Развитие детской одарённости через организацию учебной деятельности.
статья на тему

Юркина Лариса Михайловна

В данной статье описывается опыт работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost_yurkina.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Юркина Л.М.,

                                                                                                     учитель начальных классов.

             Развитие детской одарённости через организацию учебной деятельности.

                 

               Современному обществу необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемных ситуаций. Поэтому общество  переосмысливает социальный заказ школе,  изменяет цели и задачи обучения  школьного образования.                       ФГОС предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  •  учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
  •  обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

    Опыт современного образования показывает, что  между детьми существуют различия. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

     Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его можно называть одарённым.

     Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии или развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и т.д.).

     Поэтому, выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования, одним из важнейших аспектов деятельности школы,  а значит и каждого учителя.

    В своей работе с одарёнными детьми педагоги решают следующие задачи:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных олимпиадах, творческих выставках, различных конкурсах.

   В работе с одарёнными детьми  необходимо опираться на следующие принципы:

  • принцип опережающего обучения;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • возрастание роли внеурочной деятельности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи.

    У учителей начальной школы МАОУ  «Гимназия №1» г. Сыктывкара накоплен определенный опыт работы с детьми, имеющими признаки одарённости. Ведь именно в гимназии существуют благоприятные условия для работы с одарёнными детьми. Более 14-и лет педагогические работники гимназии  реализуют основные  направления комплексно-целевой программы  «Одаренный ребёнок», в начальном звене работа строится в соответствии с программой «Зажги звезду». Педагоги в своей работе используют различные формы и строят работу по определённому алгоритму:

1.  Выявление детей, обладающих незаурядными  способностями, через:

  • наблюдение; изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
  • общение с родителями;
  • работу с психологом: тестирование, анкетирование, беседы;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования.

    Для выявления повышенных способностей ребенка используются различные методы и методики.

    При этом в диагностике одарённости участвуют и психолог, и педагоги, и родители, и сами  дети.

     2. Обучение  школьников по  развивающей  системе УМК «Школа 2100» дает возможность развивать личность каждого ученика в зависимости от его стартового уровня.

     Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Развитие одарённости на уроке проходит через индивидуальный подход, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока.

    Учитель на уроке использует  постановку проблемы, наличие сравнений, анализа, обобщений. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, диалоги.

     3. Использование современных технологий и методов позволяет учителю добиваться большей эффективности в развитии школьников. В рамках системно-деятельностного подхода можно выделить следующие образовательные технологии:

- технология деятельностного метода,

- технология проблемного диалога,

- технология критического мышления,

- проектная технология,

- здоровьесберегающие технологии и др.

      Ежеурочное проведение упражнений для развития внимания и слуховой памяти,  мозговой   гимнастики – упражнений для головы и глаз способствует сохранению здоровья и повышению работоспособности.

     4. Проектную деятельность учителя организуют как на уроках, так и   во   внеурочной деятельности.

    Во многих  классах  сложилась традиция – каждую четверть проводить предметные олимпиады. В течение четверти   проходит подготовительная работа по методу проектной деятельности. Объявляется конкурс на самые интересные задания. Ученики осуществляют поиск заданий, затем красочно их оформляют и помещают на стенд. Задания решаются и самостоятельно, и коллективно на внеклассных занятиях. Затем, после обсуждения проходят награждения по различным номинациям.

     Аналогичная работа проводится и при подготовке учащихся к интеллектуальному  марафону, российским предметным  конкурсам.

      5. Метод исследования – это один из возможных методов работы с   одаренными детьми.
  Целью организации исследовательской деятельности одаренных учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности.

   Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами.
Результаты своих исследований ребята представляют через:

- презентации, которые составляют и с родителями, и самостоятельно,

- выступления для одноклассников, доклады с целью сообщения новых знаний,

- рефераты, выставку достижений,

- на конференции «Лучик», где  учащиеся начальных классов  представляют краткий доклад о проделанной  исследовательской работе и отвечают на вопросы аудитории.

    6. Проведение конкурсов на лучшее чтение стихотворений (авторских и собственного сочинения), конкурсов на лучший рисунок, на лучший плакат, на лучшую поделку, сочинение  увлекают детей, повышают интерес к предмету, развивая творческие способности детей.

       7. Предметные занятия через дополнительные образовательные услуги  «Умники и умницы», «Развитие речи», «Краеведение», «Информатика» , посещение предметных и творческих кружков по способностям, способствуют развитию любознательности,  сообразительности, смекалки и интереса к предметам.

     8. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам, участие в олимпиадах и конкурса различного уровня  оказывают эффективное влияние на развитие ребёнка.

              9. Использование современных ИКТ (интернет, медиатека, компьютерные   игры, электронная энциклопедия) – позволяет сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы, более гибко изменять содержание занятий, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией.

              10. Создание детских портфолио способствует выявлению и развитию индивидуальных  способностей ребёнка через создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, через формирование установки  на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста, через развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию, через приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности.

    11. Развитие интеллектуальных, эстетических, музыкальных и спортивных способностей обязательно должно проходить и в учреждениях дополнительного образования.

Результативность  работы с одарёнными детьми:

     Ребята принимают активное участие в классных предметных и других конкурсах, олимпиадах различного уровня. Дети  сами предлагают и организовывают  конкурсы, подводят итоги. Среди учащихся каждого класса есть  победители школьных, районных, городских олимпиад и конкурсов, заочных конкурсов российского уровня. Большинство   учащихся занимаются в кружках школы и в учреждениях дополнительного образования.

    Ожидаемые результаты:

- совершенствование системы работы с одаренными детьми;

- создание механизма выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми;

- увеличение количества одаренных детей.

    В заключение хочется отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы организации учебной деятельности одарённых детей

презентация даёт краткое представление о работе с одарёнными детьми в учебной деятельности...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.

В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"

          Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цел...

Формирование коммуникативных УУД через организацию учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развитьс...