«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
статья на тему

Как формировать УУД в условиях ФГОС. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»

 Управлять - значит вести других к успеху

« С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он  и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков». 

                                                                                     Ю.А. Конаржевский

        

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.  В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от «знаниевой» парадигмы образования  к «компетентностной».

Основными результатами  начального образования являются:

- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной  саморегуляции.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания -  формирование универсальных учебных действий (УУД).  Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация»

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Формируемые планируемые результаты

Что будем делать с этим упражнением?

Читать текст

Обсуждение

Вставить буквы

Анализировать информацию

Регулятивные (целеполагание)

Познавательные (анализ)

Как мы будем это делать?

Читать

Обсуждать

Объяснять

Писать

Подчеркивать

(т.о. составляем план действий)

Регулятивные (планирование действий)

Познавательные (выбирать информацию)

Направляет, сопровождает

Выполняют действия

Предметные умения

Зачем мы это делаем?

Закрепление и повторение

Регулятивные

Предметные умения

Готовит образец

(экран, доска с образцом ответа,

Калька

Эл. Учебник

Упражнение, набранное на компьютере

Вебкамера

Фото с помощью телефона

Самопроверка

Взаимопроверка (работа над ошибками с зеленой пастой)

Познавательные (анализ)

Коммуникативные (умение отстаивать свою точку зрения)

Дает критерии оценки

Самооценка

(взаимооценки в начальной школе нет)

регулятивные

Пполучилось или нет выполнить задание? Почему? Похвали себя.

Что надо сделать, чтобы получилось?

саморефлексия

Личностные (отношение к себе)

На работу над 1 упражнением отводится 12-15 минут.

При таком подходе (деятельностной технологии) этап закрепления отсутствует.

«Карта достижений»

- позволяет обозначить и осознать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете

- строить предположения о возможных дальнейших продвижениях

Для управления формированием УУД необходимо использовать различные типы сотрудничества:

- учебное сотрудничество  (коммуникативные ууд)

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием работы
  • Обмен способами действия
  • Рефлексия Взаимопонимание
  • Общение
  • Планирование общих способов работы

- совместная деятельность (личностные, регулятивные ууд):

  • Совместная постановка целей работы
  • Совместное определение способов выполнения работы
  • перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы

- разновозрастное сотрудничество (коммуникативные ууд):

  • работа с позиции учителя по отношению к другому

- дискуссия (личностные, регулятивные ууд):

  • формирование собственной точки зрения
  • координация разных точек зрения

- учебное доказательство (познавательные, коммуникативные ууд):

  • выдвижение утверждения
  • предоставление аргументов
  • вывод умозаключений

Педагог, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки носят  чаще интегрированный характер

Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. 

Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Это уроки окружающего мира – «Природные зоны нашей страны» (4 класс), «Полезные ископаемые» (3 класс). На основе плана обучающиеся в группах или в парах исследовали и презентовали результаты в конце урока.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; в парах.

Взаимодействуя в паре, учатся решать совместную задачу:

- договариваются об очередности, способах и последовательности выполнения заданий

- получают совместный результат

Вместе оценивают и отвечают за правильность.

Формируются деловые отношения, умение презентовать себя.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Более сложная форма взаимодействия, учатся:

- договариться о способах, последовательности и очередности выполнения заданий

- ориентироваться на получение совместного результата, который зависит от каждого члена группы

Оценивать результат, сравнивая его с поставленной задачей

- выражать свое эмоциональное отношение к процессу выполнения задания.

Это уроки литературного чтения.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний.

Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Это отдельные этапы на уроках математики и русского языка, когда необходима помощь отдельным обучающимся со стороны учителя или консультантов.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. 

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной технологии – для конкретного учащегося.

Это уроки закрепления определенных тем по математике или русскому языку, когда помощь учителя может выражаться в ответах на несколько отдельных вопросов, когда самоконтроль правильности выполнения задания осуществляют дети (записывают свои ответы на доске и определяют верные, доказывая это)  

Формирование УУД   также происходит и во внеурочной деятельности младших школьников

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению. И на выходе из начальной школы у нас должен  получиться вот такой   выпускник начальной школы.

Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Доклад подготовила Фолимонова Л.В., учитель начальных классов МБОУ Мешковской СОШ.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС

Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Окружающий нас мир меняется в быстром темпе. Для того чтобы почувствовать поразительный темп изменений, вдумаемся в следующие факты:– в середине первого десятилетия XXI века в год производилось ...