учебной деятельности детей.

В деятельностном подходе процесс учения - это процесс деятельности ученика. Таким образом, основное различие традиционного и деятельностного подходов заключается в двух принципиально разных путях получения образования. Для первого пути характерна активность учителя, для второго – активность ученика.

            Если уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то они ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников.

Педагог, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Для успешной реализации процесса  формирования УУД необходимо применять различные формы проведения уроков.

           Должна увеличиться доля таких уроков, как 

  • урок – исследование          
  • урок на основе групповой технологии             
  • уроки дифференцированного обучения            
  • урок-тренинг
  • урок-практикум
  • проблемные уроки и др.

       

       Меняется роль учителя, он теперь выступает в роли наставника или как

модно сейчас говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен  быть  готов  к  изменению  и  корректировке  плана  в процессе  урока.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения, таких как:

  • не  делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
  • используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
  • при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
  • самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Такие уроки, на наш взгляд, имеют ряд преимуществ:

  • ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка,
  • способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;  
  • создают условия для самовыражения;
  • способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;
  •   создают психологический комфорт.

 Как сформировать универсальные учебные действия?

 Прежде всего, надо учитывать принципы педагогической работы. Они представлены на слайде.

Пять основных принципов педагогической техники: 

  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
  • Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  • Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности обучения.

          Деятельность учителя по формированию УУД в двух словах не описать. Приёмы работы представлены в папке «ПЕДСОВЕТ по УУД» в папке «Учительская». Там же вы сможете найти основные моменты по организации урока деятельностного типа с позиции формирования УУД, другие материалы по нашему педсовету.

         

           Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, которая осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития ребёнка.

 2. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 3. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

 4. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.

         

Завершить свое выступление я хочу словами великого ученого Альберта Эйнштейна:

 «Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили».  В современных условиях задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы управления процессами формирования и использования кадрового потенциала учреждения

Проводимые в России реформы экономической системы и преобразования в сфере собственности и методах хозяйствования, ликвидация единой системы планирования и ценообр...

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.

В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...

Управление процессом формирования УУД в учебной деятельности.

Выступление на педагогическом совете школы...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...