Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.
статья ( класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klimova.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ.

Автор  Климова Е. А.

В данной статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися младшего школьного возраста. Даётся характеристика терминов «одаренные дети» и «детская одаренность», их существенная разница. Предлагаются различные виды проектов, над которыми могут работать младшие школьники.

«  Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утверждена президентом 03.04.2012г. Этот документ  определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления её функционирования.

        Поэтому мы можем сказать, что реализация креативного потенциала личности является не только насущной потребностью сегодняшнего дня, даже назвать социальным заказом современности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Мы должны готовить детей быть конкурентоспособными, бороться за себя, реализовывать свои идеи.

 Прежде чем говорить о детской одарённости надо четко представить,что мы имеем в виду: в современной психологии на основе слова «одаренность» созданы и активно используются два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается  группа детей, опережающих сверстников в развитии. «Детская одаренность», напротив, не предполагает какого то отбора, а указывает на то, что каждый ребенок  имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень развития этого дара может существенно различаться. Причем диапазон этих различий очень велик: от крайних пределов умственной отсталости до высокой степени одаренности.

В соответствии с этим пониманием в психологии, а вслед за ней и в теории образования возникает две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:

• разработка психологических основ и создание системы развития и обучения одаренных и талантливых детей;

. • разработка психологических основ и практических мер,

 направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в

сфере образования.

Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории то каждая из них, в соответствие с логикой системного подхода, делится на четыре относительно самостоятельных направления:

1)концепция одаренности; 2)диагностика одаренности; 3)прогнозирование развития; 4)концепция развития в сфере образования.

 Рассматривая данные направления несложно заметить, что каждая последующая проблема не может быть решена без предыдущей. Поэтому большая часть исследователей трактует взаимную связь между ним. Также четко надо различать технологию проектной и исследовательской деятельности школьников. Проект - (буквально «брошенный вперёд»)-прототип, прообраз какого-либо объекта или вида, а проектирование- процесс создания проекта. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.   Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность успешно сочетается с проектной. Возникает                                              вопрос: «Как проектирование и исследование влияет на развитие одарённости у детей?» .

Для  активизации процесса обучения, придания ему творческого, исследовательского  характера, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познаватель-ной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с одаренными детьми.

Замечательный психолог К.Г. Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том, что эти плоды «висят на тех ветвях, которые легко обламываются». Развитие детской одаренности обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения.

Для педагога-практика это осознается вполне конкретно. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал К. Юнг. В чём причина? Именно поэтому исследователи все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

        Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка младшего школьного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В более старшем возрасте она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов. Широта интересов, качественное своеобразие и степень устойчивости исследовательской активности ребенка определяют меру его индивидуального творческого освоения и постижения мира.

          Наиболее полно и последовательно эта идея разработана в концепции творческой одаренности, предложенной А.М. Матюшкиным. В этой концепции исследовательская активность ребенка рассматривается в качестве важнейшей предпосылки развития как общей, так и специальной одаренности. Исследования, выполненные в русле этой концеп-ции, позволили изучить становление еще одной важной характеристики одаренного ребенка, имеющей большое значение в дальнейшем развитии его одаренности. Эта важнейшая личностная характеристика - исследовательская позиция - возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Что же представляет собой эта характеристика? Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка, подростка или юноши к познанию окружающего мира — отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания. На протяжении школьного детства большое значение отводится ее проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

- в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка, в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

- в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения  цели, разгадки «тайн мироздания»;

- в предпочтении самостоятельных продуктивных способов познания.

         В связи с этим становятся актуальными вопросы: каковы же особенности развития исследовательской позиции у детей и подростков? Какой возрастной период является наиболее значимым с точки зрения становления исследовательской позиции? Какие условия способствуют или препятствуют ее становлению?

Как развивается исследовательская позиция у школьников?

Изучение исследовательской позиции у детей позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой мотивационно - личностной особенности. Наиболее же ярко это различие обнаруживается в показателе настойчивости в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Важно отметить и значение индивидуальных различий по уровню развития исследовательских позиций у одаренных школьников. Часто мы сами замечаем, что одаренные дети, которые к 7-8 годам превосходят своих одаренных же сверстников по уровню выраженности исследовательской позиции, обнаруживают и более высокие уровни творческой активности и творческих достижений к концу обучения в школе. Кроме того, они имели и некоторое преимущество в показателях интеллектуального развития даже в тех случаях, когда в7-8 летнем возрасте они по этим же показателям несколько уступали своим одаренным сверстникам. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является одним из важнейших условий его дальнейшего творческого развития.

         Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

• развитие познавательных умений и навыков учащихся;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• умение самостоятельно конструировать свои знания;

• умение интегрировать знания из различных областей наук;

• умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индиви-дуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача  личностно- ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

• наличие проблемы  и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельную деятельность ученика;

• структурирование содержательной части проекта с указанием результатов поэтапно;

• использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

•уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

        Но наши с вами дети - учащиеся начальной школы, и мы с вами понимаем, чтобы выполнить такой объём работы мы должны перестать быть просто учителем начальных классов, мы  становимся педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

• энтузиаста (повышаем мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их;

• специалиста (должны обладать знаниями и умениями в нескольких областях);

• консультанта (организуем доступ к информационным ресурсам);

• руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»;

• координатора всего группового процесса; эксперта (даем четкий анализ результатов выполненного проекта).

        В настоящее время проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Темы проектов могут быть взяты из школьной программы, или создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности.

         При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их, приобретая новые знания, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели..

         Проектная деятельность требует от учителя: создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.

          Для учителей начальной школы немаловажен вопрос самостоятельности ученика

в создании проекта. Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе (если работа групповая).

           В проектной деятельности детей развиваются важнейшие обще учебные умения:

- Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой не хватает знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не достающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, т.д.); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе решении общих задач, делового партнерского общения.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие),

принимать решения и прогнозировать последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).

6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Выбор формы продукта  проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Выходы проектной деятельности могут быть самыми разными: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.    Учебные исследования с младшими школьниками могут рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Эту технологию можно использовать не только во внеурочной работе, но и в процессе основных учебных занятий. Результативными являются как кратковременные, так и долговременные исследования детей. Рассмотрим методику кратковременных исследований, которые назвали экспресс - исследованиями.

         Экспресс – исследования.

      Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть её сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, мы часто используем этот вид работы на уроках окружающего мира, когда дети рассказывают о сезонных изменениях в своей местности и т.п. На уроках изобразительного искусства и технологии мы строим мини-проекты, которые выполняем в ходе 1-2 уроков. На этих уроках мы можем наблюдать уже и продукт своего проекта.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Школа будущего», «Животный мир Луны», и др.

Теоретические экспресс - исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно «привязать» ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Его можно проводить в виде симпозиумов и конференций. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Этот вид исследовательской работы можно использовать при подготовке классных часов. Я в своём классе организовала эту работу по группам (группы-звёздочки со сменным составом). Тему классного часа познавательного характера предлагает звёздочка, распределяем кто за подбор какого материала отвечает, идёт подготовка. Учитель только консультант. Также есть консультанты из числа родителей. Во время классного часа, чтобы обсуждение не затягивалось и не уходило в непродуктивное русло, каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.

        Долговременные исследования

Эта работа проводится в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта - несколько месяцев.

Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

• предлагает возможные варианты решения;

• собирает материал;

• делает обобщения;

• готовит проект (доклад, макет и др.);

• защищает проект.

     Работа учителя над развитием детской одаренности – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Прежде всего, он требует от учителей хороших знаний в области психологии, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и нашей сильной стороной.

Литература:

1.Авторы-составители М.Ю.Шатилова, Н.И.Селезнёва и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград. Издательство «Учитель»,2010.

2.В.Ю.Дукельский. Культурный проект: от замысла к реализации. Музей будущего: информационный менеджмент. М., прогресс-традиция,2001.

3.С.Э.Зуев. Социально-культурное проектирование. Ижевск. ТЦ «Альтернатива», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

Развитие детской одарённости в условиях общеобразовательной школы

Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, результативность. Из опыта работы....

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО

Статья «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО» посвящена актуальной в отечественной педагогике проблеме – организации образовательной деятельност...

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

Проектное обучение является наиболее эффективным подходом для формирования инженерного мышления обучающихся. Обобщение опыта по данной теме....

Развитие детской одарённости через организацию учебной деятельности.

В данной статье описывается опыт работы с одарёнными детьми....