Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
статья (1 класс) по теме

Мамедова Виктория Александровна

В моей статье я пытаюсь раскрыть тайны проектной деятельности и значение детской инициативы в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podderzhka_detskoy_initsiativy_v_protsesse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы в процессе

проектной  деятельности

младших школьников.

 

Статья

            Учитель МБОУ гимназии 4

Мамедова Виктория Александр

Пятигорск 2016г

                                Содержание

  • Актуальность
  • Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы
  • Формы поддержки детских инициативы                                                                                          
  • Заключение
  • Список литературы

                                 

Актуальность

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Вполне оправданно она используется в начальной школе. Если проанализировать активность учеников начальных классов с позиции возможности реализации детской инициативы, то окажется, что эта инициатива весьма ограничена. Прежде всего, она реализуется в игровой деятельности. Но, как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение младшего школьника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Здесь на помощь и приходит проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проблемой является организация проектной технологии в младших классах таким образом, чтобы она способствовала развитию детской инициативы.

Цель – выявить особенности использования проектной технологии, способствующие поддержке детской инициативы.

Задачи:

  • Проанализировать литературу по проблеме.
  • Определить понятие детской инициативы.
  • Выявить условия использования проектной технологии, требования к организации в зависимости от возрастных особенностей детей.
  • Определить формы поддержки детской инициативы в проектной деятельности.

Проектная деятельность как способ поддержки

          детской инициативы

В детском саду педагоги активно используют метод проектов, он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях начальной школы и семьи:

  • помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
  • возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
  • проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в начальной шшколе, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок на уроке ИЗО в 1 классе нарисовал домик для своей куклы, учитель предложил сделать общее панно . Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома – номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. К реализации проектов можно привлекать родителей младших школьников. Они помогут детям собрать и оформить материалы.

Что касается защиты и коллективного обсуждения проектов, то среди первоклассников на первом этапе обучения не следует проводить конкурсы. Очень хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Проектная деятельность представляет большой интерес не только для  детей, но и для родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.

Далее в таблице  представлен алгоритм разработки проекта

Таблица

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.

3 этап

1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

1. Подготовка к презентации.
2.Презентация.

1. Подготовка продукта деятельности к презентации.
2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 Формы поддержки детских инициатив

В проектном методе могут использоваться следующие формы поддержки детских инициатив:

  • «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.
  • «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
  • Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом,  передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
  • Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.
  • Игровая основа деятельностных  взаимодействий  всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности.  

                     Заключение

Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности, что служит хорошим условием для творчества, выражения собственной инициативы и проявления самостоятельной активности. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Роль педагога заключается в поддержке активности детей, создании условий, способствующих проявлению самостоятельности и развитию инициативы. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

При этом у младшего школьника развиваются творческие способности и коммуникативные, познавательные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Делая вывод, можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.

         

         

Список литературы

  • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для  учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  • Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
  • Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
  • ​ Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель 1, 2000г.