Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
статья на тему

Жданова Валентина Николаевна

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladenie_sovremennymi_obrazovatelnymi_tehnologiyami.docx264.36 КБ

Предварительный просмотр:

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий. Именно поэтому на каждом уроке проявляется результативность педагогической технологии как системы личностных и инструментальных средств учителя, используемых для достижения педагогических целей.

В своей практике использую следующие педагогические технологии:

Технология проблемного диалога

Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания.

Вариантами возникновения проблемных ситуаций являются:

  • Несоответствие между имеющимися у детей знаниями, и теми, которые требуются для ее решения;
  • Необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи;
  • Противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.

Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.
  • Столкнуть противоречия в практической деятельности.
  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций.
  • Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
  • Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
  • Предложить проблемные теоретические и практические задания.
  • Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

А также с видами проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках:

  • Ситуация неожиданности. Данные ситуации создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
  • Ситуация неопределённости. Они возникают, когда учащимся предлагаю задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа.
  • Ситуация конфликта. Данная ситуация возникает при наличии противоречий. Причём противоречия могут быть разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
  • Ситуация опровержения.  Они создаются, когда учащимся предлагаю доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа.
  • Ситуация предположения. Данные ситуации создаются, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения или предполагается существование какого-либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями.

Побуждающий диалог.

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Русский язык

Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова».

На доске записаны слова:

сасна – сосна

марской – морской

сава – сова

- Прочитайте эти пары слов. Поставьте ударение.

- Почему слова записаны парами? (Мы предполагаем, что какие-то слова записаны верно, а какие-то нет)

- Почему запись слов вызвала затруднения? (Не знаем, как правильно написать эти слова.)

- В какой части слова правописание гласной вызвало затруднение? (В корне)

- Какова тема урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

Математика

Тема урока: «Единицы объема».

На доске карточки с опорными словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем.

- Разбейте слова на две группы.

Длина  линейка  сантиметр.

Масса  весы  килограмм.

- Докажите свой выбор. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.)

- Почему слово объем не отнесли ни к одной группе? (Не знакомы с этим словом.)

- Какова тема урока? (Объем и единицы его измерения.)

                       

Проблемное обучение формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

Технология продуктивного чтения 

Этапы работы с текстом с позиции структуры читательской деятельности:

  • Работа с текстом до чтения – антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока.

Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.

  • Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение. Выявление первичного восприятия.

Перечитывание текста. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.)

Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста.

По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

  • Работа с текстом после чтения. 

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача учителя – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Смысловая беседа по тексту. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками. Сведения о биографии автора, об истории создания произведения.

Повторное обращение к заглавию произведения, к иллюстрациям.

Вопросы по иллюстрации: «Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?» Выполнение творческих заданий: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», «Составь план», «Докажи, что…». Составление диафильма, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

Проектная и исследовательская деятельность школьников

Проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

В проектной деятельности развиваются важнейшие общеучебные умения:

  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
  2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Оценочные умения.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
  5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
  6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; проводить устный опрос.
  7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Активные методы обучения и воспитания учащихся

Активные методы обучения  включают  учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления, которые позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

Особенностью активных методов обучения является:

  • Групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • Использование системно-деятельностного подхода к обучению;
  • Практическая направленность деятельности;
  • Игровой и творческий характер обучения;
  • Интерактивность учебного процесса;
  • Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • Использование знаний и опыта обучающихся;
  • Задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • Рефлексия процесса обучения его участниками

Характеристика основных активных методов обучения:

Анализ конкретных ситуаций – развивает способность к анализу жизненных ситуаций, определить свое отношение к ситуации и формировать программу действий;

Тренинги – имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Разыгрывание ролей – взаимодействие участников игрового занятия  посредством проведения дискуссии;

Игровое производственное проектирование – наличие исследовательской проблемы, которую необходимо решить;

Деловые игры – моделирует деятельность путем игры, по заданным правилам;

Проблемная лекция – требует размышления для решения поставленной проблемы;

Проблемный семинар – позволяет выявить уровень знаний в данной области и сформировать интерес к изучаемому предмету;

Тематическая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем;

Мозговой штурм организация мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы, тренажеры, анимационные физминутки и т.д.;
  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  • использование готовых программных продуктов;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание тестовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером. Самое  важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Игровые технологии

Игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно. Именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы.

Игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Пример дидактической игры, проведенной во 2 классе.

Окружающий мир

Тема: Объекты живой и неживой природы.

Название игры: Описание состояния природы.

Дидактическая цель: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Игровое правило:

Чтение текста «Хмурое утро»

Неторопливо всходило неяркое солнце. Небо хмурилось. Дул сердитый ветер. Он подгонял и подгонял быстро бегущие по небу облака. Вскоре пошел грустный дождик. А потом с пригорка, тихонько журча, побежал мутный ручеек.

Нарисовать описанную в рассказе картину природы именно так, как говорит автор.

Игровое действие.

Учитель дает пояснение, а дети рисуют.

Раз сказано, что солнце всходит, значит, видимо, у него есть ноги, чтобы взбираться вверх. Ученик рисует Солнце с ногами. Чтобы показать, как хмурится Небо, нужно нарисовать лоб, брови, глаза. Ветер, который сердито дует, должен иметь грозные глаза и надутые щеки. «Бегущие» Облака с маленькими ножками. Дождь - с длинными ногами. Бегущий с пригорка ручеек вроде сороконожки.

Получается забавная картина. Обычный, даже скучноватый рассказ превратился в сказку.

D:\Мои документы\рисунки, неж.природа\0221.jpgD:\Мои документы\рисунки, неж.природа\0222.jpgD:\Мои документы\рисунки, неж.природа\0229.jpg

Здоровьесберегающие  технологии

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области