Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий
материал (2 класс) по теме

Карнаухова Екатерина Дмитриевна

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.

Стандарты 2 поколения.

Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.

Современные педтехнологии используемые на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

347789 Ростовская область  Веселовский район

 п. Средний Маныч. Ул. Просвещения, 22а ( 8-863-58- 69-4-43).

 

Обобщение опыта:  «Формирование и развитие универсальных учебных действий                         в условиях реализации ФГОС                          с использованием современных педагогических технологий»

               

Учителя начальных классов:

Карнауховой Екатерины      Дмитриевны

п.Средний Маныч 2013

Карнаухова Екатерина Дмитриевна

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬГОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Образование: среднее специальное РВПУ №1

 (Колледж)1997 г.

Стаж работы в данном образовательном учреждении: 21 год

Квалификационная категория: первая

Класс, в котором работает учитель :3 класс

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».

 А. Дистервег

Так сложилась моя жизнь что, получив диплом учителя начальных классов, я вынуждена была на время перейти в основную школу. Только в 2010 году, когда мне представилась возможность снова вернуться к работе с младшими школьниками, я с удовольствием окунулась в этот многоголосый, разноцветный, увлекательный  мир – «начальная школа». К своему удивлению обнаружила, что за 15 лет в нем произошли такие изменения, что надо учиться заново.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.  

          В начальном образовании начался процесс внедрения ФГОС Начального Общего Образования. Изучив материалы Стандарта, я поняла, что одним из важнейших его направлений является формирование  и развитие универсальных учебных действий у младших школьников. Ведь действительно, перемены, происходящие в современном обществе, требуют учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы учащихся, их умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Поэтому  необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности.

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России работают по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

      Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", надо  понять, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?", "Как мне этому научиться?"  и "Зачем мне этому учиться?"

      Я считаю, что основная моя цель  – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. 

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. В моей практике , самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем, теперь очень важно не только обучение но и воспитание.

Великий Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать».  Поэтому, занимаясь с детьми в группе предшкольного образования чтобы оценить степень готовности моих будущих учеников к новой для них учебной деятельности, я  на подготовительном  этапе, провела мониторинг.

Хочу предложить вашему вниманию  результаты, полученные в ходе  мониторинга.

Какую ценность ставят на 1 место дошкольники?

     У подавляющего большинства  на первое место вышла «семья» и «жизнь» (49%), Вот как дети  аргументировали свой выбор: «Родители меня любят»; «Семья, потому что мы все вместе, нам хорошо»; «Мне все покупают»; «У меня самая добрая мама». (Приложение 1)

     Особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст. Значимость его трудно переоценить, так как именно в семье в это время закладываются духовно – нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.

     Что ценят дети в семье? Внимание друг к другу, любовь (35 %), доброту (20 %), Следует отметить, что на выбор ценностей младшим школьником в первую очередь влияет мнение взрослого (семьи, учителя), их собственный социальный опыт, примеры из фильмов, литературы, телепередач, мнение и выбор друзей. Каким будет этот опыт, эти примеры? Зависит от нас взрослых. (Приложение 1)

     «К кому чаще обращаются за советом, помощью наши ученики?»- «к маме» ответили 52% детей, «к папе» - 21 %, «к бабушке» -15 %.  То есть, на первое место в младшем школьном возрасте они все – таки ставят родителей, поэтому роль семьи в жизни ребенка очень велика. (Приложение 1) А это в свою очередь значит что мы, – уважаемые коллеги, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей, используя различные формы собрания в форме семинаров, диспутов, совместные праздники в форме игры. На нас ложится огромная ответственность – помощь в воспитании ребенка родителями.

     В 2011 году ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети, которые не посещали дошкольное учреждение. Из всех  учащихся только  трое  были на среднем уровне развития. Половина ниже среднего уровня  трое имели явное отставание в развитии.

   Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

         Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.  В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Что же такое "универсальные учебные действия"? Кратко - Умение учиться,  Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

     Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин.  Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;2)регулятивные; 3)познавательные; 4) коммуникативные.

    Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
   
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса.  Привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому  уроки поэзии, где рядом  два вида искусства- стихи и музыка интегрированные.

     Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

     Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.  Например, на уроках математики в своей работе использую, комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Цифры пишутся черным цветом на синем (единицы), на желтом (десятки), на красном (сотни). Наложением карточек можно образовывать любые числа, раскладывать на разрядные слагаемые. Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете.  Идея использования данных пособий позволяет учащимся моделировать свои действия.

      Уверенна, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умение слушать и вступать в диалог. Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. Уроки технологии, литературного чтения, Доно ведения и окружающего мира провожу по технологии "Педагогические мастерские в практике начальной школы", которая основана на работе детей по группам, адоптирую «кейс технологию». Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.  Например, уроки Доно ведения по теме «Мир животных»,  окружающего мира по теме "Жизнь животных" проводится в форме пресс – конференции, уроки окружающего мира,  Доно ведения  - часто интегрированные.   Представленное занятие  было интегрированным (история, музыка, технология и другие.) Ставилась и решалась задача формирования национальной культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, национальную и личностную ориентированность

    Работу в группах  в первом классе я начала с выработки основных правил.

 Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.  Эти правила ребята видят каждый день в уголке
        Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).

         «Сегодня» наших детей—  это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать извлекать нужную информацию необходимо, и помощником в этом должен стать взрослый человек - родитель или учитель. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Таким образом, достигаются личностные и  метапредметные результаты образовательного процесса.

     Вот несколько примеров.  Ко мне в 1 класс пришла девочка: старательная, опрятная, способная, ответственная. Но очень замкнутая, стеснительная. Причем эту замкнутость усугублял ярко выраженный национальный  барьер. При ответе голос дрожит, дыхание перехватывает. Чаще всего отметка 3, хотя по способностям может больше. На протяжении всего периода обучения я старалась включать ее в групповые формы работы. На сегодняшний день девочка свободно общается со сверстниками, добровольно готовит дополнительный материал к урокам и свободно рассказывает одноклассникам, высказывает свое мнение, имеет много подруг. И, как следствие этого, практически отсутствует национальный  барьер,  1 и 2  четверть 2- ого класс закончила на «хорошо» и «отлично». На переменах мои ученики всегда заняты делом. Последнее время замечаю: самые активные ученики класса самостоятельно составляют кроссворды, ребусы, задачи, вопросы к конкурсам по различным предметам. Победителям вручают грамоты, сделанные своими руками. В эту работу активно включаются и остальные одноклассники. Каждый может высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. На уроках окружающего мира, доноведения и литературного чтения дети готовят много дополнительного материала по теме, причем абсолютно добровольно. У значительного большинства детей класса присутствует интерес к учебе, развита мотивация – а это залог будущих успехов. Таким образом, формирование УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

    Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия? Для себя я обозначила ряд действий способствующих развитию УУД.

Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия учащихся.

1. Учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями

 Состояние здоровья детей.              Уровень развития речи

Успеваемость по основным предметам

Умение слушать и слышать учителя задавать вопросы

Навыки общения со сверстниками

Умение контролировать свои действия на уроке

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

8. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

9. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

10. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

11. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

     Необходимо формировать универсальные учебные действия  в начальной школе.  Живя в динамичном мире, я часто вынуждена за считанные секунды решать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должна делать это без спешки и помнить, что я ответственна за его судьбу.  Течет время. Что несет оно моим сегодняшним ученикам? Что ждет их на дороге жизни? Сказать трудно, да и не стоит, наверное, гадать. Я верю, что, кем бы ни стали мои ученики, они будут добрыми, надежными людьми.  «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил Василий Александрович Сухомлинский.

Обучая детей планированию работы на уроке, с первого класса определяем последовательность нашей работы. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом,  только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся.

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа  включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе провела несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно». Познакомила ребят с основными правилами работы в паре.

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

Опыт первых лет внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла  поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала.

         «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ   Френсис Бэкон. Время затрагивает                 все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.
Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.
Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. 
Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможности учителю  и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с первоклассниками. 
Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника, теперь учитель наставник, тьютер.

     На данный момент разработаны рабочие программы по предметам на 3 года обучения. А также разработаны программы внеурочной деятельности. Составлено календарно-тематическое планирование с учетом планируемых результатов и УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Безусловно, ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни. Но существенное место занимают как формирование предметных, так и метапредметных результатов. Одним из факторов повышения качества обученности является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы . В кабинете  свое автоматизированное рабочее  место, которое включает в себя: интерактивную доску, мультимедийный проектор, персональный компьютер. Работаю по развивающей программе «Школа 21 века». Данная программа адаптирована  для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, так как в основе лежит развивающее личностно-ориентированное обучение. Главное преимущество программы «Школа 21 века» заключается в непрерывности образования. Она разработана для дошкольного образования, начальной и основной, старшей школы. Результаты мониторинга позволили выявить степень достижения базового уровня,  в 1 и 2 классе который показал сформированность учебных действий по всем предметам.( Приложение 3)

Сегодня, с уверенностью можно сказать, что я преодолела этот сложный период перехода на ФГОС второго поколения. Проблем много, особо хочу остановиться на трудностях при разработках учебных программ, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. 
Подводя итог работы  в условиях  внедрения ФГОС считаю, что все же  было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

      Педагогическая  инициатива учителя начальных классов Карнауховой Екатерины Дмитриевны.

                                                              Какими бы ни были годы и власти,

                                                             С каких направлений ни дули б ветра –

                                                             Пусть детство купается в розовом счастье,

                                                             В настоях заботы, любви и добра.

                                                                                                                Зинаида Баева.

       «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома. Это главное в работе учителя.

     Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Я считаю, что формирование  личности, способной самосовершенствоваться, самореализовываться в быстроизменяющемся социуме через предоставление ей свободного выбора, через создание условий, обеспечивающих возможность формирования и развития у учащихся универсальных учебных действий, возможно только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность.

         Из всех показателей оценки школы  главным следует считать самочувствие в ней ученика. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку. Ученик - основной объект заботы учителя. Воспитание без уважения - подавление. Это мой образ мышления.  Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я».

Учитель начальных классов - это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. Душевные богатства учащихся начальных классов множатся через душевное богатство учителя, так как дети данной возрастной группы во всем стремятся подражать и копировать своего учителя. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляется в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь.

        Главное качество учителя начальной школы - это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело учителя - целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.  Всякий ребенок от природы талантлив, и первая задача моя - помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, экскурсии, прогулки, диспуты, занятия творчеством. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учеба была им в радость, нужно, чтобы они все время, каждый день получали и создавали что-то новое, при этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учится вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Из урока в урок я убеждаю ребят, что учеба-это их главный и очень серьезный труд, что их хорошая учеба нужна им самим, маме, папе, бабушке, учительнице, а главное - Родине. Учу ценить учебное время, воспитываю в детях желание помочь товарищу. Вместе с детьми искренне радуюсь хорошим ответам и успехам каждого и огорчаюсь за промахи и неудачи, А дети это чувствуют и стараются работать с душой.

В моем понимании учитель - человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство их занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер... Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьей - одна из главных задач школы, классных руководителей.  Активно привлекаю родителей своих учеников к участию во всех классных мероприятиях. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только папы и мамы, но и бабушки, сестренки и братишки учеников.

       Главная задача учителя начальных классов в современных условиях - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.  

        Для решения данной задачи современный учитель начальных классов должен:

     - помочь ребенку поставить перед собой цель и овладеть способами ее   достижения, не забывая при этом о нравственности;

    - помочь ребенку стать творцом;

    - дать навыки саморегуляции, где ребенку недостаточно быть исполнителем, а необходимо принимать на себя роль субъекта своей деятельности;

    - дать ребенку средство защиты, восстановления личностной гармонии, физического и психологического стимулирования.

       Велика роль учителя начальных классов в развитии и становлении личности школьника. С одной стороны, он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждет от него ребенок, т.е. обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием в педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жизненные ценности                         ЧТО ЦЕНЯТ ДЕТИ В СЕМЬЕ?

К кому чаще обращаются  за советом, за помощью  наши ученики?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уровень развития   учащихся  на момент

 зачисления в 1 класс

Диагностическое обследование

учащихся 1 класса

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уровень обученности  учащихся 1 класса

Уровень обученности  учащихся 2 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке из опыта работы в начальных классах

Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках развития речи в начальной школе является одной из основных вопросов современной педагогики. УУД создают возможность самос...