«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов
статья на тему

Саратовцева Елена Владимировна

   В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремление к сохранению физического, психического здоровья и развитие навыков культурного и безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel_zdorovya.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – учитель здоровья»

представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

МОУ "Гимназия имени В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области"

Саратовцевой Елены Владимировны.

Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с этим возникла необходимость создания образовательного пространства  в школе с учетом психологического комфорта и ценности здоровья  личности.

МОУ "Гимназия имени В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области" имеет положительный опыт в реализации школьной программы «Школа - территория здоровья», по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Моя работа по формированию у детей бережного отношения к своему здоровью направлена на совместное творчество школьников, родителей, социально-психологической службы, медицинского работника.

Целью моей педагогической деятельности является создание комфортного пространства, которое направлено на  формирование творческой личности обучающегося, стремящуюся к сохранению физического, психического здоровья с развитыми навыками культурного и безопасного образа жизни.

        Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Создание системы мотивации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий, оптимальной нагрузки, мероприятий  по формированию навыков здорового образа жизни.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

Сохранение физического и психического здоровья - одна из важных задач учителя.

Я считаю, что если материал урока вызывает перенапряжение младших школьников, то весь процесс обучения становится бессмысленным. Во избежание усталости обучающихся, учитываю факторы, которые противостоят стрессу и усталости:

- позитивный и доброжелательный настрой на работу,

- учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,

-  чередование  видов деятельности в течение урока (индивидуальная работа, работа в парах, группах)

- положительная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика,

- динамическая пауза  и физминутка.

- пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,

- создание условий для поисковой и исследовательской деятельности.

- психологическая атмосфера.

Считаю, что перемены необходимы для восстановления двигательной активности, поэтому на переменах организую игровую деятельность обучающихся.

Физкультурно-оздоровительная работа является одним из важных направлений моей деятельности, т. к. она способствует реализации сил и возможностей ребенка, через участие его в спортивных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, а также способствует сплочению коллектива.

Во внеурочной деятельности (праздники, классные часы) школьники реализуют свои способности.

Для определения результативности всей совместной деятельности по сохранению здоровья детей ежегодным является проведение мониторингов состояния здоровья  совместно с медицинским работником.

         Занимаясь вопросами формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни,  я активно принимаю участие в педагогических конкурсах, семинарах.

Совместно с обучающимися и их родителями занимаемся активным отдыхом, который стал традиционным – туристические походы в лес, поездки на турбазу, горнолыжную базу. Это помогает лучше узнать детей, сплотить их в дружный коллектив, улучшить настроение и самочувствие, прибавить бодрости и жизненной энергии.    Классные часы и праздники вызывают положительные эмоции, способствуют раскрытию детских талантов, формируют бережное отношение к своему здоровью «Правила дорожного движения», «За здоровый образ жизни», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Плох обед, если хлеба нет»,. Ежегодно в нашей школе проводятся общешкольные мероприятия «Дни здоровья», «Весёлые старты».

С целью выявления эмоционального отношения ребенка к школе использую методику «Рисунок школы». Она проводится как индивидуально, так и в групповой форме.  Подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.

Методика «Незавершенные предложения», которая нравятся детям., помогают получить очень важные данные о психологическом комфорте обучающихся в школе. Приведу примеры таких предложений. « Больше всего мне школа нравится зато, что...», « Я не люблю школу зато, что...», «Мне радостно, когда в школе...», « Я боюсь, когда в школе..» « Я хотел бы, чтобы в школе...».

 Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений) выявляет характер и  содержание переживаний обучающихся. Возможно использовать варианты методики:

1. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с жизнью класса, собственной жизнью. Полученные результаты дают представление о  свойствах личности ребенка, преобладающих мотивах поведения и действий.

Я занимаюсь любимым делом своей жизни – я педагог,  получаю удовольствие от каждого дня, проведённого в школе рядом с детьми. Я со своими коллегами создаю будущее, ведь во многом зависит от нас, какое оно будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

Обобщение опыта по теме "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"

Статья "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья...