Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фадеева Елена Алесандровна

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи.

логопед  Фадеева Е.А.


Речь является  важнейшей психической функцией человека и она напрямую зависит от    сформированности  всех психических процессов: внимания, памяти, словесно-логического и образного мышления. Образное мышление – решение задач с помощью мысленного манипулирования образами – имеет наибольшее значение в таких учебных предметах как геометрия и физика. В начале младшего школьного возраста с помощью образного мышления решаются те же задачи, которые позднее решаются с помощью словесно – логического мышления, которое в этот период еще недостаточно сформировано. Образное мышление позволяет  оперировать не только конкретными, но и обобщенными, схематизированными образами. Словесно – логическое мышление (вербальный интеллект) – это способность делать правильные выводы из имеющих посылок. Уровень его можно оценить по следующим параметрам - сформированность структуры  понятий,  адекватность представлений, способность к выполнению умственных операций (сравнения, обобщения). Память – это психический процесс, обеспечивающий сохранение информации. Этот процесс делится на три части: запоминание, хранения и воспроизведения информации. Внимание обеспечивает сосредоточенность на деятельности, осуществляемой в настоящее время. Внимание характеризуется: концентрацией, (способность работать, не отвлекаясь), распределением (одновременно выполнять две или более деятельности), переключением (перехода от одной деятельности к другой) При органических нарушениях или функциональных  задержках  страдают когнитивные процессы и речевое развитие всегда отражает это недоразвитие. Поэтому логопед вместе с психологом должны выработать совместную коррекционную программу по преодолению этих недостатков.  Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Задачи работы учителя-логопеда при работе с детьми младшего школьного возраста.

  • Обследование младших школьников и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Задачи работы педагога-психолога.

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
  • Диагностика уровня речевого и психического развития.

Диагностика провидится в два этапа. В первом этапе определяется уровень речевого и психического развития ребенка. После этого производится выделение факторов риска, на основе полученных результатов, и составление индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий. Во втором этапе диагностика проводится для оценки результативности коррекционной работы с детьми. Все результаты диагностики записываются в индивидуальные карты развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя создание и реализацию совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Занятия могут носит интегрированный характер, а так же проводится отдельно учителем-логопедом или педагогом-психологом в зависимости от поставленных целей и задач.

Анализ результатов коррекционной работы проводится для определения результативности и эффективности программы и для решения о прекращение или изменении характера занятий.

Во всех этапах совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проводится консультирование и просвещение педагогов и родителей. Эта работа включает в себя разработку рекомендаций и проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития младших школьников. 

С помощью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы можем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Особенности психических функций у младших школьников с нарушением речи.

обенности памяти младших школьников с недостатками чтения и письма:

ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;

недостаточный уровень развития произвольной памяти;

наглядная память преобладает над словесной;

собенности внимания младших школьников с недостатками чтения и письма:

низкая концентрация;

-плохая переключаемость:

 а) с неустойчивым, быстро переключаемым вниманием,

б) с пассивным, медленно переключаемым вниманием

- неспособность одновременно выполнять две деятельности

Особенности мышления младших школьников с недостатками чтения и письма:

недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;

недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.

Возрастные особенности восприятия младших школьников с речевым недоразвитием:

слуховое восприятие: фонематические нарушения (плохо дифференцируют звонкие и глухие согласные, с трудом выделяют последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой);

пространственное восприятие: трудности различения расположения элементов букв, снижение скорости восприятия при любом отклонении от оптимальных услови Совместная  работа логопеда и психолога дает положительные результаты в коррекции речевого развития и формированию психических процессов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...