Главные вкладки

    Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
    статья (1 класс) по теме

    Мамедова Виктория Александровна

    В моей статье я пытаюсь раскрыть тайны проектной деятельности и значение детской инициативы в этом процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podderzhka_detskoy_initsiativy_v_protsesse.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поддержка детской инициативы в процессе

    проектной  деятельности

    младших школьников.

     

    Статья

                Учитель МБОУ гимназии 4

    Мамедова Виктория Александр

    Пятигорск 2016г

                                    Содержание

    • Актуальность
    • Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы
    • Формы поддержки детских инициативы                                                                                          
    • Заключение
    • Список литературы

                                     

    Актуальность

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Вполне оправданно она используется в начальной школе. Если проанализировать активность учеников начальных классов с позиции возможности реализации детской инициативы, то окажется, что эта инициатива весьма ограничена. Прежде всего, она реализуется в игровой деятельности. Но, как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение младшего школьника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

    Здесь на помощь и приходит проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Проблемой является организация проектной технологии в младших классах таким образом, чтобы она способствовала развитию детской инициативы.

    Цель – выявить особенности использования проектной технологии, способствующие поддержке детской инициативы.

    Задачи:

    • Проанализировать литературу по проблеме.
    • Определить понятие детской инициативы.
    • Выявить условия использования проектной технологии, требования к организации в зависимости от возрастных особенностей детей.
    • Определить формы поддержки детской инициативы в проектной деятельности.

    Проектная деятельность как способ поддержки

              детской инициативы

    В детском саду педагоги активно используют метод проектов, он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

    Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

    Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях начальной школы и семьи:

    • помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
    • возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
    • проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

    Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в начальной шшколе, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

    Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок на уроке ИЗО в 1 классе нарисовал домик для своей куклы, учитель предложил сделать общее панно . Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома – номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. К реализации проектов можно привлекать родителей младших школьников. Они помогут детям собрать и оформить материалы.

    Что касается защиты и коллективного обсуждения проектов, то среди первоклассников на первом этапе обучения не следует проводить конкурсы. Очень хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.

    Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

    Проектная деятельность представляет большой интерес не только для  детей, но и для родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.

    Далее в таблице  представлен алгоритм разработки проекта

    Таблица

    Этапы
    проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1 этап

    1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу.

    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.

    2 этап

    1. Помогает в решении задачи.
    2. Помогает спланировать деятельность.
    3. Организует деятельность.

    1. Объединение детей в рабочие группы.
    2. Распределение амплуа.

    3 этап

    1. Практическая помощь (по необходимости).
    2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

    Формирование специфических знаний, умений навыков.

    4 этап

    1. Подготовка к презентации.
    2.Презентация.

    1. Подготовка продукта деятельности к презентации.
    2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

     Формы поддержки детских инициатив

    В проектном методе могут использоваться следующие формы поддержки детских инициатив:

    • «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.
    • «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
    • Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом,  передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
    • Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.
    • Игровая основа деятельностных  взаимодействий  всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности.  

                         Заключение

    Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности, что служит хорошим условием для творчества, выражения собственной инициативы и проявления самостоятельной активности. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

    Роль педагога заключается в поддержке активности детей, создании условий, способствующих проявлению самостоятельности и развитию инициативы. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

    При этом у младшего школьника развиваются творческие способности и коммуникативные, познавательные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

    Делая вывод, можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.

             

             

    Список литературы

    • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для  учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
    • Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
    • Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
    • ​ Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель 1, 2000г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

    С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

    Развитие орфографической зоркости в 1-м классе у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения

    В докладе представлены виды упражнений по развитию орфографической зоркости в 1-м классе. Особенности усвоения грамотного письма в первом классе. Приёмы, в наибольшей степени, развивающие ор...

    Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

    Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

    «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

    Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того ч...

    Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения

    Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», &la...

    "Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

    Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...