Методические рекомендации введения ИКТ в содержание каждого предмета.
учебно-методический материал на тему

Беспалая Светлана Валерьевна

В данной статье даны методические рекомендации по прменению ИКТ в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ПРЕДМЕТА ШКОЛЫ.

 «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».                

                                                Народная пословица.

Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня  довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы нам помогут новые педагогические технологии, которые  немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование ИКТ на уроках  помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

 Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения  и реализовывает  основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

 Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход  к ученикам, с применением разноуровневых заданий).

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.


          При использовании на уроке  мультимедийных  технологий, структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Структурная компоновка презентации Power Point развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует
триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Выделяются следующие особенности данной технологии:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
4. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
5. Повышение производительности урока.
6. Установление межпредметных связей с другими предметами.
7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
8. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сокращению времени для контроля и проверки знаний
  • развитию  навыков контроля и самоконтроля у обучающихся.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и репродукции различных электронных энциклопедий, видеоролики,  мелодии, презентации на определенную тему, различные тесты, задания  развивающего характера. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого учителями используются развивающие методы и приемы:

  1. метод анализа
  2. метод сравнения
  3. метод обобщения
  4. метод классификации
  5. формулировка понятий
  6. внутренний план действий

 При подготовке к урокам  используются электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы
  2. презентации к урокам
  3. логические игры
  4. тестовые оболочки
  5. ресурсы Интернет
  6. электронные энциклопедии.

 Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в Интернет.
  4. При планировании урока соблюдать этапы подготовки:

диагностика:

                  характер учебного материала

                 структура урока

 прогнозирование:

    временные затраты в учебном процессе

        возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

        оценка различных вариантов проведения урока

        выбор наиболее оптимального метода

планирование:

               создание методической структуры урока

        выбор оптимальных  форм организации учебной деятельности учащихся

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс,  но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики, например,  при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В  школе  используются информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Требования к оформлению презентаций.

При подготовке презентации следует помнить, что лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, не в полной мере осмысленных учащимися, т.к. плохое изложение чрезмерного объема информации их может запутать. Презентация сопровождает речь педагога, но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные преподавателем, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить  на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.

Преподаватель должен быть подготовлен к работе с презентацией: знать технические основы,  владеть  методическими приемами использования данного ресурса на уроке. Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание учащихся, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, т.к. другая информация не будет ими восприниматься. Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Преподавателю важно превратить учащегося из зрителя в активного участника учебного процесса. На это обязана работать и презентация - ее структура и содержание должны обеспечивать  и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.

   Эффективность  использования презентации зависит от четкости, продуманности  ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е.  представить каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести  и на несколько слайдов.

Логика презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы. Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания. Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Необходимо помнить, что ученик моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.

 Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья учащихся и педагогов необходимо придерживаться  следующих рекомендаций.

Расположение  информации на странице:

-      предпочтительно горизонтальное расположение материала;

-      наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Цвет:

-        цвет по-разному влияет и на первичное восприятие материала, и на его запоминание, и на здоровье человека (например, зеленый и белый цвета – спокойные, не раздражающие, способствующие  интеллектуальной деятельности; красный цвет привлекает внимание, но оказывает  возбуждающее  психологическое воздействие);

-        необходимо «цветовое равновесие». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если их оформить в одинаковые по цвету рамочки;

-        на одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один - для фона, один-два - для заголовков и один-два - для текста, причем цвета должны сочетаться между собой;

-        для фона лучше  использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона  должны быть подобраны  так, чтобы все надписи читались.

 Шрифт.

Выбор размера шрифта на слайде определяется, исходя из нескольких условий:

-      размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;

-      освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры;

-      текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация;

-      не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.

Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок, использование  рамок, заливки и пр. обеспечивает  единый стиль в оформлении.  Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной. Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.

 Текст.

Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации. С точки зрения  эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 10 строк. Текстовая информация  на слайде отражает цель и содержание урока. С точки зрения содержания, текст на слайде - это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр.

 Диаграммы и таблицы.

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет большое значение и с точки зрения формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть  в педагогической практике они могут рассматриваться как форма, прием представления учебной информации.

Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление:

-      текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Следует отметить, что шрифт таблицы может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде;

-      одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта;

-      таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы;

-      с точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде можно разместить не более 3-х круговых диаграмм;

-      тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных;

-      данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы;

-      таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне;

-      при демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала, удобство восприятия текстовой и наглядной информации.  

Схемы.                                                                                                                                                           

Схемы в презентации - это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами. Как и диаграммы, схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала, так же, как и таблицы, схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовую информацию. При создании схем на слайде важно учитывать следующее:

-                     на одном слайде размещается одна схема;

-                    схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь;

-                    количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с другой – зрительным восприятием;

-                    текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы необходимо помнить, что  схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с  другими слайдами презентации.

Рисунки, фотографии.

Рисунки чаще всего используются для разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлении и должны:

-                    быть четкими и качественными;

-                    соответствовать текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);

-                    разумно  дозироваться в количественном отношении на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).

-                    оформляться грамотно с точки зрения дизайна и отвечать общим требованиям экранного представления информации;

Четко подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, на его эмоциональный фон.

 Анимации и эффекты.

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – это интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Следует помнить:

-                    что увиденное сначала, предстает перед нами как образ. Мы реагируем, в первую очередь, на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание;

-                    понимание  закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации;

-                    с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.

    Планируя и оценивая презентацию, не следует забывать, что анимации и эффекты – только к месту. Не следует увлекаться чрезмерным использованием анимации, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации. Согласно санитарным нормам и правилам, длительность работы педагогов в кабинетах, оборудованных  персональной компьютерной техникой, не должна превышать 4-х часов. В соответствии с этим определяются следующие требования к качеству изображения:

-                         нормативный размер изображения для классного помещения рассчитывается по формуле: H = L : 5, где H – ширина изображения, L – длина класса в метрах;

-                расстояние от центра экрана до пола должно составлять в кабинетах– 1,5 м.

На основе вышеизложенного,  можно выделить следующие основные требования к презентациям:

Критерии оформления:

  • соответствие оформления  целям и содержанию презентации;
  • единый стиль в оформлении;
  • разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
  • грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций, рисунков, фото; 
  • качественное форматирование текста; 
  • качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений);
  • дизайн и эстетика оформления;
  • продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.

 Критерии содержания:

  • соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия;
  • соответствие содержания презентации целям, структуре самого урока;
  • слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или  графические  элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
  • не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.

 Критерии применения:

  • текстовое содержание презентации не должно повторять речь преподавателя, должно быть разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда;
  • компетентность преподавателя в использовании презентаций (знание технических основ,  владение  методическими приемами использования данного ресурса на уроке);
  • интегрированное использование презентации и педагогических технологий.

 Критерии технической готовности:

  • хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;
  • рациональное, грамотное, безопасное  размещение  аппаратуры;
  • наличие затемнения и быстрое управление им;
  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийных средств.

Основные направления и содержание здоровьесберегающей деятельности учителя, применяющего ИКТ  на уроках.

Профилактикой зрительного и общего утомления детей является систематическое проведение учителем начальной школы гимнастики для глаз и осанки, физкультминуток, динамичных. Не стоит пренебрегать паузами во время урока, даже если дети часто вставали со своих мест и перемещались по классу. Практика показывает, что если на несколько секунд  ребенок закроет глаза, услышит музыку или представит себе что-нибудь приятное по просьбе учителя, то ткань урока не будет нарушена и  результативность дальнейшей работы, как правило, возрастает. Вот некоторые из таких упражнений:

Мозговая гимнастика:

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Коррегирующая гимнастика для глаз:

Моргания 

Моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»:

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите,   или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

,,Где учителю взять презентации для своего урока?”

Конечно, идеальным вариантом будет демонстрация своих собственных презентаций на уроке - учитель сделает свою презентацию специально для своих учеников, информация для презентации будет отобрана наилучшим образом и т.д. Но где же учителю взять столько сил, времени и знаний, чтобы подготовить хорошие презентации на все уроки?

Здесь на помощь учителю придут его коллеги. Коллеги, которые работают с ним в школе или районе, а еще лучше, коллеги, готовые помогать через интернет.

Презентации, сделанные другими учителями, не всегда содержат всю нужную информацию, но почти всегда их можно отредактировать, “сделать под себя” - убрать лишние слайды или добавить свои.

В интернете появляется все больше сайтов, с которых учителя могут скачать презентации для своих уроков, вот некоторые из них:

  • festival.1september.ru/articles/416569/
  • www.uchportal.rpedsovet.org.
  • www.it-n.ru/communities.aspx…
  • damama.ru/2008/04/viktoriya-kuznecovа
  • nsportal.ru/group…shkola/pedagogicheskie-nakhodki…
  • www.openclass.ru/node/24859

Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий.

Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.   

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера).
Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тем;
  • общее заключение об уроке.

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у современных учеников  велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках  дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества  знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог  российской школы, соответствует современным требованиям.

Идти в ногу со временем – веление времени.

Список литературы:

  1. Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.

  1. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. —  М.: Педагогическое общество России, 2004.

  1. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

  1. Концепция модернизации российского образования на период  до 2010 года  

http://www.ug.ru/02.31/t45.ht

  1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО   по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

  1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при          обучении в начальной школе. 2006

  1. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа. 2002. №5. С.19-21.

  1. Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: НГУ, 2004.

  1. Молокова А.В., Осколкова Т.В. Электронные учебные материалы для начальной школы: Справочно-методическое пособие/ Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны  уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.Цель этих уроков – ...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый"

      Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый" разработаны с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий. Игра - путешест...

Методическая рекомендация к содержанию и оформлению рабочих программ внеурочной деятельности.

Содержание рабочих  программ должно соответ­ствовать:- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;- определенному уровню образования ( началь...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Методические рекомендации по введению ФГОС

Методические рекомендации по введению ФГОС...

Методические рекомендации по ведению карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель &nd...