Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.
методическая разработка (1 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ПОРТФОЛИО

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___  

_____ «Средней общеобразовательной школы №___»

г. Кемерово, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела «Портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

        Меня зовут                         

        Я родился                                  (число, месяц, год)

        Я живу в                                

        Мой адрес________________

        Моя семья________________

-Нарисуй портрет своей семьи

-Родословное дерево

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.

1.        Обговорите  со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.

2.        Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их  будет складывать в папку.  Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

3.        Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует  их, чтобы оформить титульный лист.

4.        Для начала определите,  какие разделы  «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

•        «Мой портрет»

•        «Коллектор»

•        «Рабочие материалы»

•        «Мои достижения»

В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5.        Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!

6.        Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7.        Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО

УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общие положения

ПОРТФОЛИО  – форма контроля и оценки достижений  учащегося,  как  средство мотивации личностного развития.

       В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий  характер,   есть   не   форма,   а   «инструмент»,   с   помощью   которого   формируется   у   младших  школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной  

мотивации.

ПОРТФОЛИО  – специальное образовательное пространство (место), где  

происходит  совместная  работа  детей, родителей  и учителя  по накоплению, систематизации,  анализу и  представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период  времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.

2. Цели и задачи.

Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

-Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

-Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Классный     руководитель     проводит     информационную     работу     по     формированию  портфолио с обучающимися и их родителями.

       Руководитель   школьного   методического   объединения   координирует   деятельность  учителей по данному направлению работы.

Психолог   проводит   индивидуальную   диагностику ученика.

        Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов  о мероприятиях, проводимых  в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых  гарантирует   пополнение   содержания   портфолио   обучающегося,   является   ответственным   за  внедрение в практику работы школы портфолио как инструмента фиксирования его индивидуальных достижений.

3. Структура портфолио.

    Портфолио может иметь следующую структуру:

    • I раздел –  «Мой портрет» (информация о владельце);

    • II раздел –  «Коллектор» (правила школьника, памятки, законы жизни в классе и в школе);

• III раздел –  «Рабочие материалы»:  

    Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.

    Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.

    Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие  работы, проектные работы, исследовательские работы.

    Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали  участие.

 • IV раздел - «Мои достижения» включает в себя:

    •   Работы,   проекты,   исследования,   которые   учащиеся   выполнили   в   учреждениях  дополнительного образования;

    • Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние  работы;   прикладные   проекты;   упражнения   и   задачи,   выполненные   сверх   учебной  программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии,  зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-,  видеокассеты   с   записью   выступления;   листы   самоконтроля   с   описанием   того,   что  учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист  целей и т.п.);

•   Собственные   изделия   учащегося   (модели,   поделки,   картины,   стихи,   музыкальные  произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

    •   Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио»:

  • Проектные   работы     –   указывается   тема   проекта,   дается   описание   работы.  Возможно   приложение   в   виде   фотографий,   текста   работы   в   печатном   или электронном варианте.
  • Исследовательские   работы   и   рефераты   –   указываются   изученные   материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
  • Техническое   творчество   –   модели,   макеты,   приборы.   Указывается   конкретная работа, дается ее краткое описание.
  • Работы по искусству  – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие   формы   творческой   активности:       участие   в   школьном   театре,   хоре,  оркестре.   Указывается   продолжительность   подобных   занятий,   участие   в гастролях, концертах.
  • Занятия   в   учреждениях   дополнительного   образования,   на   различных   учебных   курсах.  Указывается   название   учреждения,   продолжительность   занятий   и   их  результаты.
  • Занятия внеурочной деятельностью.
  • Участие  в олимпиадах и конкурсах.   Указывается  вид мероприятия,  время его проведения, достигнутый учащимся результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.   Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
  • Спортивные достижения.  Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

           4. Оценка результатов портфолио.

В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и  лауреаты в различных номинациях:

           •   « Самый оригинальный портфолио »;

           •   « За лучшее оформление работ »;

           •   « Идея! »;

           •   « За многогранность таланта »;

           •   « За трудолюбие »;

           •   « За творческий подход » и др.

5. Возможный вариант составления портфолио.

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___  

_____ «Средней общеобразовательной школы №___»

г. Кемерово, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела «Портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

        Меня зовут                         

        Я родился                                  (число, месяц, год)

        Я живу в                                

        Мой адрес________________

        Моя семья________________

-Нарисуй портрет своей семьи

-Родословное дерево

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Тезаурус

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся [3, с.51].

Предметное портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях [6, с.32].

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [7, с.87].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио обучающегося в начальной школе

В современном образовательном процессе уже у каждого  первоклассника должен быть свой портфолио. Многие родители не могут понять, зачем это нужно. На каждом родительском собрании приходитс...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе».

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе

В данном материале представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию дидактических игр на различных этапах урока....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...