Представление опыта работы на тему развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочное время
статья на тему

Конышева Любовь Николаевна

Описание инновационного опыта учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predostavlenie_konysheva.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Конышева Любовь Николаевна

431430,  

Республика Мордовия, г. Инсар,

ул. Советская, 22, МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов.

20 лет

2. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочное время

2. Актуальность и перспективность опыта.

      Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять - пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, с постоянно увеличивающимися темпами внедрения в жизнь все новых и новых устройств, заменяющих людей, а людям, заменяющим многие «простые радости жизни» виртуальными переживаниями. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей - это то же самое мышление шестилеток и семилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, всё видевшего, всё знающего человека. Наши дети овладевают правилами логических игр и, применяя их, зачастую систематически обыгрывают взрослых.

        Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка. 
    Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из 
важнейших условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.

       Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

3. Условия формирования опыта.

Развивая своё  логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

4. Теоретическая база опыта.

На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

5Технология опыта.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы

6. Анализ результативности опыта.

Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников, и, в первую очередь, молодых специалистов.

        Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

        Начиная с первого класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.    

        Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры  на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

       Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.

     Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике и во внеурочное время. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

 

7. Адресность опыта.

www.ish1.edurm.ru  

3. Описание инновационного опыта учителя

Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения  школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.

  Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

  Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

На уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

  Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

4.Информационные характеристики опыта.

Характеристики инновационного опыта**

Обучение.***

Воспитание.***

Дополнительное

образование.***

1. Ценности и ценностные ориентации

 Система установок, убеждений предпочтений, выраженная в стремлении личности к самосовершенствованию

 Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям

2. Цели и задачи.

 передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого, которые необходимы самой личности и обществу

 формирование и развитие когнитивных структур, культуры творчества личности 

3.Управление образованием (как для О У, так и для учителей и классных руководителей).

 

4.Содержание образования.

Уроки, с:

а) опорой на фундаментальные научные понятия;

 б) введение теоретических положений и фактов, позволяющих многосторонне рассматривать изучаемый объект

  Внеурочная работа, с опорой на материал, содержащий наибольшее число внутридисциплинарных и междисциплинарных связей

Внеклассные мероприятия, кружков, факультативные занятия, с применением ИКТ

5.Технологии, в том числе ИКТ.

 технологии АСО и КСО, с применением элементов технологий ОК, ИКТ, ПМ, исследовательского и проектного обучения

 технологии АСО и КСО,  ИКТ, исследовательского и проектного обучения

6.Средства.

 УМК «Школа России» мультимедиаматериалы и авторские разработки уроков.

 научно-популярная литература, мультимедиаматериалы, информация сети Интернет

 

7. Методы.

алгоритмизированное, проблемное, деятельностное, поисковое и исследовательское обучение

проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение

проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение

8. Организационные формы.

  Вводная беседа к практической работе, уроки решения задач, действие с учебными моделями.

 внеклассная самостоятельная работа, внеклассная проектно-исследовательская работа

практикумы  

9.Образовательная среда.

 а) создание условий, способствующих организации развивающей среды;

б) перенос акцента в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие

 а) создание социокультурного пространства, помогающего человеку жить в современном мире;

б) создание множества ситуаций, в которых происходит социализация ребенка – социокультурная и образовательная

в) создание условий способствующих формированию потребности у человека к нахождению своего места в изменяющемся социуме

г) создание условий для развития компетентностей школьников

10. Информационно- методическая среда.

Научно-методическая литература, журнал

«Начальная  школа», опора на передовой педагогический опыт, использование инноваций в образовательном пространстве и др.

Научно-методическая литература, использование образовательных программ, включающих идеи гуманизации и  демократизации, нормативно-правовая документация и др.

 

11. Информационные ресурсы.

 а) применение информационных технологий: ПК, аудио, видео, ЦОР

б) применение информационных ресурсов сети Интернет

 а) применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР

б) применение информационных ресурсов сети Интернет

12.Организационные ресурсы.

 Уроки, с

а) опорой на проблемно-деятельностный подход к обучению

б) применением различных форм обучения: практических занятий, решение задач, действие с учебными моделями

 Внеурочная деятельность а) подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи

б) работа над исследовательскими проектами;

в) совместная с учителями подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях

13. Мотивационные ресурсы.

 развитие и становление личности

социализация и воспитание личности

Подготовка к осознанному формированию личности.

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях ОУ).

15.Научно – методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.)

 информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка

 информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка

16.Материально – технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.)

 педагогическая  литература, УМК, контрольно измерительные  материалы, технические средства обучения, средства ИКТ

 педагогическая  литература, УМК, КИМ, технические средства обучения, средства ИКТ

17.Нормативно- правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ).

Разработка учителем  программно-методического обеспечения  внеурочной деятельности (программа, скорректированная или составленная учителем; дидактические и методические разработки), социально-значимых проектов.

№ п/п

Наименование разработки

Год создания

Кем утверждены

1.

Рабочая программа «Я-Гражданин России»

2015-2016

Школьное методическое

объединение

2.

Рабочая  программа «Занимательная грамматика»

2013 - 2016

Школьное методическое

объединение

3.

Рабочая  программа «Я-Иследователь»

2015 - 2016

Школьное методическое

объединение

Выступления на педагогических советах, научно-практических конференциях, семинарах

Формы обобщения и распространения ППО

Школьный  уровень

Открытые   уроки

1

«Ознакомление с приемами устных вычислений»

Открытый  урок, в 4 классе

2012/2013 уч. год

2

«Сложение и вычитание вида +3, -3»

Открытый урок 1 классе

2013/2014 уч. год

3

Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание»

Открытый  урок во 2 классе

2014/2015 уч. год

Внеклассные   мероприятия

 4.

«Прощание с начальной школой»

Утренник для учителей и родителей

2012/2013уч. год

5.

«Праздник мам»

Утренник для родителей

2014/2015 уч. год

Участие в проведении мастер – классов, круглых столов, конференций

6

Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий

Заседание ШМО

2011/2012 уч. год

7

Игра как средство повышения эффективности урока.

 Педагогический совет

2012/2013 уч. год

8

 Формы самостоятельной работы на уроках русского языка при закреплении изученного материала

Заседание ШМО

2012/2013 уч. год

9

Технология развития критического мышления

Заседание ШМО

2013/2014 уч. шод

10

Работа с интерактивной доской

Заседание ШМО

2014/2015 уч.год

11

Современные технологии оценки качества образовательного результата

Педагогический совет

2014/2015 уч.год

12

Воспитание духовности и нравственности  у учащихся младших классов во внеурочной деятельности

Педагогический совет

2015-2016 уч.год

Муниципальный уровень

13

Формирование универсальных учебных действий в процессе освоения учащимися предметного содержания начального общего образования

Семинар учителей начальных классов

МБОУ «ИСОШ№2»

 www.ish1.edurm.ru сайт школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...

Обобщение опыта по теме: "Развитие логического мышления на уроках математики"

Данный материал содержит ряд заданий на развитие логического мышления у детей на уроках математики....

Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Методический семинар Тема: «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».

Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе. Это отмечает и лучший  российский специалист по математике Г. В. Дорофеев. Цель моей работы –...

Сообщение на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики".

Сообщение на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики"....