Принципы развития креативного мышления при обучении в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья о развитии креативного мышления  (и его необходимости) при обучении в начльной школе. Помимо теоретической части, даны практические рекомендации применимые для достижения указанной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы развития креативного мышления на уроках в начальной школе.

Глобальная стандартизация, которую мы не всегда замечаем в обычной жизни, прочно держит нас в своих рамках большую часть времени. Люди всё более склонны соответствовать определённым поведенческим моделям, которые активно (но ненавязчиво) входят в нашу жизнь при помощи ТВ, кино, литературы, и конечно же, социальных сетей. Интернет позволяет найти алгоритм решения многих задач и по сути отучает от самостоятельного мышления. Всё это приводит к мнимому ощущению нахождения в так называемой «зоне комфорта». Согласно исследованиям учёных, большинство людей имеют весьма предсказуемый ассоциативный ряд. Например, при слове отпуск мы чаще всего представляем себе пляж у моря или садовый участок (в зависимости от возрастных особенностей). Свадьба – это белое платье и черная машина представительского класса. В результате, при нестандартной ситуации человек не найдя привычной модели поведения рискует оказаться в безвыходном положении. Например, при отсутствии достаточных материальных средств поездка к морю невозможна, и отпуск проходит перед телевизором. Хотя при нахождении нестандартного решения можно отдохнуть весьма разнообразно и увлекательно. Но для этого необходимо обладать некими навыками, которые полностью атрофируются по вышеперечисленным причинам. Дети, в свою очередь, более подвержены этой опасности, так как абсолютно ограничены в поисках самостоятельных решений. Это абсолютно оправдано по многим причинам, в том числе и из соображений безопасности. Вне школы за них всё решают родители или опекуны. Приходя в учебное заведение, ребёнок приучается жить по стандарту. Расписание уроков, чёткие алгоритмы течения занятий – всё это не способствует развитию креативного мышления. Как же без риска научить быть креативным? Ответ один. Создать искусственную среду для развития креативного мышления.

Самое время определиться с терминологией. Под креативным мышлением в данной статье подразумевается умение находить нестандартное или более выгодное решение в той или иной ситуации. Данный навык, безусловно, можно отнести к прикладным умениям. В недавнем прошлом, определённую часть таких решений называли рационализаторскими. Но при более тщательном исследовании можно обнаружить, что креативность - более широкое и всеобъемлющее понятие. Опираясь на опять же стандартные модели, креативность обычно принято относить к области творчества, что в общем-то более верно.

Маленькое лингвистическое отступление. Английский глагол «create» переводится, как «создавать, творить».  Но уже существительное «creator», которое дословно можно перевести, как «создатель» в мировой языковой культуре имеет несколько другой смысл. Скажем, фраза «Создать дом», при применении глагола «create», не будет означать  материальное воплощение этого дома. Для этого больше подойдёт глагол «produce» (производить)который подразумевает иной смысл (материальный, ремесленный). «Create» - это создание проекта дома, нахождение оптимального решения данной задачи, архитектурная и дизайнерская реализация. «Creator» (постепенно приживается в русском языке без перевода и произносится чаще, как «креативщик» или реже «криэйтор») – человек, которые эти решения найдёт и в идеале они будут нестандартными, или проще говоря, оригинальными.

Навык креативности, применим ко всем сферам жизни, а учитывая скорость с которой окружающий мир изменяется – необходим. Хорошая новость заключается в том, что, как любое прикладное умение – креативность не является врожденной. Этот навык приобретается и нарабатывается. Современность обладает сотнями конкретных техник и приемов для развития креативности. Подобные разработки не являются секретными и находятся в открытом доступе, поэтому не имеет смысла перечислять их в данной статье. Остановимся лишь на некоторых базовых принципах, которые применимы при работе в начальной школе.

Так как мы утвердили, что креативность – это умение находить нестандартные (оригинальные или более выгодные решения), то и само обучение, должно сводиться к поискам этих решений. Самое простое – это нестандартная задача или ограничение круга возможностей при её решении.

Скажем, классу даётся задание написать рассказ о маме. Задание стандартное и более чем типовое. А далее включаем систему ограничений (выводим ситуацию из шаблона, а учащихся из зоны комфорта). Ограничения могут быть самыми разными. Например:

- использовать только глаголы

- использовать только прилагательные

- использовать только существительные

- не использовать глаголы

- не использовать прилагательные

- не использовать существительные

- сделать рассказ из десяти предложений

- использовать только вопросительные предложения (А вы знаете, что моя мама самая лучшая?)

- начинать каждое предложение с определённой буквы (слова, словосочетания)

И так далее. Ограничения могут быть самыми разными. Главное чтобы они были преодолимы.

На уроках технологии можно попробовать не рассказывать поэтапно технику создания поделки, а показать сразу итоговый результат и предложить найти способ к этому итогу прийти. Или предложить выполнить определённую работу без использования какого-либо необходимого инструмента.

Впрочем, нарабатывать креативность можно не только на уроках. Скажем, к походу в столовую на завтрак тоже применима система ограничений. Предположим, за ограниченный отрезок времени, выстроиться по алфавиту или в обратном алфавитному порядке. В самой столовой также не прекращается поиск оригинальных решений. Достаточно попросить ребят пожелать друг другу по очереди приятного аппетита, не повторяя предыдущего оратора. Как показывает практика, дети очень находчивы, когда хотят есть. Приготовьтесь услышать такие хиты, как «Счастливо покушать» или «Удачного поедания».

Также весьма продуктивна, хотя и более сложно организована практика мозгового штурма. Обилие техник проведения сводится к нескольким базовым постулатам:

- работа в группе

- подразделение одной большой задачи на несколько маленьких

- ассоциативный способ мышления

Также для воспитания нестандартности мышления хорош способ  под названием «Обратная сторона Луны». Вкратце, данный метод сводится к нахождению дополнительных свойств у привычного предмета.

Подобных техник – сотни. Не нужно пытаться освоить все. Но  пять-шесть упражнений в учебном году должны присутствовать обязательно, если мы хотим говорить о развитии креативности. При условии систематичности модно смело прогнозировать креативный рост и (как приятный побочный эффект) повышение уровня успеваемости. Такая связь объясняется просто. При успешном решении нестандартных задач, обычные задания (с чётким алгоритмом) пусть и с повышенным уровнем сложности уже не являются для ребенка стрессовыми, а значит - могут успешно решаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление на уроках в начальной школе

Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Развитие критического мышления на занятиях в начальной школе

Применение элементов технологии критического мышления  в начальной школе на уроках русского языка....

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...

Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....